Урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Анализ 28-ой главы.
Цели урока:
- проанализировать последнюю главу романа;
- выяснить ее роль для разрешения проблем, поднятых в произведении;
- воспитание внимательного отношения к слову, интереса к чтению.
Задачи урока:
Навыки работы с текстом (выбор главного, цитирование, анализ, выразительное чтение);
Коммуникативные навыки (монолог, диалог, элементы дискуссии);
Воспитание нравственных понятий.
Ход урока
Оргмомент
Приветствие.
Постановка целей урока.
Активизация знаний
Вспомним , что на предыдущих уроках говорили о названии произведения, его жанре, главных аспектах повествования, героях
(Предполагаемые ответы: полифонический социально-психологический роман не только с политическими проблемами (идеологическая борьба. смена поколений общественных сил, конфликт либералов-аристократов и демократов–разночинцев, но и психологическими(проблемами отцовства)и даже философскими (проблема единства развития всего человечества, преемственности духовного опыта, творческого переосмысления жизненного кредо); герои- психологические пары- «герой времени» и обычный человек)
Установочные вопросы:
1) Роман «Отцы и дети» о чем?
2) Можно ли вообще было обойтись без этой главы? Обязательной ли была смерть главного героя?
4.Чтение 28 главы (выразительно, вслух).
5. Беседа по содержанию.
- На какие две части можно разделить последнюю главу?
-О чем говорится в первой части?
-О чем говорится во второй части?
-Обратите внимание на описание природы?
-Какие выразительные средства языка использует автор? И почему?
-Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой?
-Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, и для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог - 28-ю главу?
Внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа.( Выборочное чтение).
Открывает дивный, чисто русский, зимний: «Стояла белая зима с жестокою тишиной...» Звучит, как музыка, как бы предвещая мелодичность и ритмический строй стихотворений в прозе.
Второй пейзаж (выразительное чтение) завершающий главу и роман в целом, насквозь пронизан лиризмом и элегической печалью о быстротекущем времени, мыслью о всепримиряющей вечности, о бессмертной силе любви и о «жизни бесконечной».
Выводы.
Итак, треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в той нравственно-психологической коллизии, к которой приходят герои в эпилоге.
- Что мы узнали о дальнейшей судьбе главных героев?
- Какое место занимает эта глава в романе?
-Какие слова и выражения говорят об отношении автора к этим событиям? (легкий юмор и ирония). Примеры из текста.
На заключительных страницах романа лирические мотивы нарастают и достигают кульминации.
И вдруг интонация резко меняется.
Как Тургенев рисует могилу Базарова? (Торжественно, грустно и величественно. Финал напоминает мощную, страстную музыку Бетховена).
- Вы не почувствовали спор автора с кем-то? (Автор словно с кем-то горячо спорит, страстно и напряженно размышляет о мятежном человеке, на могилу которого он привел читателя)
- Кого вам очень жалко? Какие приемы выразительности использует автор в этом? (Риторические вопросы: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?..»)
Еще на какие приемы обратили внимание?
(Повторы, восклицания, вопросы - все это передает драматизм раздумий автора, глубину и искренность его чувств. Так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке.)
6.Итоги.
Итак, к какому выводу можно прийти? Что хотел сказать Тургенев, описывая сельское кладбище?
Общий вывод: Можно по-разному трактовать заключительные строки романа, но одно несомненно - Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение и подчеркнул основную идею романа, которую, на наш взгляд, наиболее точно уловил критик Н. Н. Страхов: «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость... Иначе в самой победе не было бы силы и значения».
7.Д.З. Чтение последнего абзаца 28-ой главы и дать письменный ответ- размышление «О чем я задумался после чтения описания сельского кладбища».