СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока "Антонимы и точность речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект разработан для урока Родного (русского) языка в 6 классе по теме "Антонимы и точность речи. Может быть использован  учителями руссого языка.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока "Антонимы и точность речи".»

Предмет: Русский (родной) язык

Класс: 6 – «А»

Дата:20.12.2022 г

Тема: Антонимы и точность речи.

Цели урока:

Предметные: овладеть сведениями об антонимах, использовании антонимов для создания антитезы в русском языке; уметь опознавать антонимы, составлять антонимические пары слов; научиться подбирать антонимы для точной характеристики предметов.

Метапредметные: научиться выбирать наиболее эффективные способы работы в зависимости от конкретных условий, умение делать выводы на основе наблюдений и строить рассуждения, находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание; осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные: достигать взаимопонимания в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности и способность вести диалог; воспитывать любовь к народному творчеству, ценностное отношение к родному языку как к хранителю культуры.


Тип урока: освоение новых знаний

Вид урока: урок- беседа

Используемые технологии: ИКТ.

Методы: игровой, иллюстративный, рефлексивный

Формы работы: индивидуальная, групповая, игровая.

Оборудование: Учебник О. М. Александрова 6 класс, презентация, раздаточный материал, карточки.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Проверка домашнего задания.

Упражнение 82, стр.68.

-Чтение синонимичных слов и выражений которыми заменили фразеологические обороты.

3. Актуализация знаний обучающихся.

Терминологический диктант

1. Словарный состав языка – это… (лексика)

2. Слова, разные по звучанию, но одинаковые или очень близкие по значению –это… (синонимы)

3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению - это… (омонимы)

4. Раздел науки, в котором изучается словарный состав языка, - это… (лексикология)

5. Словарный запас человека – это… (лексикон)

6. Слова, которые имеют два или более лексических значения называются… (многозначные)

7. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются - …. (диалекты)

8. Новые слова называются … (неологизмы)

9. Слова, которые имеют одно лексическое значение, - это… (однозначные)

10. Слова одной и той же части речи, с противоположным лексическим значением.

Проверка. Слайд 2

4.Подготовка детей к восприятию нового материала.

-Запись слов по картинкам. Слайд 1-5

Учитель: Чем интересны данные слова? (они указывают на противоположные действия)

И как они называются?

Антонимы – это слова одной и той же части речи, с противоположным лексическим значением. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары. Слайд 6- 7.

Определение темы, целей урока. Слайд 8

4. Изучение нового материала.

- Работа по учебнику стр.70, Упр.88 (теоретический материал) Слайд 9

- Работа со стихотворным отрывком.

- Прочитайте четверостишие. (Карточки с четверостишием лежат у ребят на парте.) Найдите слова, противоположные по значению, запишите в тетрадь.

Пусть светит месяц – ночь темна.

Пусть жизнь приносит людям счастье, –

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

А. А. Блок. «Пусть светит месяц – ночь темна…»


Учитель: Ребята, в чём особенность этих слов?

Ученик: В словах противопоставляются явления природы.

Учитель: Как называется прием противопоставления в стихотворении?

Ответ: Антитеза

Учитель: умелое использование антонимов в речи позволяет выразить мысль точно и кратко, показать отношение автора к тому, о чем он пишет. Поэтому, антонимы часто используются как особый стилистический прием оценки различных предметов и явлений в поэтической речи, в художественных текстах. В этом случае антонимы становятся антитезой.

- Работа по учебнику.

Учитель: Прочитайте определение в учебнике на стр.71. Запишите в тетради.

Антите́за, (от др.-греч. «противопоставление») – стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи.

3. Задание. Подобрать антонимическую пару.

Лёгкая ноша - … (тяжёлая ноша)

Лёгкая задача - … (трудная задача)

Свежий хлеб - … (чёрствый хлеб)

Чёрная ткань - … (белая ткань)

Чёрные мысли - … (светлые мысли)

4. Работа в паре. Задание Собери лото»

Из отдельных слов необходимо собрать пословицы, найти в них антонимы.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Подальше положишь, поближе возьмёшь.

На языке — мёд, а на сердце -лёд.

Лето собирает, а зима подъедает.

Сытый голодному не товарищ.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

5. Итоги урока.

Цифровой диктант. Если вы согласны с утверждением, то поставьте +, а если не согласны, то -. Сверьте свои ответы с доской.

1. Антонимы в парах отвечают на один и тот же вопрос.

2. Антонимы относятся к разным частям речи.

3. Антонимическая пара –это группа антонимов, состоящая из двух слов.

4. Антонимы используют в речи для создания контрастов.

5. Антонимы – это слова одинаковые по написанию, но разные по лексическому значению.

6. Антонимы - это слова, противоположные по значению.

Сверьте свои ответы с доской. Слайд 10

1. +

2. -

3. +

4. +

5. -

6. +

4.Рефлексия.

Оцените свою работу, используя лист самооценки. Подчеркните подходящее слово из антонимической пары.

На уроке я работал активно / пассивно.

Своей работой я доволен / недоволен.

Моё настроение стало лучше / хуже.

5.Домашнее задание.

Учебник стр.70. Упр.86 Слайд 11














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!