Тема: Ткани растений
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут знать виды тканей растений, их строение, расположение, функции; уметь выполнять разноуровневые задания.
Задачи:
формировать знания о видах тканей растений, их строение, расположение, функции;
формирование умения выполнять разноуровневые задания;
воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: изучения новых знаний
Методы обучения: эвристический, репродуктивный
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная
ХОД УРОКА
Организационный этап
Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.
Целеполагание и актуализация знаний
- Ученые считают, что предками растений были водоросли. В отличие от водорослей, которые в основном живут в воде, растения господствуют на суше. Где мы можем встретить растения?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
- Мы видим их в лесах, на лугах и болотах, по берегам рек и озер. Их выращивают в садах, парках и скверах, на полях и в огородах.
- Освоение растениями суши сопровождалось формированием у них приспособлений, которые обеспечили их выживание в новых наземных условиях.
- Вспомните, как устроено тело многоклеточных водорослей.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
- У многих видов оно состоит практически из одинаковых клеток, и каждая клетка способна выполнять все функции, характерные для водоросли.
- А как у растений? Функции в многоклеточном организме растений выполняют не отдельные клетки, а группы клеток. Одна группа клеток, например, выполняет функцию защиты, другая — функцию транспорта веществ по организму, третья — осуществляет фотосинтез и т. д. Таким образом, для выполнения функций у растений формируются разные виды клеток. При этом клетки каждого вида различаются по строению. Для выполнения определенных функций клетки объединяются в группы, которые называются тканями.
- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем о тканях растений.
Операционно-познавательный этап
Прием «Активное слушание». Рассказ учителя об отличии растений от водорослей. Учащиеся слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.
Ткань — это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Таким образом, в результате освоения растениями суши у них сформировались не только органы, но и ткани, из которых состоят органы.
Прием «Активное слушание». Рассказ учителя о покровных тканях. Учащиеся слушают рассказ учителя о видах тканей и выполняют задания.
1-4 балла
Задание 1. Выберите верные и неверные утверждения:
За каждый правильный ответ поставьте 1,5 балла.
Вариант 1
Утверждение | Да | Нет |
Покровные ткани защищают растение от влаги. | + | |
Пробка состоит из одного слоя живых, плотно прилегающих друг к другу клеток. | | - |
Клетки эпидермиса имеют выросты – волоски. | + | |
Клетки эпидермиса прозрачны. | + | |
Вариант 2
Утверждение | Да | Нет |
Покровные ткани защищают растение от проникновения микроорганизмов. | + | |
Клетки пробки заполнены воздухом. | + | |
Для сообщения с внешней средой в эпидермисе есть чечевички. | | - |
Эпидермис состоит из нескольких слоев отмерших клеток. | | - |
Сумма баллов: 6
Самопроверка учащихся.
Прием «Активное слушание». Рассказ учителя о проводящих тканях. Учащиеся слушают рассказ учителя о видах тканей и выполняют задания.
5-6 баллов
Задание 2. Установите соответствие между элементами проводящей ткани и их описанием. Ответ запишите в виде последовательности цифр и букв.
За каждый правильный ответ поставьте 1,5 балла.
Элементы луба, представленные рядами вытянутых живых клеток, не имеющих ядер. Элементы древесины, представленные мертвыми вытянутыми клетками с сильно утолщенными оболочками и заостренными концами. Вид проводящей ткани, по которой передвигается вода с растворенными в ней минеральными веществами. Вид проводящей ткани, по которой передвигаются органические вещества. | А) луб; Б) древесина; В) ситовидные трубки; Г) трахеиды. |
Ответ: 1В2Г3Б4А
Сумма баллов 6
Взаимопроверка учащихся.
Прием «Активное слушание». Рассказ учителя о механических, основных и образовательных тканях. Учащиеся слушают рассказ учителя о видах тканей и выполняют задания.
7-8 баллов
Задание 3. Выберите НЕВЕРНЫЕ утверждения.
За каждый правильный ответ поставьте 2 балла.
А) Клетки механической ткани, представленной живыми клетками, непроницаемы для газов и воды.
Б) Склереиды образуют косточки плодов и скорлупу орехов.
В) Волокна механической ткани представлены удлиненными живыми клетками с заостренными концами.
Г) Фотосинтезирующая паренхимная ткань встречается в корне, листьях и молодых стеблях.
Д) Образовательные ткани состоят из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения.
Е) Верхушечная образовательная ткань располагается в теле растения продольными тяжами или сплошным кольцо.
Ответ: АВГЕ
Сумма баллов 8
Самопроверка учащихся.
Отвечают на вопросы творческого характера.
9-10 баллов
Задание 4. Ответьте на вопрос:
На 1 гектаре леса растет 300 деревьев. Сколько макулатуры нужно собрать, чтобы спасти лес площадью 4 гектара, если для спасения одного дерева необходимо сдать 60 кг макулатуры?
Решение:
300 ∙ 4 = 1200 деревьев;
1200 ∙ 60 = 72000 кг.
Ответ: 72 000 кг.
Рефлексивный этап
Учащиеся оценивают свое состояние на уроке.
На уроке мне было комфортно и все понятно | |
У меня не все получилось, но я старался | |
На уроке мне было трудно, я ничего не понял | |
Домашнее задание: §15
Фамилия, имя ______________________________________ класс ______
Задания по теме «Ткани растений»
Вариант 1
1-4 балла
Задание 1. Выберите верные и неверные утверждения:
Утверждение | Да | Нет |
Покровные ткани защищают растение от влаги. | | |
Пробка состоит из одного слоя живых, плотно прилегающих друг к другу клеток. | | |
Клетки эпидермиса имеют выросты – волоски. | | |
Клетки эпидермиса прозрачны. | | |
Сумма баллов ________
5-6 баллов
Задание 2. Установите соответствие между элементами проводящей ткани и их описанием. Ответ запишите в виде последовательности цифр и букв.
Элементы луба, представленные рядами вытянутых живых клеток, не имеющих ядер. Элементы древесины, представленные мертвыми вытянутыми клетками с сильно утолщенными оболочками и заостренными концами. Вид проводящей ткани, по которой передвигается вода с растворенными в ней минеральными веществами. Вид проводящей ткани, по которой передвигаются органические вещества. | А) луб; Б) древесина; В) ситовидные трубки; Г) трахеиды. |
Ответ: _____________
Сумма баллов ________
7-8 баллов
Задание 3. Выберите НЕВЕРНЫЕ утверждения:
А) Клетки механической ткани, представленной живыми клетками, непроницаемы для газов и воды.
Б) Склереиды образуют косточки плодов и скорлупу орехов.
В) Волокна механической ткани представлены удлиненными живыми клетками с заостренными концами.
Г) Фотосинтезирующая паренхимная ткань встречается в корне, листьях и молодых стеблях.
Д) Образовательные ткани состоят из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения.
Е) Верхушечная образовательная ткань располагается в теле растения продольными тяжами или сплошным кольцо.
Ответ: ___________
Сумма баллов ___________
9-10 баллов
Задание 4. Ответьте на вопрос:
На 1 гектаре леса растет 300 деревьев. Сколько макулатуры нужно собрать, чтобы спасти лес площадью 4 гектара, если для спасения одного дерева необходимо сдать 60 кг макулатуры?
Фамилия, имя ______________________________________ класс ______
Задания по теме «Ткани растений»
Вариант 2
1-4 балла
Задание 1. Выберите верные и неверные утверждения:
Утверждение | Да | Нет |
Покровные ткани защищают растение от проникновения микроорганизмов. | | |
Клетки пробки заполнены воздухом. | | |
Для сообщения с внешней средой в эпидермисе есть чечевички. | | |
Эпидермис состоит из нескольких слоев отмерших клеток. | | |
Сумма баллов ________
5-6 баллов
Задание 2. Установите соответствие между элементами проводящей ткани и их описанием. Ответ запишите в виде последовательности цифр и букв.
Элементы луба, представленные рядами вытянутых живых клеток, не имеющих ядер. Элементы древесины, представленные мертвыми вытянутыми клетками с сильно утолщенными оболочками и заостренными концами. Вид проводящей ткани, по которой передвигается вода с растворенными в ней минеральными веществами. Вид проводящей ткани, по которой передвигаются органические вещества. | А) луб; Б) древесина; В) ситовидные трубки; Г) трахеиды. |
7-8 баллов
Задание 3. Выберите НЕВЕРНЫЕ утверждения:
А) Клетки механической ткани, представленной живыми клетками, непроницаемы для газов и воды.
Б) Склереиды образуют косточки плодов и скорлупу орехов.
В) Волокна механической ткани представлены удлиненными живыми клетками с заостренными концами.
Г) Фотосинтезирующая паренхимная ткань встречается в корне, листьях и молодых стеблях.
Д) Образовательные ткани состоят из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения.
Е) Верхушечная образовательная ткань располагается в теле растения продольными тяжами или сплошным кольцо.
9-10 баллов
Задание 4. Ответьте на вопрос:
На 1 гектаре леса растет 300 деревьев. Сколько макулатуры нужно собрать, чтобы спасти лес площадью 4 гектара, если для спасения одного дерева необходимо сдать 60 кг макулатуры?