СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока биологии в 10 классе "Суд над вирусами"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока биологии в 10 классе "Суд над вирусами"»

Биология 10 класс


Ролевая игра «Суд над ВИРУСОМ»


Цель: продолжить формировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, профилактике и мерах борьбы с вирусами возбудителями болезней человека.



Методическая цель: Методика организации и проведения нестандартных форм уроков.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с историей открытия вирусов.

  • Рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе и для человека.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные умения обучающихся.

  • Развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи).

Воспитательные:

  • Создать условия для формирования способностей работы в группе.

  • Воспитывать культуру общения обучающихся.

  • Воспитывать познавательный интерес.

Тип урока: обобщения изученного материала.

Вид урока: урок – суд.

1. Организация класса.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.



Ведущий:

Добрый день, дорогие телезрители! Мне, главному редактору канала ВИАСАТ НЕЧУРАЛЗ и группе коллег посчастливилось попасть на уникальное судебное заседание. Так хочется, чтобы вы сами догадались, кого сегодня будут судить и за что. Поэтому прологом нашего репортажа я выбрала следующие стихи

Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планет
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы – и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!



Сообщение темы и целей урока.

О чем идет речь в стихотворении? (о вирусах)

Становиться понятным, что на сегодняшнем судебном заседании будет слушаться дело о вирусах.

А что вы знаете о вирусах?

Что такое вирусы с точки зрения современной науки?

Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Почему?

Являются ли вирусы живыми?

Можно ли вирусы назвать самостоятельным царством или нет и почему?


Всем известно, что вирусы поражают практически все живые организмы: от бактерий до растений, животных и человека. Но так же вирусы и полезны. Плохи ли вирусы или хороши – сегодня предстоит решить нам с вами. Сегодня вы свидетелями суда над Вирусом. Мои коллеги редакторы будут внимательно наблюдать за судебным заседанием и предоставят очень подробный стенографический отчет.



3. Изучение нового материала.

Секретарь:

Прошу всех встать! Суд идёт. Слово предоставляется Судье.

Судья:

Заседание суда прошу считать открытым. Прошу садиться. Сегодня слушается дело №1 по обвинению вирусов, их воздействии на организм человека. Уважаемые дамы и господа! Вы будете свидетелями необычного судебного процесса, на котором нам предстоит решить, опасен ли вирус для человека. Предлагаю познакомиться с сутью вопроса, выслушав первого нашего свидетеля. Он расскажет нам об истории открытия и изучения вирусов.

Секретарь:

Слово предоставляется 1 свидетелю.

1 свидетель ( Историческая справка):

На рубеже19 и 20 в.в. было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и бактерий, возбудители которых явно имеют неклеточную природу: они имеют слишком малые размеры, проходят через мельчайшие фильтры, которые задерживают даже самые маленькие клетки. Но все же тщательные кропотливые поиски возбудителей таких заболеваний, как оспа, бешенство, грипп, корь, чума свиней, собак и других оказывались безрезультатными. Казалось, здесь микробиология зашла в тупик. Но выход из этого тупика был указан русским физиологом растений Д. И. Ивановским в 1892 году.



Д. И. Ивановский изучил причины заболевания табака мозаичной болезнью, приносившей большие убытки табаководам. Он выяснил, что это заразное заболевание, но поиски возбудителя дали отрицательный результат. Продолжая свои исследования, он рядом простых опытов установил, что возбудителем табачной мозаики является заразное начало, свободно проходящее через бактериальные фильтры, задерживающие самые мелкие бактерии, и невидимое в оптический микроскоп.

Открытые организмы Ивановский именовал «фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году голландский ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) значит «яд».



К настоящему времени открыто большое количество вирусов человека, животных, растений и продолжают открывать все новые вирусы. Учение о вирусах разрослось в самостоятельную науку – вирусологию, изучающую неклеточные формы жизни.

Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20 300нм) симметричные структуры, построенные из повторяющихся элементов. Они способны проходить через любые фильтры. Это внутриклеточные паразиты, некоторые могут кристаллизоваться, но как только проникают в клетки живых организмов, проявляют все признаки живого. Распространены повсеместно.


Секретарь:

Слово предоставляется обвинению (Прокурору)

Прокурор:

Примерами наиболее известных вирусных заболеваний человека могут служить как давно известные человечеству (полиемиелит, корь, бешенство, оспа, герпес). К сожалению, разновидности вирусных заболеваний не уменьшаются и человечество на протяжении последних 100 лет пострадало от таких «новых « вирусных инфекций, как испанский грипп, СПИД, и, конечно же, коронавирус.

Секретарь:

Слово предоставляется 2 свидетелю.

2 свидетель (Полиомиелит):

Полиомиелит – острое инфекционное заболевание, известное еще с древних времен. Возбудителем инфекции является - вирус, устойчивый во внешней среде поражающий центральную нервную систему, в первую очередь спинной мозг, вызывающий воспалительные изменения слизистых оболочек кишечника и носоглотки. Он не разрушается пищеварительными соками и антибиотиками хорошо переносит замораживание и высушивание. Вирус передается от человека к человеку, в основном фекально-оральным путем через какой-либо обычный носитель инфекции (например, загрязненную воду или продукты питания).



Единственным источником инфекции является большой человек и вирусоноситель. Попав в организм человека, вирус размножается на слизистых оболочках кишечника, затем с током крови разносится во все органы и системы организма. Заболевание характеризуется появлением вялых параличей в основном нижних конечностей. Полиомиелит преимущественно поражает, детей в возрасте до 5 лет.


Несмотря на то, что случаи полиомиелита стали в настоящее время редкостью, существует опасность возникновения этого заболевания. На сегодня всего две страны в мире (Афганистан и Пакистан) в мире остаются эндемичными по полиомиелиту, в то время как в 1988 году число таких стран превышало 125. Такое уменьшение стало результатом разработки и применения эффективных вакцин для профилактики паралитического полиомиелита.

Первыми симптомами являются лихорадка, усталость, головная боль, рвота, ригидность шеи и боли в конечностях, возможны желудочно-кишечные расстройства. В одном из 200 случаев инфицирования развивается необратимый паралич при паралитической форме поражения ЦНС, когда появившиеся боли в конечностях и спине сменяются параличами отдельных мышц туловища, конечностей, шеи. В 15-20% из числа таких людей умирают в результате паралича дыхательных мышц и остановки дыхания. В 35-40% случаях полиомиелит заканчивается остаточными параличами с атрофией мышц, приводя к инвалидности.

ВАЖНО!!! Единственной эффективной защитой от полиомиелита является иммунизация.



Отказ от вакцинации сохраняет риск развития инвалидности у ребенка.

Профилактика полиомиелита осуществляется с помощью инактивированной полиомиелитной вакцины согласно национальному календарю прививок: первые три прививки детям начинают в 3-х месячном возрасте с интервалом 1,5 месяца, затем ревакцинация в 18 и 20 месяцев и последняя ревакцинация в 14 лет. Специфических реакций организма на вакцину не наблюдается. После введения полиомиелитная вакцина способствует формированию устойчивого иммунитета в организме человека.

Секретарь:

Слово предоставляется 3 свидетелю.

3 свидетель (Корь):

Корь – вирусное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем, непосредственно от зараженного человека.

Источник инфекции

Источник – только больной человек, период заразности которого может составлять 11 (максимально 16) дней:

Кроме человека, других резервуаров вируса кори в природе не описано.



Путь ее передачи – воздушно-капельный. Капельки слизи, выделяющиеся при кашле, чихании, крике, плаче, разговоре и содержащие вирус кори, от больного по воздуху попадают на слизистые оболочки носоглотки и верхних дыхательных путей восприимчивых людей. Заражение возможно как при тесном общении, так и при нахождении в соседних с больным помещениях.

Симптомы

Мелкие высыпания, размером с крупинку, на внутренней поверхности губ и щек. При наличии таких симптомов ребенка обязательно нужно изолировать.

В отличие от других заболеваний, сыпь при кори появляется не в хаотичном порядке, а поэтапно. В первую очередь розовые пятна появляются на волосистой части головы и за ушками. Затем переходят на переносицу, и постепенно растекаются по всему лицу. На второй день сыпь начинает распространяться по верхней части тела (руки, грудь). Третий день - ноги.

С момента появления сыпи, температура тела резко поднимается до 40 градусов.

Сыпной период длится от 4 до 7 дней.



Вакцинация

Коревая вакцина относится к аттенуированным препаратам (содержит живые, но ослабленные вирусы). При введении аттенуированной вакцины в организме происходят те же иммунные изменения, что и при заражении вирусом, но не возникает клинических симптомов заражения больного.


Секретарь:

Слово предоставляется 4 свидетелю.

4 свидетель (Бешенство):

Бешенство – тяжелое вирусное заболевание нервной системы. Резервуаром для вируса бешенства служат дикие и бродячие животные, преимущественно хищники, некоторые виды грызунов, а также домашний скот.




Способы заражения

Вирус передается через биологические жидкости (как правило, через слюну) и попадает в организм в результате укуса зараженного животного. Причем животное считается заразным уже за 3-7 дней до появления клинических симптомов.

Бешенство развивается далеко не в каждом случае: при укусе конечности риск развития заболевания составляет около 23%, а в случае повреждения шеи, лица и кистей рук доходит до 95% , но чем больше укусов, тем выше риск заражения.

Осложнения

В организме, после инфицирования происходят следующие процессы: вирус попадает в спинной и головной мозг, разрушая его клетки. Стадия параличей длится не более суток и характеризуется угасанием двигательной функции. У больного нарушается чувствительность, судорожные состояния и галлюцинации проходят, внешне человек выглядит спокойным. При этом температура тела поднимается до 42 градусов, усиливается сердцебиение, а артериальное давление падает. Человек погибает по причине паралича сердечной мышцы или дыхательного центра.

От появления симптомов заболевания до момента смерти больного проходит от 3 дней до 7 дней.

В большинстве случаев причиной болезни становится отсутствие у людей необходимых знаний и небрежное отношение к собственному здоровью. Человек часто не придает значения тому, что был укушен, относясь к ране как к обыкновенной царапине.

Продолжительность инкубационного периода бешенства в среднем составляет 10-90 дней с момента укуса больного животного. На этапе появления клинических симптомов заболевания, летальность составляет 100%.




Профилактика

Единственный способ предотвратить бешенство и смерть зараженного им человека – своевременная (во время инкубационного периода) вакцинация.

Бешенство – заболевание, предупреждаемое с помощью вакцин. Первые антитела к вирусу начинают вырабатываться через 14 дней после вакцинации, их максимальная концентрация достигается через месяц. Иммунитет от бешенства сохраняется на период до 1 года.



Секретарь:

Слово предоставляется 5 свидетелю.

5 свидетель (Испанский грипп):


Испанка – инфекционное заболевание, унесшее по разным данным до 100 млн. человек разных стран и континентов. Пандемия стала исторической катастрофой, с ней по числу жертв не может сравниться даже Первая Мировая война.

Несмотря на то, что первые больные появились в начале 1918 года в США, грипп получил название «испанский». Причиной этого считают то обстоятельство, что военная цензура участвующих в Первой мировой войне стран не допускала сообщений о начавшейся в армии и среди населения эпидемии. В результате нейтральная Испания первой из европейских стран публично объявила о пандемии заболевания в мае—июне 1918 года. Необычной особенностью «испанки» было то, что она часто поражала молодых людей. Почти половина всех смертельных случаев гриппа в 1918 году была среди людей от 20 до 40 лет. Обычно во время эпидемии высокому риску подвержены дети, люди преклонного возраста, беременные женщины. Но в 1918 году все было по-другому. Заболевших «убивала» собственная иммунная система. Крепкий иммунитет слишком резко реагировал на вирус и уничтожил легкие резким увеличением жидкости с белыми кровяными тельцами.

Основными симптомами болезни были синий цвет лица, кровавый кашель. Зачастую вирус вызывал внутрилегочное кровотечение, в результате которого больной захлебывался собственной кровью. Болезнь протекала достаточно быстро. В Великобритании ее называли «трехдневной лихорадкой» — именно за такое время болезнь могла уложить зараженного в могилу. Но некоторые умирали вообще на следующий день после заражения.



Первая подтвержденная вспышка гриппа была зарегистрирована в Соединенных Штатах на военной базе в северо-восточном Канзасе 11 марта 1918 года. Через несколько часов после того, как первый солдат сообщил, что он болен, в лазарет хлынули десятки заболевших. К концу дня заболели сотни солдат. В течение недели 500 человек умерли.


Ввиду отсутствия антибиотиков пациентам давали уже открытый к тому времени аспирин. Он был единственным действенным средством в борьбе с инфекцией.

Секретарь:

В зале суда объявляется перерыв.

Ведущий:

Чтобы наш организм мог лучше противостоять вирусным инфекциям, предлагаю сделать небольшой перерыв и провести дыхательную гимнастику, которая, по мнению многих врачей, является одним из профилактических средств заболеваний дыхательной системы.

Секретарь

Слово предоставляется 5 свидетелю.

5 свидетель (СПИД):


СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) вызывается специфическим вирусом. Этот вирус попадает в кровь и повреждает определенный тип белых кровяных шариков (лимфоцитов), являющихся важным звеном защитной (иммунной) системы организма. В результате заражения человек становится беззащитным перед микробами и опухолями. Заболевание развивается медленно, в течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение лимфатических узлов. Затем начинаются подъем температуры, длительные расстройства кишечника, потливость, похудание. В дальнейшем возникают воспаления легких, гнойничковые и герпетические поражения кожи, сепсис (заражение крови), злокачественные опухоли, преимущественно кожи. Все это приводит к смерти больного. Диагноз СПИДа может установить только врач.

Как можно заразиться СПИДом?

В результате изучения нескольких тысяч больных, зарегистрированных в мире, установлено, что вирус СПИДа передается:

• при половом контакте с больным или зараженным вирусом СПИДа, чаще при половых извращениях. Использование презерватива снижает риск заражения;

• в результате использования для инъекций нестерильных шприцев, в основном, наркоманами;

• путем введения крови или ее препаратов, содержащих вирус. Например, при переливании крови от зараженного человека. С 1987 г. в стране введена система проверки донорской крови, исключающая этот путь передачи;

• от беременной женщины, зараженной СПИДом, новорожденному.



Вирус СПИДа не передается через воздух при разговоре, кашле и т. п. При пользовании общей посудой и другими предметами обихода, санузлом, ванной, плавательным бассейном и т. п. заразиться СПИДом нельзя.

Ни одного случая заражения СПИДом не возникло при бытовых контактах или при контактах на работе. Ни один медицинский работник не заразился при оказании помощи больным СПИДом. При совместном пребывании здоровых детей и детей, больных СПИДом, не было отмечено передачи вируса в школах и дошкольных учреждениях.

Используемые в медицинских учреждениях методы стерилизации шприцев инструментов исключают возможность передачи вируса СПИДа.



Есть ли методы диагностики СПИДа?

При проникновении вируса СПИДа в организм возникает ответная реакция – образуются антитела. Эту реакцию можно выявить специальными методами при исследовании образцов крови. Положительная реакция указывает, что человек заразился вирусом СПИДа, у части лиц с положительной реакцией в дальнейшем разовьется СПИД. Другие могут оставаться внешне здоровыми, но сохраняют вирус в организме и могут поэтому заразить других людей. По результатам реакции нельзя сказать, кто заболеет, а кто будет только вирусоносителем.

Реакция на СПИД проводится при каждом взятии донорской крови. Донорская кровь, дающая положительную реакцию, уничтожается.

Секретарь:

Слово предоставляется 6 свидетелю.

6 свидетель (Коронавирус):

Ситуация в мире

Как известно, впервые вирус был обнаружен в городе Ухань в Китае.

Вирус активно изучается. Его выделили у больных и полностью расшифровали, определив, что он относится к коронавирусам, ранее не заражавшим людей. Источником болезни стали больные животные (по мнению большинства ученых – летучие мыши: вирус совпадает на 90% и мог мутировать, что привело к заражению человека) и путь передачи сначала был от животного к человеку, но вирус вскоре преодолел барьер и стал распространяться от заболевшего человека к здоровому. Этот путь и является основным на данный момент.

Устойчивость коронавируса идентична вирусу атипичной пневмонии, вспышка которой была в 2003 году.

30 января 2020 г. ВОЗ ввела чрезвычайную ситуацию по всему миру, цель которой – обращение внимания стран для мобилизации собственных ресурсов, направленных на лечение больных. На сегодняшний день ситуация в мире не изменилась. Появляются все новые и новые штаммы данного вируса.

Что такое коронавирусы?

Как вы думаете, Что такое КОРОНОВИРУС?

Коронавирусы — это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в некоторых случаях могут передаваться человеку. Обычно заболевания, вызванные коронавирусами, протекают в лёгкой форме, не вызывая тяжёлой симптоматики.

Однако, бывают и тяжёлые формы, такие как ближневосточный респираторный синдром (Mers) и тяжёлый острый респираторный синдром (Sars).

Каковы симптомы заболевания, вызванного новым коронавирусом?

  • Чувство усталости

  • Затруднённое дыхание

  • Высокая температура

  • Кашель и / или боль в горле

  1. Симптомы во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить на грипп.

  2. Если у вас есть аналогичные симптомы, подумайте о следующем:

  3. Вы посещали в последние две недели в зоны повышенного риска прилегающие регионы где есть случаи заражения вирусом?

  4. Вы были в контакте с кем-то, кто посещал в последние две недели в зоны повышенного риска Китай и прилегающие регионы где есть случаи заражения вирусом?

  5. Если ответ на эти вопросы положителен - к симптомам следует отнестись максимально внимательно.

Как передаётся коронавирус?

  1. Как и другие респираторные вирусы, коронавирус распространяется через капли, которые образуются, когда инфицированный человек кашляет или чихает.

  2. Кроме того, он может распространяться, когда кто-то касается любой загрязнённой поверхности, например дверной ручки. Люди заражаются, когда они касаются загрязнёнными руками рта, носа или глаз.

  3. Изначально, вспышка произошла от животных, предположительно, источником стал рынок морепродуктов в Ухани, где шла активная торговля не только рыбой, но и такими животными, как сурки, змеи и летучие мыши.

Как защитить себя от заражения?

  1. Самое важное, что можно сделать, чтобы защитить себя, — это поддерживать чистоту рук и поверхностей.

  2. Держите руки в чистоте, часто мойте их водой с мылом или используйте дезинфицирующее средство.

  3. Также старайтесь не касаться рта, носа или глаз немытыми руками (обычно такие прикосновения неосознанно свершаются нами в среднем 15 раз в час).

  4. Носите с собой дезинфицирующее средство для рук, чтобы в любой обстановке вы могли очистить руки.

  5. Всегда мойте руки перед едой.

  6. Будьте особенно осторожны, когда находитесь в людных местах, аэропортах и других системах общественного транспорта. Максимально сократите прикосновения к находящимся в таких местах поверхностям и предметам, и не касайтесь лица.

  7. Носите с собой одноразовые салфетки и всегда прикрывайте нос и рот, когда вы кашляете или чихаете, и обязательно утилизируйте их после использования.

  8. Не ешьте еду (орешки, чипсы, печенье и другие снеки) из общих упаковок или посуды, если другие люди погружали в них свои пальцы.

  9. Избегайте приветственных рукопожатий и поцелуев в щеку, пока эпидемиологическая ситуация не стабилизируется.

  10. На работе регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь (клавиатура компьютера, панели оргтехники общего использования, экран смартфона, пульты, дверные ручки и поручни).

Обозначение:

Коронавирусная инфекция – это остро протекающая инфекционная патология с преимущественно аэрогенным механизмом заражения, вызываемая РНК-содержащим коронавирусом. Специфичным для коронавирусов является поражение верхних дыхательных путей, реже – кишечника и желудка. Клинически инфекция проявляется умеренной лихорадкой и симптомами интоксикации. Диагностика патологического процесса предусматривает обнаружение вируса и антител к возбудителю в сыворотке крови. Лечение включает в себя этиотропные противовирусные препараты и средства симптоматической терапии (жаропонижающие, отхаркивающие, местные сосудосуживающие и другие).

Причины:

Возбудители болезни – семейство РНК-содержащих коронавирусов. Внутри семейства выделяют три группы инфекционных агентов, опасных для человека: человеческий коронавирус 229 Е, человеческий вирус ОС-43 и кишечные коронавирусы человека. Причиной появления нового типа вируса (возбудителя SARS) считается спонтанная мутация. Источником инфекционного агента является больной человек (или носитель), пути передачи – воздушно-капельный и намного реже – контактно-бытовой, реализуемый через контаминированные коронавирусом игрушки, предметы обихода. Факторами риска являются детский возраст, снижение иммунитета и длительное нахождение в плохо проветриваемых помещениях с большим скоплением людей.

Симптомы:

Инкубационный период составляет 2-3 дня. Начало болезни острое, симптомы интоксикации (слабость, головная боль, беспричинная усталость) выражены слабо. Температура тела редко достигает высоких цифр, чаще всего не превышает 38°С. Основным проявлением коронавирусной инфекции является обильное водянистое прозрачное отделяемое из носа, сменяющееся на слизистого характера ринорею. Характерны затрудненное носовое дыхание и снижение обоняния. У детей и ослабленных лиц наблюдаются першение, боли в горле, грубый кашель без мокроты и увеличение шейных лимфатических узлов. Коронавирусы могут вызывать только изолированное поражение пищеварительной системы, сопровождающееся тошнотой, рвотой, болями в животе.



Профилактика:

Терапия вне осложнений предполагает амбулаторное лечение. Рекомендуется ограничить контакты с окружающими, по возможности изолировать больного в отдельной комнате, обеспечить ежедневную влажную уборку и проветривание помещения. Специальной диеты не разработано; следует отдавать предпочтение лёгким, но питательным блюдам, исключить жареное, жирное, алкоголь, придерживаться частого дробного питания и увеличить употребление жидкости, преимущественно кипяченой воды комнатной температуры.

Секретарь:

Слово предоставляется Прокурору

Судья:

Пандемия — это эпидемия всемирного масштаба, уносящая обычно жизни миллионов людей. Поэтому хотелось бы услышать слово защиты по этому вопросу.

Секретарь:

Слово предоставляется Защите.

Адвокат:

Вирусы являются самой распространённой формой существования органической материи на планете по численности. Они играют важную роль в регуляции численности популяций некоторых видов живых организмов. Однако основная роль вирусов в биосфере связана с их деятельностью в водах океанов и морей.



Роль в водных экосистемах

Чайная ложка морской воды содержит около миллиона вирусов. Они необходимы для регуляции пресноводных и морских экосистем. Большая часть этих вирусов является бактериофагами, безвредными для растений и животных. Они поражают и разрушают бактерии в водном микробном сообществе, таким образом, участвуя в важном процессе круговорота углерода в морской среде. Органические молекулы, освободившиеся из бактериальных клеток благодаря вирусам, стимулируют рост новых бактерий и водорослей.


Роль в эволюции

Вирусы являются важным естественным средством переноса генов между различным видами, что вызывает генетическое разнообразие и направляет эволюцию. Считается, что вирусы сыграли центральную роль в ранней эволюции, ещё до расхождения бактерий, архей и эукариот, во времена последнего универсального общего предка жизни на Земле. Вирусы и по сей день остаются одним из крупнейших живых хранилищ неисследованного генетического разнообразия на Земле.

Вирусы имеют генетические связи с представителями флоры и фауны Земли. Согласно последним исследованиям, геном человека более чем на 32 % состоит из вирусоподобных элементов.

Применение

В науках о жизни и медицине

Вирусы имеют важное значение для исследований в молекулярной и клеточной биологии, так как они представляют собой простые системы, которые можно использовать для управления и изучения функционирования клеток. Изучение и использование вирусов дало ценную информацию о различных аспектах клеточной биологии. К примеру, вирусы применялись в генетических исследованиях, и они помогли нам прийти к пониманию ключевых механизмов молекулярной генетики, как то: репликация ДНК, транскрипция, процессинг РНК, трансляция, транспорт белков.

Иногда на помощь человеку приходят вирусы, поражающие животных и насекомые. В начале двадцатого века в Австралии остро встала проблема борьбы с дикими кроликами. Количество этих грызунов достигло угрожающих размеров. Они быстрее саранчи уничтожали посевы сельскохозяйственных культур, стали национальным бедствием. Обычные методы борьбы с ними оказались малоэффективными. И тогда ученые выпустили на борьбу с кроликами специальный вирус, способный уничтожить практически всех, зараженных животных. В 1950-х среди популяции кроликов был распространён вирус миксомы, вызывающий миксоматоз, что привело к серьёзному сокращению поголовья кроликов.

Но как распространилось это заболевание среди пугливых и осторожных кроликов? Помогли комары. Они сыграли роль, «летающих игл», разнося вирус от кролика к кролику. При этом комары оставалась совершенно здоровыми.

Судья:

Вопросы адвокату

Какие способы борьбы с вирусными инфекциями существуют?

Адвокат:

Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.:

Первый способ - вакцинация. Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета. В 1885 году французский ученый Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создается активный иммунитет к данному вирусу.

Второй способ - химиотерапия. Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток.

Третий способ – интерферон. Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее.

Секретарь:

Слово предоставляется обвинению и защите.

Прокурор:

Вирусы виновны в том, что миллионы людей на протяжении тысяч лет страдают от их пагубного воздействия!

Адвокат:

Вирус не виновен, я и мои коллеги пытались это доказать

Судья: Мой вердикт. Вирусы человека вызывают огромное количество опасных заболеваний. Лекарств от некоторых видов вируса нет. Не смотря на несомненную пользу некоторых вирусов природе и жизни человека, вирусы виновны в совершаемых ими преступлениях!

Секретарь: Встать. Суд идет. Судебное заседание о вирусе объявляю закрытым.

Спасибо за внимание!


Рефлексия.

Наш репортаж подходит к концу. Хотелось бы узнать у наших корреспондентов, какие выводы они сделали для себя относительно вирусных заболеваний, побывав на сегодняшнем судебном заседании. С каким настроением вы заканчиваете участие в нашем репортаже?


Перед вами на столах лежат условные сигнальные карточки. Синий цвет – да, красный – нет.

Я задаю вопросы, а вы поднимаете сигнальные карточки.

– Изученный материал был для меня доступным.

– Изученный материал был для меня сложен.

– Я узнал новое о вирусах.

– Ничего нового о вирусах я не узнал.

– Наше путешествие мне понравилось.



Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Земля без вирусов»

Завершить наш урок я хотела бы словами:

«Любая форма жизни является неповторимой, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека» «Всемирная хартия о природе», принята Генеральной Ассамблеей ООН





Проложение № 1

«Значение вирусов».


Мы узнали, что:

1-2. Отрицательная роль вирусов: __________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Положительная роль вирусов: _____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



3-4. К вирусным болезням человека относятся: _______________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


К вирусным болезням животных относятся: _________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



5. Пути передачи вирусных заболеваний и защиты от вирусных инфекций: _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Приложение № 2

ПАМЯТКА


Вирусы гриппа и коронавирусной инфекции вызывают у человека респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания аналогичны симптомам обычного (сезонного) гриппа. Тяжесть заболевания зависит от целого ряда факторов, в том числе от общего состояния организма и возраста. Предрасположены к заболеванию: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины и люди, страдающие хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями), и с ослабленным иммунитетом.

ПРАВИЛО 1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ. Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства. Гигиена рук – это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками. Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы.

ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ. Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно-капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных.

Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Вирус гриппа и коронавирус распространяются этими путями. Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания. При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать. Избегая излишние поездки и посещения многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.

ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.

ПРАВИЛО 4. ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ. Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.

Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:

– при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;

– при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;

– при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;

– при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.

КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ? Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску – непринципиально.

Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:

– маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;

– старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;

– влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;

– не используйте вторично одноразовую маску;

– использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.

При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.

Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.

Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.

Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.

ПРАВИЛО 5. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ, КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ? Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу. Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.

КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА/КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит. В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.

КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ. Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких.

Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ/КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ? Вызовите врача. Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного. Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями. Часто проветривайте помещение. Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами. Часто мойте руки с мылом. Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.). Ухаживать за больным должен только один член семьи.


Большое спасибо за внимание!!!

Будьте здоровы!

Оставайтесь дома, ради себя и своих близких!