Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа №8
План-конспект урока
по географии
в 7 классе
Тема «Океания»
Разработала: Кашолкина Е.Н., учитель географии, 1 квалификационная категория
Одинцово, 2017 г.
Тема урока: «Океания»
Тип урока - комбинированный
Цели урока:
углубить и конкретизировать знания о взаимодействии суши и океана;
осознание обучающимися важной мировоззренческой идеи целостности природы Земли, необходимости ее сохранения и бережного отношения к ней.
Задачи:
показать особенности географического положения и раскрыть особенности природы Океании;
раскрыть причины своеобразия органического мира;
рассказать о составе населения островов Океании;
сформировать у учащихся представление о хозяйственной деятельности и образе жизни населения Океании;
продолжить формирование умения работать с картой;
развивать кругозор учащихся, пробуждать интерес к учению.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
учащиеся смогут назвать и показать по карте наиболее крупные острова и архипелаги;
смогут рассказать об открытии и исследовании островов Океании;
смогут определить происхождение островов Океании с помощью различных источников информации: космических снимков, карт, учебника;
узнают о различиях в природе островов Океании в зависимости от происхождения;
смогут назвать и показать три основные области Океании: Полинезию, Меланезию, Микронезию;
научатся описывать виды хозяйственной деятельности человека на островах Океании и их влияние на природу островов;
метапредметные:
познавательные:
учащиеся смогут анализировать и обобщать учебный текст;
смогут делать выводы и строить логически обоснованные рассуждения по заданным темам;
смогут использовать для поиска необходимой информации учебник, атлас, ресурсы Интернет, аэрофотоснимки и использовать их для решения задач;
смогут сравнивать и классифицировать информацию;
регулятивные:
учащиеся научатся ставить учебную задачу под руководством учителя;
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы;
выявлять причинно-следственные связи;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неудачи, уметь оценить степень успешности своей образовательной деятельности;
коммуникативные:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с другими членами класса;
уважительно относиться к другому человеку, к другой точке зрения, высказанной по проблеме, владеть аргументацией, применять доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, теории;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
учиться критично относиться к своему мнению, признавать его ошибочность (при необходимости);
личностные:
сформировать у обучающихся личное отношение к вопросу сохранения природы Океании, её самобытности;
аргументированно оценивать свои и чужие поступки;
осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
Основные термины, понятия. Остров, архипелаг, о- ва Новая Гвинея и Новая Зеландия, Соломоновы острова, Новая Каледония, Фиджи; острова Марианские, Каролинские, Маршалловы, Пилау, острова Гилберта, Туамоту, Самоа, острова Общества, Микронезия, Полинезия, Меланезия, кокосовая пальма, агатис южный, птица киви,такахе, гаттерия, какапо, Н.Н. Миклухо-Маклай,папуасы, маори.
Оборудование: карты атласа для 7 класса, презентация «Океания», учебник Коринская В.А., и.в. Душина География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, 2009., раздаточный материал- таблицы, смайлики (три вида)
План урока:
Организационный момент. 2 мин.
Проверка домашнего задания.5 мин.
Актуализация знаний.3 мин.
Изучение нового материала.20 мин.
Закрепление.5 мин
Домашнее задание.1 мин
Рефлексия.4 мин.
Ход урока.
Слайд №1
Организационный момент.
Приветствие учащихся,
создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе.
Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в географическое путешествие.
С добрым утром, начнем мы день,
Первым делом прогоним лень,
На уроке не зевать, а работать и искать.
Проверка домашнего задания.
Учитель: а чтобы старт прошел успешно, давайте вспомним, с какими материками мы уже познакомились? (Африка и Австралия)
Давайте повторим, что мы знаем об этих материках. Прошу выйти и показать на карте материки: Африка и Австралия, рассказать какими океанами и морями они омываются? каково их географическое положение?
Давайте повторим, что же вам известно об этих материках.
Слайд 2-5.
Учитель: внимательно посмотрите на слайды и соотнесите животных и растения к природным зонам Африки.
Слайд 6.
А сейчас ответьте на вопросы об Австралии.
Задания выполняйте в тетрадях.
Актуализация знаний.
Слайд 7.
Давайте вспомним:
что называют островом? (сравнительно небольшие участки суши со всех сторон окружённые водой);
что называют архипелагом? (Это группа островов, расположенных недалеко друг от друга)
Изучение нового материала.
Учитель: ребята, в Тихом океане расположено великое множество островов. Географы предложили выделить их в особую часть света и назвали её Океания!
Тема сегодняшнего урока – Океания.
Слайд 8.
Слайд 9.
Учитель: ребята, по ходу моего рассказа вы должны будете заполнять таблицу, которая лежит у вас на партах, она вам поможет при выполнении домашнего задания.
И так, мы начинаем.
Слайд 10-12.
Что такое Океания?
Океания – острова, лежащие в центральной и юго-западной части Тихого океана к северо-востоку от Австралии. Этот островной мир состоит почти из 7000 островов, многие из которых образуют архипелаги. Площадь всех островов -1,3 млн. км2. Самыми крупными островами являются Новая Гвинея и Новая Зеландия. Найдите эти острова на физической карте мира (работа с атласом и настенной физической картой мира).
Слайд 13 (таблица)
Слайд 14.
Состав Океании.
Океания подразделяется на:
Меланезию – «Мелас» в переводе с греческого означает «черный». Меланезия – «черные острова». Островная дуга на юго-западе Тихого океана, включающая о. Новая Гвинея, Соломоновы острова, Новая Каледония, Фиджи;
Микронезию – «микро» в переводе с греческого означает «малый». Островная дуга в западной части Тихого океана, включает множество мелких островов, разбросанных на огромном пространстве Тихого океана к северу от экватора : острова Марианские, Каролинские, Маршалловы, Паллау, а также частично заходящие в южное полушарие острова Гилберта. Все они расположены в пределах Тихоокеанской литосферной плиты;
Полинезию – «поли» переводится с греческого как «много». Островная дуга в Океании центральной части Тихого океана от Гавайских островов до Новой Зеландии: Туамоту, Самоа, острова Общества и др.
Слайд 15.
Слайд 16-21.
Особенности природы – происхождение островов.
Материковые - Новая Гвинея и Новая Зеландия;
Вулканические - Гавайские острова, Новая Каледония, Фиджи, Самоа, Новые Гибриды и др.
Коралловые - острова Гилберта, Туамоту, Рождества.
Слайд 22 (таблица)
Слайд 23.
Природа – каковы особенности климата.
Само название Океания свидетельствует о том, что океан играет решающую роль в формировании климата. По климатической карте определите, в каких климатических поясах она располагается (в субтропиках, тропиках, субэкваториальных и экваториальных поясах).
Климат на всех островах теплый, ровный, мягкий, особенно благоприятный для жизни человека. Из-за положения островов по обе стороны от экватора температуры воздуха высоки, но ветры с океана (пассаты, муссоны и др.) значительно смягчают жару. Колебания температуры по сезонам и в течение суток незначительны. Смена давления воздуха над просторами океана приводит к возникновению частых ураганов, многие из которых обрушиваются на побережья материков.
Слайд 24-28.
Растительный мир.
Хотя вся Океания покрыта вечнозеленой растительностью, наиболее богата она только на островах материкового происхождения. Здесь размещаются тропические леса, саванны и луга. Наиболее распространены :
кокосовая пальма: распространение происходит морским путем по островам Тихого океана. Кокосовые орехи водонепроницаемы и свободно держатся на воде. Всхожесть плодов сохраняется в морской воде до 110 дней. За это время они могут проплыть до 3000 миль;
новозеландская сосна – очень ценное дерево – каури или агатис южный – это один из древнейших видов хвойных деревьев, переживший динозавров и встречавшийся уже во время юрского периода (примерно 150 миллионов лет назад);
кодиеум пестролистный, кротон – комнатное растение родом из Меланезии. Это растение есть у нас в школе в кабинете биологии;
циатея арборея – самый крупный папоротник в мире, высотой до 20 м. и листьями по 3 м.
Слайд 29 (таблица)
Слайд 30-34.
Животный мир.
Животный мир Океании беден, здесь нет хищных животных и ядовитых змей. Наиболее яркие представители Океании:
киви – птица, имеющая самые маленькие (выродившиеся) крылья.
такахе, бескрылая султанка – нелетающая редкая птица до 60 см. в высоту.
какапо – нелетающий попугай;
гаттерия – самое древнее пресмыкающееся (представители этого рода жили на Земле 250 млн. лет назад) с самой низкой температурой тела + 11̊̊̊С;
самая большая дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры. Размах ее крыльев достигает 26-28 см. Обитает на острове Новая Гвинея.
Слайд 35 (таблица)
Слайд 36.
Население.
Население составляет около10 млн. человек. Представлено оно коренными народами которые относятся к монголоидной и переходной австралоидной расам, и пришлым населением – потомки выходцев из Европы, Азии, Америки.
Слайд 37.
Меланезийцы – группа народов, населяющая острова Меланезии. Говорят на меланезийских языках. Сегодня меланезийцы ходят в церковь - католическую или протестантскую.
Слайд 38.
Папуасы – древнейшее население острова Новая Гвинея. Основное занятие – ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные – охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство.
Физкультминутка. А сейчас я предлагаю вам изобразить танец папуасов. Звучит ритм народа Новой Гвинеи.
Спасибо. Очень зажигательно!
Слайд 39.
Микронезийца – группа народов, проживающих в Микронезии. Общая численность – 115000 человек. В быту островитян главное место занимали суда – лодки. Микронезийцы умели изготовливать навигационные карты. Они были секретны, зашифрованы.
Слайд 40.
Полинезийцы – группа родственных народов, населяющих острова Полинезии в Тихом океане. Языки относятся к полинезийской группе. Расовый тип – смешанный, во внешности полинезийцев просматриваются черты монголоидной и австралоидной рас. Общая численность полинезийцев – 1 млн. 20 тыс. человек. Наиболее крупные народы Полинезии: гавайцы, самоанцы, таитяне, маори.
Слайд 41.
Маори – коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии составляет 500 тыс. человек. На языке маори « маори обозначает «нормальные», «естественные», «обычные».
Слайд 42.
Слайд 43.
Хозяйственная деятельность.
Какой хозяйственной деятельностью занимаются жители Океании?
(по щелчку мыши появляются иллюстрации к ответу)
Главное занятие – это земледелие. На плантациях выращивают кокосовые пальмы, какао, кофе. Развито рыболовство, туризм, занимаются разведением овец. Идёт заготовка ценных пород деревьев, которые произрастают на островах.
Слайд 44.
Страны Океании.
Политическая карта Океании сложилась в результате захвата островов странами Европы и США. Еще 40 лет назад здесь было только одно государство – Новая Зеландия. Сейчас независимых государств более 10. Часть островов – до сих пор колонии в основном европейских государств и США.
Слайд 45 (таблица)
Закрепление.
Учитель: какие возникли у вас вопросы?
Выполнение заданий теста. Слайд 47-49 (приложение 1)
А сейчас предлагаю вам выполнить творческое задание, составим синквейн.
Слайд 50-51.
Составление синквейна.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1-я строка – название, тема (существительное)
2-я строка – описание (два прилагательных)
3-я строка – действие (три глагола)
4-я строка – фраза выражающая отношение к теме (четыре слова)
5-я строка – синоним первой строки (существительное)
Я приведу пример:
География
Древняя, научная
Открывает, описывает, картографирует
Изучает природные комплексы и их компоненты
Наука о Земле
ТЕМА НАШЕГО СИНКВЕЙНА – ОКЕАНИЯ Предлагайте свои варианты. У нас получилось вот что. Свой сиквейн запишите в тетради.
Океания
Волшебная, необычная
Увлекает, завораживает, очаровывает
Архипелаги, расположенные в Тихом океане
Острова.
Домашнее задание.
Слайд 52.
§39, творческое задание – составить синквейн.
Рефлексия.
А сейчас предлагаю вам выразить свое настроение о сегодняшнем уроке. А помогут вам в этом смайлики, которые лежат у вас на столах.
Слайд 53.
Ребята, мы не прощаемся с Океанией, мы говорим «до свидания!» Может кому-то из вас предстоит побывать на этих островах в качестве туриста, ученого, а может, кто-то из вас будет капитаном корабля, и вы будете плавать в водах Тихого океана, среди этих островов.
Спасибо, ребята за сотрудничество, мне было приятно с вами работать.
Приложение 1.
Тест.
Задание №1.
1.Климатические пояса, в которых расположены острова Океании:
А. Экваториальный, субэкваториальный
Б. Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический
В. Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный
Г. Экваториальный, субэкваториальный, тропический
2.Острова Океании расположены в:
А. Северном Ледовитом океане
Б. Тихом океане
В. Индийском океане
Г. Атлантическом океане
3.Остров Новая Гвинея и острова Новая Зеландия имеют:
А. материковое происхождение
Б. вулканическое происхождение
В. Коралловое происхождение
4.Главное занятие жителей Океании:
А. земледелие
Б. животноводство
В. Туризм
Задание №2.
Установи соответствие:
Части Океании Острова
1.Полинезия а) о. Фиджи, Соломоновы острова
2.Меланезия б) Марианские, Каролинские, Маршалловы острова
3.Микронезия в) Гавайские острова, острова
Общества
8