Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тулуна «Детская художественная школа»
План – конспект урока для детей 9 лет
«Подготовительное отделение»
По предмету
Изобразительная деятельность
«В гостях у осени»
Тулун, 2020
«В гостях у осени»
Цель: Нарисовать «В гостях у осени» в технике рисования «оттиск, отпечаток листьями».
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятиями «пейзаж» и многообразие форм и красок окружающего мира;
- учиться находить красоту осенней природы в разных ее состояниях;
-передать красками яркие цветовые состояния природы
Развивающие:
-развивать творческое воображение при изображении изменчивых состояний природы;
-закреплять навыки работы различными материалами и техниками;
-способность развитию вкуса и чувства цвета;
Воспитывающие:
-формировать навыки организации учебной и творческой работы на уроке;
-воспитывать бережное отношение к природе и любовь к ней.
Оборудование и материалы для преподавателя: краски, палитра, использование мультимедийной системы для показа репродукций.
Материалы для детей: Гуашь, бумага формата А3, кисти разных размеров, палитра, клеёнка, салфетки.
Зрительный ряд: картины Левитана И.И , Шишкин И.И, детские рисунки об осени.
Звуковой ряд: аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского
Литературный ряд: Стихи русских писателей об осени.
Структура урока
Орг. момент…………………………………..1 мин
Беседа………………………………………….4 мин
Практическая работа…………………………16 мин
Анализ работ…………………………………..3 мин
Итог урока……………………………………..2 мин
Рефлексия………………………………………4 мин
Ход урока
Орг. момент
Приветствие. Проверка к уроку, эмоциональный настрой.
Здравствуйте ребята садитесь.
Беседа
Аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского звучит запись.
Ребята, скажите пожалуйста, какое у нас сейчас время года?
Дети: - Осень.
Какие цвета можно заметить в упавших листьях?
Дети: красный, желтый, оранжевый, коричневый. Авторская технология по цветоведение
(Спектр основа систематизации цветов в виде круга и треугольника, в вершинах которого-основные «первичные», чистые цвета. Смешивая их, получим вторичные цвета, смешивая далее - «третичные цвета». И.Иттен предложил двенадцатичастный цветовой круг. Биссектрисы треугольника и диаметры двенадцатичастного цветового круга И. Иттена - взаимодополнительные цвета. Смешивая взаимодополнительные цвета на палитре, получаем темно–серый, при оптическом смешении–белый. О.Рунге для систематизации цветов представил цветовой шар: по экватору-насыщенные цвета, по меридианам к полюсам-изменение цвета по светлоте, коси-изменение цветового тона по насыщенности.)
А вам нравится осень? Чем? Мне нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Вот послушайте стихотворение, писателя М. Иверсена:
Подают, падают листья
В нашем саду листопад
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.
- Скажите, как называют художников, которые рисуют природу?
Дети: Пейзажистами.
Осень. Её рисуют художники, её прославляют в своих произведениях музыканты, её описывают в стихах поэты. Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодные и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, тёплый – рождает, светлую радость. Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветия осенних красок. На доске предоставлены картины известного художника Левитана И.И, которые отображают 3 этапа осени.
Как можно назвать такой пейзаж?
Дети. Осенний пейзаж.
«Осенний день. Сокольники». Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой тёмной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов.
Период ранней осени изображает художник на своей работе «Золотая осень» Золотыми россыпями светится земля. Плавно несет свои холодные воды – голубая река, которой отражаются: прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки и багряные листья кустарников.
«Поздняя осень» Очередной потрясающий пейзаж Левитана. Эта пора – одно из любимейших его времен года. На небе сгустились тучи. Возможно, идёт дождь. В лужицы плавают жёлтые листья, словно кораблики. Весь пейзаж в напряжении и ожидании. Ещё немного и наступит зима.
3.Практическая работа
«Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближённой к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.)
Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Представьте себя, что все вы – осенние листочки. Ветер сорвал вас с веточки, и прежде чем упасть на землю, вы затеяли танец. Вы то кружитесь, то ветерок вас относит куда –то. Кто – то, может быть, кружится в паре, а кто – то устроил целый хоровод. Листочки все разные: весёлые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивленные. Некоторые листочки даже затеяли веселую игру и похожи на маленьких весёлых птенчиков. Все вы разные по форме. Все вы росли на разных деревьях (рябина, береза, ива, дуб, клен, тополь). Все вы разные цветов и оттенков. Сегодня я предлагаю вам стать волшебниками и нарисовать волшебный осенний пейзаж.
А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом – эстамп. Что это такое? Это отпечатывание, с каким – либо форм, в данном случае с листьями, на бумагу. А как же мы это будем делать?
Берем клеенку. Кладём на неё лист и покрываем жёлтой краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладём на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно всё убираем.
Ребята, помните, в начале урока звучала музыка так вот, оказывается красоту осени можно передать и с её помощи. Пока мы работаем давайте ещё раз послушаем произведение «Времена года» П.И. Чайковского.
И так наш «Осенний пейзаж» готов. Давайте, наши работы разложим и проанализируем.
4 . Анализ работ
Назовите наиболее интересную и удачную работу?
Как вы думаете, у кого, что не получилось?
Ребята как вы думаете, вы справились с работай?
Итог урока:
Сегодня наш урок подошёл к концу.
Рефлексия.
Вы когда-нибудь были на необитаемом острове.
(Ответ детей) Нет
Ну, хорошо вам предстоит такая возможность. Перед вами два острова, один остров мрачный, а другой солнечный. Если вам урок понравился, то вы должны бананы прикрепить к солнечному острову, ну, а если нет то мрачному.
На сегодня всё, урок окончен, спасибо вам за работу и внимание.
До свидания!