ГБОУ СОШ с. Надеждино
Конспект урока.
Окружающий мир
1класс
Зотова Татьяна Викторовна
–учитель начальных классов
24.10.2014г.
Цель: познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.
Обучающая: учить определять принадлежность животного к группе зверей; узнавать зверей на рисунке, описывать зверя по плану.
Развивающая: развивать речь, внимание, наблюдательность, мышление
Воспитательная: воспитывать любовь к животным и окружающей среде, прививать правила поведения учащихся на уроке.
Формирование УУД
Познавательные УУД: Анализ объектов и синтез, аргументировать свою точку зрения; структурирование знаний.
Регулятивные УУД Оценивать результаты своего труда и товарища, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД: формировать навыки работы в паре; Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем, Умение слушать и вступать в диалог, умение отстаивать свою точку зрения
Личностные УУД: формирование самооценки, мотивация и целеполагание учения
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; это млекопитающие- они кормят своих детёнышей молоком; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.
Оборудование.
-
У учителя – цветные изображения медведя, лося, белки, зайца. компьютер, проектор
-
У учащихся ––цветные изображения коровы, жирафа, кошки; на подносах пучки шерсти для практической работы; цветные фишки; пластилин для выполнения задания в рабочей тетради.
ХОД УРОКА
1. Приветствие гостей
Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать и отвечать?
Не судите очень строго –
Ведь учились мы немного.
2. У вас на партах лежат пушистики
Раскрасьте того «пушистика», который соответствует настроению в данный момент:.
– Муравей Вопросик хочет узнать – кто такие звери. Поможем ему? Сегодня мы вместе с Мудрой Черепахой найдём ответ на вопрос « Кто такие звери?» (Слайд 1)
3. Работа над новым материалом
– Откройте учебник на с. 38 (Слайд 2)
Смотрим на экран. Кого вы здесь видите?
Нам нужно определить, какое из изображенных животных – зверь.
Установим, какие из этих животных точно не звери (орел – птица; жук – насекомое). У вас на партах лежат такие же рисунки.
Их изображение накройте фишками. Посмотрите у соседа, правильно ли положили фишки.
Назовите оставшихся животных (крокодил, мышь). Какое же из них – зверь?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие звери. А для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главный признак.
(Слайд 3)
Но сначала давайте познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей. Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери
1. Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (жираф)
2. В магазине не была,
На базаре не была
А домой пришла –
Молока принесла
Молока кому?
Хозяину своему? (Корова)
3. Мордочка усатая
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
(Слайд 4)
– Какие части тела вы выделите у жирафа?
( Работа в парах. )Найдите те же части тела у коровы и кошки. Покажите эти части своему соседу.
Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые
Вспомните, чем покрыто тело рыб, птиц? А чем покрыто тело зверей? (Шерстью.)
4. Практическая работа
– Скажите, что у вас в коробочках. Рассмотрите, потрогайте, какая шерсть на ощупь.(Мягкая, жесткая, пушистая и т. д.)
– Какого она цвета? Из чего состоит пучок? Рассмотрите хорошенько. Много ли волосков? Вот такими волосками и покрыто тело зверей .Положите пучок на того зверя, тело которого покрыто шерстью.
– Рассмотрите на рисунке Черепаху. В какой костюм она нарядилась. Прочитаем слова Черепахи: звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. У зверей, ребята, рождаются живые детёныши и они их кормят молоком. Поэтому их называют млекопитающими.
Так как же узнать зверя? Крокодил – это зверь? Накроем его фишкой. А мышь – зверь? Вот видите, не все звери большие и зубастые!
5. Знакомство с многообразием зверей
–А на какие две группы делятся звери.(Дикие и домашние) Почему их называют? (ответы детей)
Физкультминутка (Слайд 5)
Работа с раб.тетрадью. (с. 28)
– Узнал Муравьишка, кто такие звери, и побежал в лес с ними знакомиться. А звери решили сыграть в прятки. Здесь спрятались четыре разных зверя.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
Кто спрятался в нижнем левом углу рисунка?
Это зверь? Накройте фишкой. (Слайд 6)(Сообщение ученика)
– Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь ищет надежное убежище, где можно проспать до весны.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
–Найдите самое крупное из спрятавшихся животных. -Это зверь? (Слайд -7) Закройте фишкой.( Сообщение ученика)
-Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, у самок их нет. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси проводят много времени у водоемов. Они хорошие пловцы. В недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.
– А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц.) (Слайд 8)(Сообщение)
– Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом . Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки, вырастает белая, только кончики ушей черные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.
– Угадайте, о ком говорится в этой загадке:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка) (Слайд 9) (Сообщение ученика)
– Зверьки эти живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, таскают орехи. Все это прячут во мху или в дуплах. Летом белки носят легкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становиться серой, густой и теплой.
– Посмотрите на картинку в тетради. Какое время года изображено на рисунке ? (Лето.)
– Почему? (На деревьях листья. Медведь гуляет по лесу, а зимой он должен спать.)
(Слайд 10)
Физкультминутка
– Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. Рассмотрите этих животных Назовите их. (Крот, летучая мышь, кит.)
(Слайд 11)
– Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного? (Передние лапы больше.)
– Как вы думает, почему?(Крот роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы.)
Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде – лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.
(Слайд 12)
Что необычного в строении летучей мыши? (У нее вместо лап – крылья.)
Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днем они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.
(Слайд 13)
Рассмотрите кита. Что необычного в строении его тела? (У него вместо ног – плавники; нет шерсти.) В группе зверей кит – самое большое морское животное. С помощью плавников кит плавает. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают киту найти пищу, с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается
7. Теперь мы можем ответить Муравью — вопросику « Кто же такие звери»?
8. Итог урока:
– Подведём сейчас итог,
Как прошёл у нас урок?
– Оцените себя, как вы сегодня работали.
Вы усвоили знания идеально. Завидую.
Почти безошибочно. Примите поздравления.
Огорчаться не стоит. К отдельным вопросам можно всегда вернуться.
– Покажите мне «мордашки» с настроением.
– Улыбок больше – значит, урок удался!
– Ребята, поднимите руку, кто сегодня на уроке узнал что-то новое о животных?
– А как мы можем помочь животным? Будем всегда и везде охранять природу, оберегать животных, ведь они нуждаются в нашей заботе. Никогда не забывайте об этом. А закончить наш урок я предлагаю этими словами.