СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока " Дорогу осилит идущий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока " Дорогу осилит идущий"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока " Дорогу осилит идущий"»

План-конспект урока


Ход урока

Дорогу осилит идущий

I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя: Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. До экзамена осталось всего 454 дня.

Задание.

  • Запишите сегодняшнее число и предложение: Я думаю о 454 (прописью) днях, которые подарила мне судьба для подготовки к ЕГЭ.

  • Какое числительное вы использовали?

  • Как склоняются количественные числительные?

  • Проверьте правильность написания числительного 454.

  • Как склоняются   порядковые числительные?

  • Просклоняйте  порядковое числительное 454( четвертый)( проверка по цепочке)

  • В чем особенность склонения числительных 40, 90 и 100?

  • 1группа-  40

  • 2группа   90

  • 3группа   100( проверка по группам)

Слово учителя: У вас, ребята, в запасе 454 дней, чтобы подготовиться к экзамену и достойно выдержать его.

II.Актуализация  и фиксирование  индивидуального затруднения в пробном действии

1.Пунктуационная разминка. Работа по карточкам 1 группа (выполнение задания 19)

2. Орфоэпическая разминка: проставьте ударения в словах:

аэропОрты, бАнты, бухгАлтеров, вероисповЕдание, граждАнство, диспансЕр, жалюзИ, мЕстностей, газопровОд, нефтепровОд, водопровОд, красИвее, мозаИчный оптОвый, прозорлИва, ободрИшься, одолжИт, премировАть

Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и проверьте простым карандашом: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше – «2».

  • Молодцы! Но…

III.  Выход к теме и целеполагание

Слово учителя: Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 25-ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста, это задание повышенной сложности, но самое дорогое: максимальный балл за сочинение – 24 балла.  Над методикой выполнения этого задания мы будем работать в течение нескольких уроков.

Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом: 

Выявление, формулирование разных типов проблем в текстах( слайд)

Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение ИК1):

IV.Формирование новых понятий и способов действий

1.Работа с интеллект –картой

Учитель

Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает  автор особое внимание.

Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с  этой проблемой

   2.    Работа с понятием «проблема»

   -  Что же такое проблема текста? 

       Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения.  Вопрос, над которым размышляет автор. (слайд )

.

- Какие виды проблем вы знаете?

  Учитель.   Проблема - вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни:  внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем   ( слайд )

  - философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

  -  социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

  -  политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

  -  экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

  -  нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

        Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.

3. Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина. Составление алгоритма. 

- что такое текст?(это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующее высказывание или произведение)

-обращение к словарю Ожегова

-признаки текста? ( единство темы, основной мысли, относительная законченность, последовательность изложения, грамматическая связь предложений)

-назовите типы речи?

- назовите стили речи?

Текст читает ______________________

У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.

Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.

Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Докажите, что это текст по 5 признакам

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом  тексте(слайд )

  1. Определить ключевые слова в тексте.

  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?

  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

Слово учителя: К какой проблеме обращается В. Солоухин в данном тексте? В чем, по мнению автора, значимость детства для человека? 

Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:

В виде вопроса

:

  • Какова роль детства в жизни человека?

  • Какова значимость такой поры как детство  для человека?

В виде словосочетания:

Проблема (чего?)

Вопрос (о чем?)

  • Проблема роли детства…

  • Вопрос о роли такой поры как детство для человека….

V.Самоконтроль с самопроверкой

Учитель (2017 год объявлен  в Республике Татарстан Годом экологии и общественных пространств)

- чтение наизусть стихов А.Фета и Ф.Тютчева и определение проблем

1.Задание:

  • У вас на  листочках написаны типы проблем. Подумайте и каждый запишите хотя бы одну конкретную проблему указанного типа. 

  • Кто готов? Кто дополнит?

Запомните определение типов проблем, они важны при написании комментария.

(показ слайда-эталона   по типам проблем)

2. Задание

 - Определить к какому типу относятся указанные проблемы

(показ слайда- эталона )

VI.Включение изученного в систему знаний

Работа в группах

 Задание 1.       Выявление ключевых слов и понятий, связанных с этими словами

1-природа

2-сострадание

3-книги

4-памятники

5-родина

6-искусство

Задание 2.      Постановка проблемы разными способами

-В виде вопроса

-В виде словосочетания:

-Проблема (чего?)

-Вопрос (о чем?)

Задание 3.      Подбор аргументов

Задание 4.

Составление интеллект-карты

Задание 4

Оформление вступления  сочинений. Для этого мы будем использовать клише. Клише – типовые конструкции, помогающие организовать структуру сочинения. Вступление.

  1. Ряд риторических вопросов 

Что такое счастье? Каждый ли человек может быть счастливым? Кроется ли «сердцевина» счастья только в здоровье? Именно на эти вопросы пытается ответить автор текста, предложенного нам для анализа.

  1. С проблемы 

Проблема ……..- из тех, которые актуальны и в наше время. Но в том и заключается особенностьнравственных (социальных, философских…) вопросов, что каждый человек ответы на них находит сам.

  1. Несколько слов об авторе 

Величайший русский писатель ФИО автора известен как писатель-гуманист, философ, обращающийся к вечным темам. Так и в тексте, предложенном нам для анализа, он обратился к вопросу о том, что…..

VII.Рефлексия

  • Вернитесь к целям и задачам урока

  • Определите, добились ли вы намеченного

  • Поставьте себе плюсы или минусы

Дом. задание: по предложенным текстам написать в тетради вступление, подобрать аргументы

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать.