СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока: "Экологические группы птиц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

  1. Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения и   жизнедеятельности птиц разных экологических групп.                           

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: "Экологические группы птиц"»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Тема урока «Экологические группы птиц»


ФИО (полностью)

Дайдаева Ольга Матвеевна

Место работы

МБОУ «УстьЭгитуйская СОШ»

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

7

Тема и номер урока в теме

«Экологические группы птиц»,

3-й урок в теме «Класс Птицы»


Базовый учебник

«Биология. Многообразие живых организмов»,

7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И.


  1. Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности птиц разных экологических групп.

9. Задачи:

- обучающие:

  • стимулировать у учащихся развитие познавательного интереса;

- развивающие:

  • развивать коммуникативные способности через работу в группах

-воспитательные:

  • продолжить формирование умений видеть красоту окружающей природы и бережного отношения к ней.

  1. Тип урока Урок изучения нового материала

  2. Формы работы

учащихся Фронтальная, групповая работа

  1. Необходимое техническое оборудование.

  • Предметный кабинет, имеющий 2-4 компьютера для работы учеников, и компьютер учителя с интерактивной доской и мультимедийным проектором.

  • Учебник; аудиозапись «Голоса птиц»;

  • ЕК ЦОР: слайд-шоу «Птицы водоемов и побережий», слайд-шоу «Птицы открытых воздушных пространств», слайд-шоу «Дневные хищники», «слайд-шоу «Ночные хищники», слайд-шоу «Птицы леса», слайд-шоу «Птицы степей и пустынь», интерактив «Биологические карты «Птицы», интерактив «Экологические типы птиц».

  1. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

I.

Организационный момент.


Беседа с учащимися, организация класса.

Беседа с учителем

2-3

II.

Актуализация знаний


Опрос через бумажный учебно-раздаточный материал, рисунки учебника.

Беседа с учителем по заданиям диагностической работы, работа по двум вариантам.

5-7

III.

Изучение нового материала

  1. Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

  2. Дневные хищники

  3. Ночные хищники

  4. Птицы водоемов и побережий

  5. Птицы леса

  6. Птицы открытых воздушных пространств

  7. Птицы степей и пустынь

Объяснение учителя с сопровождением компьютерной презентацией и аудио - материалом;

Усвоение материала через аудио-, видео материал

8-10

IV.

Обобщение знаний. Формирование умений и навыков

  1. «Голоса птиц» Кукушка

  2. «Голоса птиц» Соловей

  3. «Голоса птиц» Полевой воробей

  4. «Голоса птиц» Кряква

Беседа с учащимися

Прослушивание аудио-, определение вида птицы, характеристика экологической группы (фронтальная работа)

3-5

1. Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. (гиперссылки информационного модуля)


Организация работы с Интернет ресурсами и заполнение таблицы

Самостоятельная работа с компьютером, интерактивной доской в группах

5-6

V.

Первичная проверка усвоения знаний

  1. Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц


Проверка глубины понимания учащимися учебного материала


Работа с интерактивной доской


10


  1. Экологические типы птиц

  1. Многообразие птиц. Системати­ческие и экологические группы птиц

Проверка глубины понимания учащимися учебного материала

Самостоятельная работа с ЭОР в группах с компьютером



  1. Биологические карты "Птицы"

Самостоятельная работа с ЭОР в группах с компьютером

VI.

Рефлексия.Домашнее задание


Подведение итогов урока, оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

Подведение итогов групповой работы, с конкретизацией вклада каждого в общий результат.


3-5

Комментарии учителя по домашнему заданию

Занесение заданий в дневник


I. Организационный момент.

Ознакомление учащихся со структурой и задачами урока, их действиями на разных этапах урока.







II. Актуализация знаний.

  1. Беседа по материалу предыдущего урока, на котором рассматривались особенности организации птиц как наиболее эволюционно развитых позвоночных. В качестве материала для беседы используются рисунки учебника с.204-211.

Диагностическая работа

Вариант 1

Вариант 2.

1. Назовите: сколько камер в сердце лягушки;

1. Назовите: сколько камер в сердце голубя;

  1. Перечислите: черты сходства археоптерикса с птицами

  1. Перечислите: черты сходства археоптерикса с пресмыкающимися

  1. Опишите особенности строения: скелета птиц, связанные с полетом.

  1. Опишите особенности строения: дыхательной системы птиц, связанные с полётом.

  1. Объясните: почему уровень обмена веществ у птиц выше, чем у пресмыкающихся

  1. Объясните: почему птиц называют теплокровными, а пресмыкающихся – холоднокровными

  1. Составьте экологическую картину последствий исчезновения в природе хищных птиц

  1. Составьте экологическую картину последствий исчезновения в природе насекомоядных птиц

III .Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя с использованием ЭОР:

  • ФЦОР «Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц» (используется 1,2 страница модуля)




  • ЕК ЦОР: «Ночные хищники», «Дневные хищники», «Птицы открытых и воздушных пространств», «Птицы водоемов и побережий», «Птицы леса», «Птицы степей и пустынь».







IV. Обобщение знаний. Формирование умений и навыков

Учащиеся заполняют таблицу:



Экологические группы птиц

Название экологической группы

Представители

Приспособления в строении

Чему способствуют приспособления

  1. Птицы водоёмов и побережий




  1. Птицы открытых воздушных пространств




  1. Дневные хищники




4. Ночные хищники




5. Птицы леса





  1. Птицы степей и пустынь




Для заполнения используют гиперссылки информационного модуля «Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц»






V. Первичная проверка усвоения знаний

Работа с интерактивной доской

1 группа работает с практическим модулем Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц





2-ая группа работает с практическим модулем «Экологические типы птиц»




Работа с контрольными модулями в группах

1-ая группа работает с контрольным модулем

Многообразие птиц. Системати­ческие и экологические группы птиц







2-я группа работает с контрольным модулем

Биологические карты "Птицы"



VI. Рефлексия. Домашнее задание

Подведение итогов работы: как работал класс, кто из учеников особенно старался, что нового узнали школьники. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

Домашнее задание по соответствующему параграфу учебника с. 212, 220.

Задания по проектной работе.

Подготовить:

  1. доклады о редких и занесенных в Красную книгу птиц нашего региона.

  2. оформленное на альбомном листе сообщения о редких и занесенных в Красную книгу птиц нашего региона для стенда в кабинете.


Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока «Экологические группы птиц»


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

МНОГООБРАЗИЕ ПТИЦ. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ


ОМС

Информационный

иллюстрация, презентация

http://www.fcior.edu.ru/card/9432/mnogoobrazie-ptic-sistematicheskie-i-ekologicheskie-gruppy-ptic.html


2.

Дневные хищники (N 170711)

Слайдшоу.

информационный

Презентация, с дикторским сопровождением

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000808-1000-4ddd-3b4a-3f00475d4f0e/?from=000001a2-a000-4ddd-9475-330046b1daac&interface=teacher&class=49&subject=29

3.

Ночные хищники (N 170714)

Слайдшоу.

информационный


Презентация дикторским сопровождением

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000809-1000-4ddd-e115-0000475d4f0f/?from=000001a2-a000-4ddd-9475-330046b1daac&interface=teacher&class=49&subject=29

4.

Птицы водоемов и побережий (N 170704)


Слайдшоу.

информационный

Презентация дикторским сопровождением

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000806-1000-4ddd-e93a-2b00475d4f0e/?from=000001a2-a000-4ddd-9475-330046b1daac&interface=teacher&class=49&subject=29

5.

Птицы леса (N 170672)


Слайдшоу.

информационный

Презентация дикторским сопровождением

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000080a-1000-4ddd-8f58-0700475d4f0f/?from=000001a2-a000-4ddd-9475-330046b1daac&interface=teacher&class=49&subject=29

6.

Птицы открытых воздушных пространств (N 170707)


Слайдшоу.

информационный

Презентация дикторским сопровождением

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000807-1000-4ddd-371e-3400475d4f0e/?from=000001a2-a000-4ddd-9475-330046b1daac&interface=teacher&class=49&subject=29

7.

Птицы степей и пустынь (N 170675)


Слайдшоу.

информационный

Презентация дикторским сопровождением

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000080b-1000-4ddd-e994-1100475d4f0f/?from=000001a2-a000-4ddd-9475-330046b1daac&interface=teacher&class=49&subject=29

8.

«Голоса птиц» Кукушка

Информационный

аудиозапись

http://www.makedonsky.ru/voice/kuk.mp3


9.

«Голоса птиц» Соловей

Информационный

аудиозапись

http://www.makedonsky.ru/voice/sol.mp3


10.

«Голоса птиц» Полевой воробей

Информационный

аудиозапись

http://www.makedonsky.ru/voice/polvor.mp

11.

«Голоса птиц» Кряква

Информационный

аудиозапись

http://www.makedonsky.ru/voice/kr.mp3


12.

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц


ОМС

Практический

Пошаговый практикум с теоретической и практической частями и переходом от задачи к задаче, перетаскивание объектов

http://www.fcior.edu.ru/card/10275/mnogoobrazie-ptic-sistematicheskie-i-ekologicheskie-gruppy-ptic.html


13.

Экологические типы птиц (N 170682)


Интерактивное задание

Практический

Тестовые задания (выбор объекта, задания открытого типа с окном для ввода ответа) с дополнительной информацией и анимацией

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000080e-1000-4ddd-fe47-2d00475d4f0f/?from=000001a2-a000-4ddd-9475-330046b1daac&interface=teacher&class=49&subject=29

14.

Многообразие птиц. Системати­ческие и экологические группы птиц


ОМС

Контрольный

Тестовые задания

http://www.fcior.edu.ru/card/6058/mnogoobrazie-ptic-sistemati-cheskie-i-ekologicheskie-gruppy-ptic.html


15.

Биологические карты "Птицы" (N 170680)


Интерактивное задание

Контрольный

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000080d-1000-4ddd-2703-2c00475d4f0f/?from=000001a2-a000-4ddd-9475-330046b1daac&interface=teacher&class=49&subject=29



________________________________КОНЕЦ УРОКА___________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!