СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Филимоновская роспись"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Выполнить филимоновскую роспись на шаблоне игрушки-свистульки ,ориентируясь на образцы, расписанные мастерами, а также схемы таблиц с элементами узоров

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Филимоновская роспись"»

План-конспект урока по прикладному творчеству.

Преподаватель Пересторонина Татьяна Владимировна

Тема урока: Роспись филимоновской игрушки.

Класс: 2 «Б»

Возраст учащихся: 8 лет

Вид занятия: кистевая роспись

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Выполнить филимоновскую роспись на шаблоне игрушки-свистульки ,ориентируясь на образцы, расписанные мастерами, а также схемы таблиц с элементами узоров



Задачи урока:

Образовательные:

- Углубить знания учащихся о центрах глиняной народной игрушки

- Познакомить с видами и символикой филимоновских узоров (орнаментов)

- Освоить простейшие элементы филимоновской росписи и способы нанесения их на поверхность.

Развивающие:

- Закрепить знания об истории филимоновской игрушки

- Совершенствовать навыки кистевой росписи.

- Развивать усидчивость, аккуратность и старательность в работе.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийное оборудование, экран, видеоролик про филимоновскую игрушку творческой мастерской «Любота», фотографии филимоновских свистулек, таблица с элементами филимоновской росписи

Для учащихся: шаблоны, гуашь, кисти, баночка для воды, клеёнка

План урока:

I Организационный момент (1 мин)



1. Установление рабочей дисциплины

2. Проверка готовности к уроку



II Сообщение темы (1 мин)

III Основная часть (10 мин)

1.Введение.

2.Показ видеоролика «Филимоновская игрушка»

3.Сообщение цели урока


IV Практическая часть (21 мин)

1. Педагогический показ

2. Самостоятельная работа детей



V Подведение итогов (5 мин)

1. Просмотр работ (ярмарка игрушек)

2. Обсуждение

3. Оценки



VI Уборка рабочего места (1 мин

Ход урока

Этапы

Содержание урока

Примечание

I

Ещё раз здравствуйте ребята! К нам пришли гости, преподаватели нашей школы. Посмотреть, какую красоту мы с вами создаём на наших уроках.


II

У нас сегодня с вами очень интересный урок, а тема его: Роспись филимоновской игрушки


III








Скажите пожалуйста у вас у всех есть дома игрушки? А из каких материалов они сделаны?

А как вы думаете из чего раньше делали игрушки 100-200 лет назад? (из дерева, соломки и глины.)

Правильно! Но мало какие игрушки из ткани, соломы и дерева сохранились до наших времён, самые прочные оказались глиняные игрушки. Вот о них мы с вами и поговорим более подробно. Все вы, наверное, слышали о дымковской игрушке. А знаете ли вы что-нибудь про филимоновскую игрушку?

Это очень необычная и яркая игрушка с секретом, про который я расскажу позже.

Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. Обнаружили в этих местах залежи отличной глины и начали лепить из нее горшки да игрушки. Глина в Филимоново жирная и пластичная, практически чёрного цвета. А игрушки из неё получаются сказочные, с длинными шеями, вытянутыми туловищами, но маленькими головами и ножками. Оказывается, при высыхании глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, удивительно изящные формы. Лепили лошадей, оленей, баранов, птиц, барынь, всадников и фантазийных зверей. А секрет этих игрушек в том, что практически все они свистульки. Свистки спрятаны в хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Как правило, лепили и расписывали игрушки женщины, а помогали им в работе ребята, которых приучали к этому ремеслу с 7-8 лет (такие же как вы по возрасту). Затем все готовые изделия закладывали в специальные печи для обжига и ожидали чуда-появления преображённых огнём глиняных изделий. Дело в том, что после обжига серо-зелёная глиняная игрушка становилась белой.

Ребята, а теперь давайте посмотрим видеоролик о создании филимоновской игрушки.

Обратили внимание в видеоролике как поменялся цвет игрушки? После обжига белую игрушку расписывали. А затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших городах и Туле.

Вот и мы сегодня, как те ребята- помощники, будем расписывать филимоновскую игрушку, вернее шаблон игрушки и представим себя игрушечных дел мастерами. А в конце урока сделаем ярмарку игрушек.

Но для начала посмотрите ещё раз внимательно на фотографии и скажите какие основные цвета используются в росписи?

-Жёлтый (лимонка)

-Красный (малинка)

-Зелёный (зелёнка)

-Редко синий

А какие узоры чаще всего встречаются в филимоновской росписи? (полоски, точки, круги, овалы, треугольники, «ёлочки». Узоры эти не простые, каждый что-то означает. Косые или волнистые линии-символы небесных вод и дождя, дающие плодородие земле. Треугольник - земля, точки- символы зерна, круг - солнце, елочки - символ растительности.

Всё верно! Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. 



Ответы детей







Ответы детей











Вывесить фотографии филимоновских игрушек-свистулек на доску





















Показ видеоролика «Филимоновская игрушка»









Сообщение цели урока







Ответы детей







Вывесить таблицу «Элементы филимоновской росписи»



Ответы детей




IV

Пед. показ

Прежде чем приступить к своей работе, давайте посмотрим поэтапность росписи

1.Первым делом, как говорят мастерицы, «желтим» игрушку. Берём желтую краску и широкую кисточку и наносим краску. Основные элементы росписи - широкие линии, круги или полностью закрашенные части тела животного или человека.

2. Берём красную (малиновую краску) и тонкую кисточку. Проводим тонкие линии по контуру жёлтого. Старайтесь, чтобы линии были одной толщины. Узоры сочиняем сами, ориентируясь на схемы и фотографии филимоновских игрушек.

3.Накладываем зелёную (бирюзовую краску). Традиционно её называют «зелёнкой». То есть игрушку зеленят. Линии, как и на втором этапе, должны быть тонкими. Роспись ведётся между красными линиями

Кофточки у людей и животных, которые стоят на задних лапах, расписывают красным. Лица людей оставляют белым. Зелёным выделяют глаза, красным рот.









Показ поэтапности росписи игрушки преподавателем


Самостоятельная работа учащихся.

У вас на партах лежат несколько трафаретов филимоновской игрушки. Выберите себе один и приступайте к росписи

- Подойти к каждому ученику, проконтролировать ход работы.

Индивидуальная работа с учащимися

V
















Подведение итогов и обобщение пройденного материала на уроке

Вот и закончили своё дело наши народные умельцы. Солнце разгорается, ярмарка открывается! Вывешиваем свои работы на школьную доску.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какие элементы росписи вы использовали в своей работе?

Вопрос: Почему игрушка называется филимоновской?

Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

Выставление оценок











Ответы детей

VI

Уборка рабочего места.

Всем спасибо за урок, не забываем убрать за собой рабочее место.



Список используемой литературы и интернет ресурсов


  1. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975.

  2. П. И. Уткин, Н. С. Королева. Народные художественные промыслы. Москва: Высшая школа, 1992.

  3. Большой Энциклопедический словарь. Филимоновская игрушка.

  4. http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=38

  5. http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html