План-конспект урока
в форме дискуссии по теме "Геоэкологические функции литосферы", ориентированный на групповые работы для учащихся 11 класса.
Тема: Геоэкологические функции литосферы
Цели и задачи урока:
1. Ознакомить студентов с ресурсной, геодинамической, геофизической и геохимической функциями литосферы.
2. Исследовать роль биоты и человеческой деятельности в круговороте веществ на Земле.
3. Развивать навыки аргументации и обсуждения в группе.
Оборудование:
• Удобные места для групповой работы
• Флипчарты и маркеры
• Интерактивная доска (для сбора и анализа идей)
• Презентации по теме (если нужно для справки)
Структура урока:
1. Введение
• Приветствие и настрой на дискуссию.
• Краткое введение в тему. Обсуждение ключевых понятий: что такое геоэкологические функции, их значение.
2. Подготовка к дискуссии
• Разделите класс на 4 группы и задайте каждой группе одну из функций литосферы:
1. Ресурсная функция литосферы.
2. Геодинамическая функция литосферы.
3. Геофизическая функция литосферы.
4. Геохимическая функция литосферы.
• Задания для групп:
• Провести краткое исследование по своей функции (используя учебные материалы и интернет).
• Подумать о примерах и последствиях для окружающей среды и человечества.
• Подготовить аргументы для дальнейшего обсуждения (позитивные и негативные аспекты).
3. Дискуссия
• Начните дискуссию, предложив каждой группе представить свою функцию (по 3 минуты на группу). Важно не просто озвучивать информацию, но и подчернуть, какие вопросы эта функция вызывает.
• После представления каждой группы важно провести открытую дискуссию, задавая следующие вопросы:
• Как экономика зависит от ресурсной функции литосферы?
• Какие экологические проблемы могут быть связаны с геодинамической деятельностью?
• Как человеческие действия влияют на геофизические процессы на Земле?
• В каких аспектах геохимическая функция важна для устойчивого развития?
• Поощряйте всех участников включаться в разговор, обсуждать и предлагать свои взгляды.
4. Завершение (5 минут)
• Обсуждение итогов дискуссии. Какие точки зрения были наиболее интересными, кто с кем согласился или не согласился.
• Подведение итогов: какое влияние имеет деятельность человека на функции литосферы и как это может отразиться на будущих поколениях.
5. Домашнее задание (для саморазмышления)
• Написать небольшое эссе на тему "Как я вижу взаимодействие между человеком и литосферой в своем регионе". Попросите учеников попробовать найти примеры влияния своего окружения на геоэкологические функции.
Дополнительные ресурсы:
• Документы и статьи о воздействии человека на экосистемы.
• Видео о процессах формирования и разрушения в литосфере.
!