План-конспект урока по географии для 8 класса
Тема: Размещение населения. Плотность населения. Расселение населения и его формы.
Цели урока:
1. Осознать факторы, влияющие на размещение и плотность населения.
2. Изучить различные формы расселения населения и их преимущества/недостатки.
3. Анализировать статистические данные и карты для оценки населения стран или регионов.
4. Развивать навыки работы в группе и презентации материалов.
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут)
• Приветствие и проверка присутствия.
• Вводное обсуждение о том, на что влияет размещение и плотность населения: «Что вам приходит в голову, когда вы слышите эти термины?»
2. Актуализация знаний (10 минут)
• Вопросы для разминки:
Написать основные формулы из практической работы по демографии. ( 2 человека)
• Назовите регионы с высокой и низкой плотностью населения. Почему они отличаются?
• Как географические особенности местности влияют на распределение людей?
• Краткий обзор предыдущего материала о роли природы и хозяйственной деятельности в размещении населения.
3. Изложение нового материала (25 минут)
• Размещение населения:
• Определение понятия размещения населения.
• Факторы, влияющие на него: климат, ресурсы, экономические возможности.
• Групповая работа: каждая группа выбирает страну и определяет факторы её размещения (например, Япония — горная страна с недостатком ресурсов против России — обширные равнины).
• Плотность населения:
• Определение и расчет плотности населения.
• Сравнительный анализ стран по плотности (Гонконг, Индия, Канада).
• Статистические данные: как вычисляется плотность и её значение в жизнь людей (пробки, доступность медицинской помощи и прочее).
• Формы расселения:
• Обсудить основные формы расселения: городское, сельское, рабочие посёлки и агломерации.
• Примеры с картами: большие города мира и их окружение.
• Дискуссия о плюсах и минусах каждого типа расселения.
4. Практическая работа (15 минут)
• Разделить класс на группы по 4-5 человек.
• Каждой группе раздать карту с различными регионами и статистику по плотности населения.
• Задача: проанализировать информацию и представить, какую форму расселения можно ожидать в каждом регионе, а также возможные проблемы и решение этих проблем (например, транспортная система, доступ к ресурсам).
5. Презентация результатов групповой работы (15 минут)
• Каждая группа представляет свои выводы перед классом по порядку.
• Обсуждение: какие группы пришли к схожим выводам, а какие предложили интересные решения для выявленных проблем?
6. Заключение (5 минут)
• Подведение итогов урока и закрепление ключевых понятий.
• Вопрос на размышление: Как изменения в мировом населении могут повлиять на ваше будущее?
• Убедиться, что все понимают важность изучаемых тем в контексте глобальных изменений в мире.
Оборудование:
• Карты мира и отдельных стран
• Инфографика по статистике населения
• Бумага и маркеры для записей
Дом.задание:
Напишите короткую статью (1-2 страницы) на тему «Как плотность населения влияет на качество жизни в вашем городе». Подготовьте примеры и исследуйте статистические данные, если это возможно.