План - конспект урока географии для 8 класса
Тема: Россия на карте часовых поясов
Цель: Изучить положение России на карте часовых поясов и виды времени на территории страны.
Задачи:
Образовательная – сформировать знания о поясном, декретном и местном времени; дать понятие «часовые пояса», «часовые зоны»
Развивающая – развивать умения самостоятельного поиска информации – «линия перемены дат», сформировать навыки и умения определять поясное и местное время; решать практические задачи с использованием географической карты; развивать способности применять имеющиеся знания и умения в повседневной жизни.
Воспитательная – организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.
Планируемый результат:
Предметные:
умение объяснять: специфику исчисления времени на территории России.
умение определять: различия во времени на территории России;
Метапредметные:
овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
поиск и выделение необходимой информации, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению, межличностных отношениях, готовность к саморазвитию.
формирование умения анализировать полученные знания.
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентация на тему «Россия на карте часовых поясов», настенная карта России, атласы, справочники школьников по географии.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
1 слайд (карта России)
О величине территории России можно узнать из стихотворения Н.Забила:
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
II. Актуализация знаний.
Работа с политико - административной картой
Учитель: Какое важное событие произошло в нашей стране 30 сентября? (Присоединение Донбасса, четырёх территорий ДНР, ЛНР, Херсонская, Запорожская области)
Учитель: Какова площадь России? (17,1 млн.км 2 + присоединённая территория 17 125 191 км)²
Учитель: Количество стран – соседей. (18 стран.)
Учитель: Сухопутных соседей. (16 стран)
Учитель: Морские соседи (2 страны)
Учитель: Самая протяженная граница. (7 200 км – с Казахстаном.)
Учитель: Самая короткая (17 100 км – КНДР)
Учитель: Количество субъектов РФ( 85+ 4 вновь присоединённых - ДНР, ЛНР, Херсонская, Запорожская области, всего 89).
III. Первичное усвоение новых знаний.
Звучит голос диктора: «Говорит Москва. Московское время 15 часов…»
Учитель: Назовите тему нашего урока? (Россия на карте часовых поясов.)
2 слайд (тема: Россия на карте часовых поясов. Цель и задачи урока)
Учитель: Откройте в учебнике соответствующую тему. Найдите в атласе нужную карту. В чем причина в разнице времени на территории нашей страны?
(Большая протяженность страны с запада на восток)
3слайд ( Изображение планеты Земля)
Учитель: Вспомните, почему происходит смена дня и ночи на Земле. Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, то есть против часовой стрелки, если смотреть на Землю с Северного полюса. С вращением Земли связана естественная единица измерения времени – сутки и смена дня и ночи. (На протяжении всего урока учащиеся заполняют опорный конспект)
Учитель: Считаем. Полный оборот (360о) Земля совершает за сутки, то есть за 24 часа. Значит, за 1 час Земля поворачивается на (15о, так как 360о: 24 = 15о. 1 час это 60 минут, 60 мин: 15о = 4 минуты. Таким образом, за 4 минуты Земля совершает поворот на 1о). (Школьники делают расчёты).
4 слайд (Виды времени: местное, поясное, декретное, летнее)
Работа в группах по 4 человека у каждой группы Справочник школьника по географии, атласы
Учитель: Воспользуйтесь справочными материалами, дайте определение Местное время
( На разных меридианах в один и тот же момент бывает резное время суток. Значит, сутки начинаются одновременно на всём меридиане, каждый меридиан имеет свое местное время. Местное время зависит от географической долготы.
Поясное время.
Всю поверхность земного шара разделили на 24 часовых пояса по 15о каждый. За поясное время принято местное время среднего меридиана каждого пояса. Нулевой (он же двадцать четвёртый) пояс тот, по середине которого проходит нулевой меридиан (Гринвичского). К востоку от любого пояса время увеличивается, к западу – уменьшается.
Учитель: Границы часовых поясов не всегда проходят строго по меридианам. Почему? (Они проведены с учётом административных границ, чтобы та или иная административная единица была в одном часовом поясе.)
Учитель: По середине двенадцатого пояса, примерно вдоль 180о меридиана, проходит линия перемены дат. Это условная линия на поверхности земного шара, по обе стороны от которой часы и минуты совпадают, а календарные даты не совпадают на одни сутки. Например, в Новый год, в 00 часов 00 минут, к западу от этой линии 1 января, а к востоку – 31 декабря старого года. Меридиан пролегает между островами Ратманов (Россия) и Крузенштерн (США), граница, разделяющая “сегодня” от “вчера” и “завтра” от “сегодня”. (Найдите этот меридиан)
- В нашей стране 8 февраля 1919 г. было введено поясное время и на всей территории было установлено 11 часовых поясов (со II по ХII включительно). Границы ЧП неоднократно менялись.
Так появилась карта часовых зон России. Менее заселённые пояса были объединены, сколько часовых зон вы видите на карте? (9 часовых зон)
Учитель: Посмотрите на карту часовых зон. Москва находится во 2 часовом поясе, но на карте стоит (+3)В действительности разница во времени между Москвой и, например, Берлином составляет не один, а два часа. Это обусловлено тем, что на всей территории России действует декретное время, отличающееся на один час от поясного. Учащиеся ищут определение Декретное время (В 1930 г. постановлением (декретом) правительства стрелки часов были переведены на один час вперед по сравнению с поясным временем. Это было сделано с целью более полного использования светлого времени суток, а значит, и в целях экономии электроэнергии. Декретное время II часового пояса, где расположена Москва, называют московским временем.) Сколько времени, с учетом декретного будет в Лондоне, когда в Иркутске 10 часов. (Ответ: 2 часа)
Учащиеся ищут определение Летнее время в странах мира
Летнее время было “придумано” в Великобритании с целью экономии энергоресурсов и введено в 1908 г. Стрелка часов на летний период была переведена на 1 час вперёд. С тех пор многие страны стали применять подобный порядок исчисления времени. В Европе это время называют летним, а в Америке – опережающим.
Учитель: Летнее время в России.
С 1981 г. в России с марта по сентябрь действует летнее время. В последнее воскресенье марта стрелки часов переводились еще на один час вперед по сравнению с декретным временем. С 2008 г. возврат на декретное время обычно происходил в последнюю субботу октября переводом часовой стрелки на один час назад. С октября 2011 года перевод на зимнее время не осуществлялось.
Однако уже вскоре исследования показали, что россияне хотели бы вернуть перевод часов на зимнее время. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о переходе России с 26 октября 2014 года на зимнее время и в дальнейшем сезонный перевод стрелок осуществляться не будет.
IV. Первичная проверка понимания
Учитель: 1. С помощью карты “Часовые зоны России” заполните таблицу
При работе учитывайте, что если город расположен западнее, то разницу отнимаем, а если восточнее, то складываем
5 слайд (таблица)
город | время |
Калининград | 14.00. | | | | |
Москва | | 10.00 | | | |
Красноярск | | | 11.00. | | |
Иркутск | | | | 05.00 | |
Владивосток | | | | | 00.00. |
6 слайд карта-схема
2. Самолет вылетел из Владивостока (11 часовая зона) в Москву (2 часовая зона) в 15.00 по московскому времени. Расчетное время полета 9 часов. Определите время прибытия самолета в Москву.
11 – 2 = 9
15 – 9 = 6 часов было в Москве, когда самолет вылетел.
6 + 9 = 15 часов
В Москве – 15.00 час.
3. Самолёт вылетел из Волгограда (II часовая зона) в Сургут(IV часовая зона) в 9 часов по московскому времени. Расчётное время полёта составляет 2 часа. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Оренбурге, когда самолёт приземлится.
4 – 2 = 2
9 + 2 = 11 часов было в Сургуте, когда самолет вылетел.
11 + 2 = 13 часов
В Сургуте – 13.00 час.
4. (ОГЭ – 9 кл) Расположите города России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.
1) Анадырь 2) Казань 3) Иркутск
132 Анадырь – Иркутск – Казань
7. Сколько времени, с учетом декретного будет в Лондоне, когда в Иркутске 9 часов.
7 слайд
V. Первичное закрепление
Да или Нет
1. В каждый момент суток одинаковое время бывает лишь в точках, расположенных на одном и том же меридиане.
2. Границы часовых поясов проходят строго по меридианам?
3. Удобно пользоваться местным временем?
4. Поясное время – это время в границах одного часового пояса?
5. При проведении границ часовых поясов учитывают административное деление страны?
8 слайд
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
параграф 9, вопросы и задания на стр. 42. В опорном конспекте задачи.
Дополнительные творческие задания
Для интеллектуалов - придумать занимательную задачу
Для умелых ручек - макеты часов.
Для лириков – стихотворение.
Для технарей – составить кроссворд.
Для фантазёров - сообщение о необычных часах.
9 слайд.
VI I. Рефлексия “Лестница успеха на уроке”
1 ступень – Нужна помощь
2 ступень – Надо ещё повторить
3 ступень – Уверен в своих знаниях. Ура!
Учитель: Проанализируйте свою работу на уроке, мысленно поставьте себя на ступеньку. Кто выбрал 1 поднимите руку, кто 2, кто 3.
( Оценить активных учеников, давших правильные ответы. Отметить правильность пользования справочными материалами, картами)