СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока географии: «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

  • определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения;
  • изучить состав транспортного комплекса;
  • познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;
  • познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;
  • проанализировать географию ведущих видов транспорта России;
  • рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;
  • продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии: «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»







План-конспект урока географии:

«Транспортный комплекс России. Виды транспорта»


























Выполнила: Учитель географии Ежелева Е.П.





г. Керчь 2020 г.



Урок географии в 9 классе


Тема: «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»


Цели и задачи урока:

  • определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения;

  • изучить состав транспортного комплекса;

  • познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;

  • познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;

  • проанализировать географию ведущих видов транспорта России;

  • рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;

  • продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.


Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

    • карты России - физическая, экономическая, политико-административная, настенная контурная; картины, таблицы, схемы, хрестоматии, справочники:

    • мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук).


Тип урока: урок изучение нового материала.


Методы:

  • Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.

  • Наглядные: демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.

  • Практические: выполнение практической работы, заполнение контурной карты.


Ход урока:

I. Организационный момент


II. Изучение нового материала


Презентация


(слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия. Проблема: почему роль транспортного комплекса велика в хозяйстве России?


(слайд 2). Цели и задачи урока.


(слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров.

Основные задачи транспортной системы:

  • Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;

  • Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;

  • Повышение экономической активности работы транспорта.

Знакомство с понятиями: транспортная система, грузооборот и пассажирооборот. Беседа о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.


(слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).

(слайд 5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети железных дорог в России).

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.


(слайд 6). Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.


(слайд 7). В) Трубопроводный транспорт

Рассказ учителя о преимуществах и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте - и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы вследствие утечки газа или нефти.


(слайд 8). Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Космический транспорт: значение и проблемы.


(слайд 9). Д) Водный транспорт (морской и речной)

Рассказ учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития. Самостоятельная работа с атласом, текстом учебника, справочными материалами. Обозначение на к/к крупнейших морских портов Северного бассейна (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон); Тихоокеанского бассейна (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград); Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа). Сообщения учащихся о речном транспорте России.


(слайд 10). Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы, выводы.


(слайд 11). Проблемы транспортной системы России.

Заключительным этапом урока является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

  • Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

  • Где, что и как нужно строить?

  • Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

  • Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

  • Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

  • Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом?

  • Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?


(слайд 12). III. Домашнее задание

  • Изучить карту в атласе «Транспорт России»

  • Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»

  • Найти пути решения поставленных на уроке проблем


IV. Подведение итогов урока, выставление отметок




5