План –конспект урока георафии в 8 классе
Тема урока: « Полезные ископаемые России.»
Цели урока:
· выявить состав полезных ископаемых России и особенности их размещения;
· объяснить, как образуются полезные ископаемые;
· установить основные месторождения полезных ископаемых России;
Задачи урока
Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.
Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;
Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой.
Метапредметные: формирование умений:
1) подготавливать сообщения о стихийных природных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в таких ситуациях.
2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы и хозяйственной деятельностью населения России;
3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической информацией;
4) решать учебные задачи;
5) создавать таблицы и схемы;
6) работать индивидуально и в группе;
Личностные: формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Основное содержание: минеральные ресурсы
Деятельность учащихся: выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сопоставления физической карты России и карты строения земной коры; наносить на контурную карту месторождения полезных ископаемых; в паре с одноклассником формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых; определять территории распространения стихийных природных явлений по физической и тематической картам.
Оборудование: карта «Тектоника и полезные ископаемые», физическая карта России, коллекции минералов и горных пород, магнитные карточки со значками.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1. Организационный момент.
Откройте тетради и запишите дату и вид работы «Географический диктант»
2. Проверка домашнего задания:
Географический диктант.
На доске: 1. платформа 2. плита 3.щит 4.складчатые области 5.возрожденные горы 6.фундамент 7. осадочный чехол 8.цунами 9.карст 10. Кавказ 11. Алтай 12. Урал 13. тектоническая карта 14. физическая карта 15. морена 16. эоловые
Учитель читает определение термина, учащиеся ставят номер правильного ответа в тетрадь.
1. Выход фундамента на уровень осадочных пород (щит -3)
2. Древний устойчивый участок земной коры (платформа-1)
3. Верхний слой платформы (осадочный чехол-7)
4. Карта, на которой показаны части земной коры (тектоническая-13)
5. Горы располагаются (в складчатых областях-4)
6. Возрожденными горами являются (Алтай, Урал -11,12)
7. Ледниковый материал (морена-15)
8. Формы рельефа, созданные ветром (эоловые-16)
Взаимопроверка. Работа в парах
Код к географическому диктанту: 3,1,7,13,4,11,12,15,16
Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:
Слайд №1
7-8 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;
5-6 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;
3-4 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»;
Менее 3 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2».
Проанализируйте ошибки
3. Актуализация знаний.
Вопросы:
- Покажите по карте основные формы рельефа России.
- Перечислите основные рельефообразующие процессы.
- Какие закономерности существуют между рельефом и тектоническими структурами?
Просмотр презентации: «Рельеф и тектоника»
Теме сегодняшнего урока посвящён эпиграф:
Слайд №2
В недра гор, земли и рек
Пробирался человек.
Он старался все достать,
Чтоб скорей богатым стать.
-Как вы думаете ,о чём сегодня мы должны поговорить?(полезные ископаемые России)
Записываем в тетрадь тему урока..
-Целеполагание
4. Изучение нового материала.
Постановка проблемы:
«Чем богаты россияне?»
Что входит в понятия природные условия ? (рельеф, климат)
Что входит в понятие природные ресурсы ?(минеральные, лесные, водные, биологические).
Влияют ли они на жизнь и деятельность людей, живущих на данной территории?
Что входит в понятие «минеральные ресурсы»?
Работа с учебником(с.76учебника)
А что такое полезные ископаемые? -(Работа с учебником) минеральные образования, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве. (Работа со словарём)
Полезные ископаемые, как и рельеф, формируются в ходе геологической истории и под воздействием внутренних и внешних сил. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых с геологическим строением и тектоникой.
Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для их разработки (добычи), называются месторождениями (Работа со словарём)
.Бассейн - группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого (Работа со словарём)
Например: Западно-Сибирский нефте-газоносный бассейн.
Классификация полезных ископаемых.
Полезные ископаемые бывают рудные и нерудные. По рисунку 33 на с. 77 учебника учащиеся знакомятся с условиями образования и залегания различных полезных ископаемых.
Рудные полезные ископаемые образовались в основном из магмы, проникшей в земную кору. Поэтому их больше всего в складчатых областях, где внедрение магмы было наиболее частым, особенно в периоды активных тектонических движений (железо, медь)
Показываю образцы полезных ископаемых.
Вспомините значки условных обозначений полезных ископаемых на карте.(Работа с атласом)
Ученики отслеживают по карте где находятся главные месторождения.
Осадочный чехол платформ наиболее богат полезными ископаемыми осадочного происхождения, образовавшихся на дне древних морей, мелководных лагун и болот.
К ним относят
горючие ископаемые – уголь, нефть, газ, торф, горючие сланцы, а также фосфориты, бокситы (сырьё для получения алюминия), соли и разнообразные строительные материалы – песок, глина, известняк, мел.
В их размещении по территории прослеживаются определенные закономерности,
По карте «Тектоника и полезные ископаемые» установите богата ли Россия полезными ископаемыми?
Обращается внимание на невозобновляемость минеральных ресурсов.
Рассматрите коллекции минералов, используя карту стр.250-251 и таблицу на стр.81 заполняем в тетради таблицу.
Топливно-энергетические (горючие) п/и | Рудные (металлические) п/и | Нерудные (осадочные) п/и |
Постановка проблемы:
Какие полезные ископаемые приурочены к платформенным областям, какие — к складчатым?
-Наносят на контурную карту месторождения полезных ископаемых России.(показывает учитель, использует магнитные значки)
Постановка проблемы:
Как добыча полезных ископаемых влияет на качество окружающей среды?
Почему необходимо рационально использовать минеральные ресурсы?
Прочитаем стихотворение, взятое в качестве эпиграфа до конца.
Слайд №3
В недра гор, земли и рек
Пробирался человек.
Он старался все достать,
Чтоб скорей богатым стать.
Через сотни лет, позднее,
Он поймет, что стал беднее:
Меди нет, железа, стали,
Реки мелкими все стали,
Птицы стали задыхаться
И домой не возвращаться,
Меньше нефти, нет бензина.
А всего одна причина...
Как спасти все, люди, это,
Чтоб жила еще планета?
Постановка проблемы:
Какие меры вы можете предложить для решения экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых?
Меры по сбережению полезных ископаемых:
1. Снижать потери при добыче и переработке
2. Использовать комплексную переработку сырья
3. Поиск новых месторождений полезных ископаемых
В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (Показать по карте его расположение, опережающее задание ученика).
Домашнее задание: изучить § 19 ,ответить на вопросы в конце параграфа.