География 8 класс | Урок № 22 | Учителль: Коровкина Т.Ю. |
Тема урока. Полезные ископаемые России.
Цели урока:
· выявить состав полезных ископаемых России и особенности их размещения;
· объяснить, как образуются полезные ископаемые;
· установить основные месторождения полезных ископаемых России;
· изучить стихийные природные явления, связанные с земной корой, н территории России где они возможны
Задачи урока
Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.
Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;
Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных
ископаемых по территории России, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой.
Метапредметные: формирование умений:
1) подготавливать сообщения о стихийных природных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями;
2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России; 3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией;
4) решать учебные задачи;
5) создавать таблицы и схемы;
6) работать индивидуально и в группе;
Личностные: формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Основное содержание: минеральные ресурсы, стихийные природные явления, связанные с земной корой.
Деятельность обучающихся: выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сопоставления физической карты России и карты строения земной коры; наносить на контурную карту месторождения полезных ископаемых; в паре с одноклассником формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых; определять территории распространения стихийных природных явлений по физической и тематической картам.
Ценностный компонент урока: оценивать многообразие полезных ископаемых для развития экономики и экономической безопасности страны.
Оборудование: карта «Тектоника и полезные ископаемые», физическая карта России, схема «Образование и залегание полезных ископаемых» в учебнике., презентации, коллекции минералов и горных пород, магнитные карточки со значками.
Тип урока: коомбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
Откройте тетради и запишите дату и вид работы
2. Проверка домашнего задания:
Географический диктант.
На доске: 1. платформа 2. плита 3.щит 4.складчатые области 5.возрожденные горы 6.фундамент 7. осадочный чехол 8.цунами 9.карст 10. Кавказ 11. Алтай 12. Урал 13. тектоническая карта 14. физическая карта 15. морена 16. эоловые
Учитель читает определение термина, учащиеся ставят номер правильного ответа в тетрадь.
1. Выход фундамента на уровень осадочных пород (щит -3)
2. Древний устойчивый участок земной коры (платформа-1)
3. Верхний слой платформы (осадочный чехол-7)
4. Карта, на которой показаны части земной коры (тектоническая-13)
5. Горы располагаются (в складчатых областях-4)
6. Возрожденными горами являются (Алтай, Урал -11,12)
7. Ледниковый материал (морена-15)
8. Формы рельефа, созданные ветром (эоловые-16)
Взаимопроверка. Работа в парах
Код к географическому диктанту: 3,1,7,13,4,11,12,15,16
Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:
7-8 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;
5-6 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;
3-4 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»;
Менее 3 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2».
Проанализируйте ошибки
3. Актуализация и мотивация.
Карточки самооценки
. Вопросы для устного ответа:
- Покажите по карте основные формы рельефа России.
- Перечислите основные рельефообразующие процессы.
-Что мы рассматривали во время последней практической работы? Какие закономерности выявляли? (О связи рельефа и тектонической структуры)
У всех открыт учебник на стр.250-251(карта «Тектоника и полезные ископаемые»)На прошлом уроке творческое задание было подготовить презентацию о взаимосвязи геологического строения рельефа. Есть желающие продемонстрировать свою презентацию?
Просмотр презентаций-повторение пройденного.
-С какой картой мы работали на стр.250 учебника? ( Тектоника и полезные ископаемые)
Теме сегодняшнего урока посвящён эпиграф.
В недра гор, земли и рек
Пробирался человек.
Он старался все достать,
Чтоб скорей богатым стать.
-Как вы думаете ,о чём сегодня мы должны поговорить?(полезные ископаемые России)
Записываем в тетрадь тему урока..
-Целеполагание
4. Изучение нового материала
Первая часть урока посвящена изучению вопроса «Чем богаты россияне?» Вспомним Что входит в понятия природные условия (рельеф, климат) и природные ресурсы(минеральные, лесные, водные, биологические). Это всё влияет на жизнь и определяет деятельность людей, живущих на данной территории.. Вначале выясняется, что входит в понятие «минеральные ресурсы» (с.76учебника)
А что такое полезные ископаемые - минеральные образования, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве. Например…(назовите)
Полезные ископаемые, как и рельеф, формируются в ходе геологической истории и под воздействием внутренних и внешних сил. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых с геологическим строением и тектоникой.
Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для их разработки (добычи), называются месторождениями(пишем в словарь)
.Бассейн - группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого (запись в словарь).
Например, Западно-Сибирский нефте-газоносный бассейн.
Классификация полезных ископаемых.
Рудные полезные ископаемые образовались в основном из магмы, проникшей в земную кору. Поэтому их больше всего в складчатых областях, где внедрение магмы было наиболее частым, особенно в периоды активных тектонических движений (железо, медь).Учитель показывает образцы полезных ископаемых и напоминает значки условных обозначений на карте. Ученики отслеживают по карте где находятся главные месторождения..Если ученики подготовили презентации по группам полезных ископаемых, рассказывать могут они. Учитель коментирует и направляет ход работы.
Осадочный чехол платформ наиболее богат полезными ископаемыми осадочного происхождения, образовавшихся на дне древних морей, мелководных лагун и болот.
К ним относят горючие ископаемые – уголь, нефть, газ, торф, горючие сланцы, а также фосфориты, бокситы (сырьё для получения алюминия), соли и разнообразные строительные материалы – песок, глина, известняк, мел.
Полезные ископаемые имеют сходное происхождение с горными породами.
В их размещении по территории прослеживаются определенные закономерности,
затем по карте «Тектоника и полезные ископаемые» устанавливается,
какими минерально-сырьевыми ресурсами богата Россия.
Учитель доносит до обучающихся мысль, что Россия чрезвычайно богата полезными ископаемыми, которые человек активно использует в хозяйстве. Ученики вспоминают, как образуются полезные ископаемые. Обращается
внимание на невозобновляемость минеральных ресурсов.
Полезные ископаемые бывают рудные и нерудные. По рисунку 33 на с. 77 учебника обучающиеся знакомятся с условиями образования и залегания различных полезных ископаемых. Вычерчивается схема.
Рассматриваем коллекции минералов, используем карту стр.250-251 и таблицу на стр.81 заполняем в тетради таблицу.
Топливно-энергетические (горючие) п/и | Рудные (металлические) п/и | Нерудные (осадочные) п/и |
уз | месторождения | уз | месторождения | уз | месторождения |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Закрепление –диктант на знание условных значков полезных ископаемых.
Затем школьники определяют, какие полезные ископаемые приурочены к платформенным областям, какие — к складчатым, а также наносят на контурную карту месторождения полезных ископаемых России.
Изучая полезные ископаемые России, необходимо установить, как их добыча влияет на качество окружающей среды и какие экологические проблемы при этом возникают. В этой связи ученикам предлагается дома выполнить задание 7 рубрики «Это я могу» на с. 79 учебника .Почему необходимо рационально использовать минеральные ресурсы. Прочитаем стихотворение, взятое в качестве эпиграфа до конца.
В недра гор, земли и рек
Пробирался человек.
Он старался все достать,
Чтоб скорей богатым стать.
Через сотни лет, позднее,
Он поймет, что стал беднее:
Меди нет, железа, стали,
Реки мелкими все стали,
Птицы стали задыхаться
И домой не возвращаться,
Меньше нефти, нет бензина.
А всего одна причина...
Как спасти все, люди, это,
Чтоб жила еще планета?
Когда вы вырастите, то вам предстоит решать эти проблемы. А сейчас подумайте над следующим вопросом.
Какие меры вы можете предложить для решения экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых
Меры по сбережению полезных ископаемых:
1. Снижать потери при добыче и переработке
2. Использовать комплексную переработку сырья
3. Поиск новых месторождений полезных ископаемых
В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (Показать по карте его расположение). Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копии приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют.
Вторая часть урока посвящена изучению стихийных природных явлений, связанных с земной корой. Школьникам предлагается изучить текст «Где в России следует опасаться стихийных природных явлений, связанных сземной корой» (с. 78 учебника) и сделать выводы.
Часть обучающихся подготовила сообщения о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой. Обучающиеся анализируют рисунки 34 и 35. В выводах учеников должно прозвучать, что землетрясения и вулканизм приурочены к областям современной тектонической активности.
В конце урока учитель выступает с отрывком из книги А.Е.Ферсмана «Воспоминание о камне»
Домашнее задание: 1) изучить § 19 20; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа 19№2-7 №) закончить заполнение таблицы по полезным ископаемым.
Рефлексия:(заполняют заготовленные карточки)
Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?
Что вызвало наибольшую трудность?
Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?
С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?
Спасибо за урок!