СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока истории: «Борьба Руси с западными завоевателями»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  •  образовательные: обобщить знания учащихся о монголо-татарском нашествии; познакомить учащихся с героической борьбой Руси против агрессии и экспансии шведских феодалов и немецких рыцарей-крестоносцев; познакомить с личностью Александра Невского, дать представление о его полководческом искусстве;
  •  воспитательные: воспитывать чувство гордости за наших предков на примере полководческого и дипломатического талантов Александра Невского, а также героев тех времен: Гаврилы Олексича, ополченца Саввы; воспитывать любовь к Родине, чувство сострадания и сопереживания к лишениям русского народа;
  •  развивающие: развивать речь, внимание,  умение обобщать; продолжить формирование навыков работы с историческими документами, с картой и схемой; умения делать выводы, сравнивать.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории: «Борьба Руси с западными завоевателями»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»












План-конспект урока истории:

«Борьба Руси с западными завоевателями»








Выполнила: Буралиева Г.Э.,

учитель истории









г. Керчь 2019 г.


План -конспект урока в 6 классе на тему:

«Борьба Руси с западными завоевателями».

Цели:

  • образовательные: обобщить знания учащихся о монголо-татарском нашествии; познакомить учащихся с героической борьбой Руси против агрессии и экспансии шведских феодалов и немецких рыцарей-крестоносцев; познакомить с личностью Александра Невского, дать представление о его полководческом искусстве;

  • воспитательные: воспитывать чувство гордости за наших предков на примере полководческого и дипломатического талантов Александра Невского, а также героев тех времен: Гаврилы Олексича, ополченца Саввы; воспитывать любовь к Родине, чувство сострадания и сопереживания к лишениям русского народа;

  • развивающие: развивать речь, внимание,  умение обобщать; продолжить формирование навыков работы с историческими документами, с картой и схемой; умения делать выводы, сравнивать.


Ход урока


1.. Организационный момент

2. . Проверка домашнего задания

1. Фронтальная работа по карте (Слайд №1):

- Показать поход монголо-татар на Русь в 1223 г. и место битвы на р. Калке.

- Походы Батыя и его полководцев в 1236-1238гг. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Рязань, Коломна, Москва, Владимир – Северо-Восточная Русь, Торжок, Козельск – поход на Новгород.)

- Походы Батыя на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Переяславль-Южный, Чернигов, Киев, Галич;  поход на Венгрию, Польшу, Чехию.)

2.Историческая разминка (Слайды №2, 3)

1) Какое имя получил Темучин после объединения монгольских племён?  (Чингисхан)

2) В каком году и где состоялось первое сражение между русскими дружинами и монголами?  (1223 г., сражение на р. Калке)

3) В каком году началось монголо-татарское нашествие на Северо-восточную Русь и кто его возглавил?  (1237 г., хан Батый)

4) По преданию, после разгрома Рязани Батыем, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину. Кто ее возглавил? (Евпатий Коловрат)

4)  До какого города монголо- татары не дошли 100 вёрст? (Новгород)

5) Какой русский город монголы прозвали «злым городом»?  (Козельск)

7)  В каком году началось нашествие на Юго-Западную Русь? (1239)


3. . Мотивация. Изучение нового материала


    Тема нашего сегодняшнего урока «Борьба Руси с западными завоевателями». (Слайд №4) И мы с вами познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, – вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей; узнаем, как боролся русский народ с западными завоевателями, а также познакомимся с личностью выдающегося полководца, военачальника, князя Александра Ярославича.

    Также на уроке нам встретятся новые понятия, которые нужно записать в тетрадь и запомнить. (Слайды № 5, 6)

Рыцарский орден – объединение рыцарей-монахов; рыцарская община с определенным уставом.

Кресто́вые походы — серия военных походов, направленных против мусульман, язычников.

Экспансия – расширение сферы господства, влияния.

Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.

1. Постановка проблемы.

    На слайде вы видите вопрос, на который нам нужно найти ответ в течение урока (Слайд № 7).

          Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?  

2. Слово учителя

 Экспансия западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.

 Ребята, давайте вспомним историю средних веков. Мы с вами вспомнили и записали, что такое рыцарский орден.

- Скажите, есть ли разница между рыцарем-членом рыцарского ордена и обычным рыцарем? (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.)

- Кто такие крестоносцы? (Участники Крестовых  походов на Восток).

(Слайд № 8) Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать борьбу с западными завоевателями.

    Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли.

    В конце XII века папа римский объявил крестовый поход против «язычников» - жителей прибалтийских земель: ливов, эстов и т.д. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на востоке. Рыцари, которые высадились в устье Западной Двины весной 1200 года, объединились в Орден меченосцев (или Ливонский орден). Позже немецкие рыцари захватили земли племени пруссов и основали на них Тевтонский орден. Но когда войска Батыя начали громить русские земли, по указанию римского папы Тевтонский орден объединился с Ливонским.

От середины XII до середины  XV вв. новгородцы:

26 раз воевали со шведскими рыцарями,

5 раз – с норвежскими,

11 раз – с немецкими,

14 раз – с литовскими.

    В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.

    Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.

    Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:

- на занятых ими землях население насильственно обращалось в католичество;

- на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;

- местное население закабалялось.

Личность Александра Невского.

А.Невский – это, наверное, единственный исторический деятель России, о внешности которого нам ничего неизвестно: был он брюнетом или блондином, или рыжим; высоким был или среднего роста, какого телосложения –ничего неизвестно. Но посмотрите, что читаем мы в «Житии А. Невского» (Слайд № 9): «…И воистину -мне без божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую…Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим. Потому–то один из именитых мужей Западной страны…, пришел, желая послушать  мудрых речей его. …Повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»»

    Обратите внимание на слайд (Слайд № 10), вы видите два портрета Александра Ярославича. Первый – картина П. Д. Корина «Александр Невский» (1942 г.),  второй - портрет из “Титулярника” (1642 г.). (Титулярник -   справочная книга, содержащая перечень титулов русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей.) Обратите внимание на то, что на этих двух портретах Александр Ярославич изображен по-разному.

    Задание: охарактеризовать Александра Невского опираясь на любой из предложенных портретов ( на картине Корина - мощный человек- защитник Руси, воитель; на портрете из «Титулярника» - изображен как святой, как правитель, князь.)

    Александр Невский – это национальный герой. Может быть вы помните, что в 2008 году проходил конкурс под названием «Имя России». В конечном итоге этот титул был присужден именно Александру Невскому. Сейчас     Александр Невский канонизирован, то есть причислен Русской православной церковью к лику святых.

    Полководческий талант Александра Ярославича отражён в житиях, сказаниях и других литературных произведениях различных времён. Режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм, который так и называется «Александр Невский». В нем показаны изучаемые нами события. Сейчас мы просмотрим фрагменты из этого фильма. Смотрите внимательно, потом вам нужно будет ответить на вопросы по просмотренному фильму. Основные даты, факты можете фиксировать в своих тетрадях.


4. Физминутка.


Просмотр фрагментов из фильма.

Сражение на Чудском озере получило название Ледового побоища.

А теперь давайте ответим на вопросы.

4. Вопросы по просмотренным кинофрагментам:

- Когда и где произошла Невская битва? (15 июля 1240 г. на берегу р.Нева) (Слайд № 11)

- Кто возглавил русское войско? (князь Александр Ярославич Невский)

- Против кого была эта битва? (против шведских феодалов-захватчиков) (Слайд № 12)

- Кто одержал победу в Невской битве? (русский народ)

- Почему Александра Ярославича прозвали Невским? (за победу в Невской битве)

- Назовите дату Ледового побоища (5 апреля 1242 г.) (Слайд № 13)

- Где оно произошло? (на Чудском озере)

- Как немецкие рыцари построили свои войска? (в форме клина – «свиньи»: в центре находилась хорошо вооруженная и защищенная доспехами пехота, на флангах - тяжелая конница)

- Как построил свои войска Александр? (Александр расположил свои войска так, чтобы охватить «свинью» с фланга: усилил фланги конницей, а против головы «свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев) (Слайд № 14)

- Каковы итоги Ледового побоища? (Много рыцарей убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед, остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей)

- Какие слова, сказанные Александром Невским, стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет)(Слайд №15)

Уже в ХХ веке Константин Симонов написал поэму "Ледовое побоище" (Слайд № 16).

Прослушайте отрывок из стихотворения и скажите, что нового оно вам поведало об этой битве? А также, отметьте, какие слова вам были непонятны.

Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел Дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Гнедые кони горячились,
Из - под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.

5 . Подведение итогов урока (рефлексия)

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)

Итак, вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока (Слайд № 17):

Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?  

(Внезапность нападения, удачно выбранные места сражения, согласованность действий русской пехоты и конницы, героизм воинов, полководческий талант Александра Невского.)


6. Домашнее задание: §13, работать по вопросам и заданиям, которые даны в конце параграфа.