СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока истории: «Средневековая деревня и ее обитатели»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План -конспект урока в 6 классе на тему:

«Средневековая деревня и ее обитатели»

                                                          

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян

Задачи урока:

образовательная:

  • сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

развивающая:

  • продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении
  • продолжить формирование умения составлять схемы
  • работа с новыми понятиями и терминами.

воспитательная:

  • формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;
  • воспитывать уважение к крестьянскому труду

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории: «Средневековая деревня и ее обитатели»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»











План-конспект урока истории:

«Средневековая деревня и ее обитатели»






Выполнила: Буралиева Г.Э.,

учитель истории











г. Керчь 2019 г.



План -конспект урока в 6 классе на тему:

«Средневековая деревня и ее обитатели»

                                                         

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян

Задачи урока:

образовательная:

  • сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

развивающая:

  • продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении

  • продолжить формирование умения составлять схемы

  • работа с новыми понятиями и терминами.

воспитательная:

  • формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;

  • воспитывать уважение к крестьянскому труду


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Введение в тему.

      Приветствие. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Проверка домашнего задания - фронтальный опрос в форме викторины. Вопросы викторины на доске, выходят, тянут, отвечают.

Викторина:

1. Как назывались военные состязания рыцарей в силе и ловкости?

2. Где возникали города в Средневековье?

3. Что означает поговорка «Рыцарь в луже утонул»?

4. Что такое ратуша?

5. Почему крестьяне стремились в город?

 

Мотивация

Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.

Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь:

Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад: а куда, определим с вами вместе.

Послушайте песню и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся.

Песня «Деревенька»

Итак, мы отправимся в деревню, но не в обычную. Какой период времени мы свами проходим? Средневековье. Значит тема сегодня «Средневековая деревня и ее обитатели».


 Изучение нового материала.

Слайд 1.

Запись в тетради: дата, тема.        

Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? О чем мы будем говорить?

Вспомнить то, что уже известно и узнать новое.

План урока:

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодал и зависимые крестьяне.

3.Крестьянская община.

4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

III. Новая тема

1. Господская земля и крестьянские наделы

Слайд 2. Ну вот мы в средневековой деревне. Как вы думаете, чем средневековые деревни отличались от современных?

Да, отличий много. Самое главное отличие в том, что жители деревень не были свободными.

Мы с вами знаем, что в средневековье в странах Европы царила феодальная раздробленность. Что же это значит. Земли и власть принадлежали землевладельцам, т.ею феодала. Вспомним, кто такие феодалы. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Работали.

Слайд 3. Есть такое выражение «нет земли без сеньора», как вы его понимаете, и как можете обьяснить?

Слайд 4. Вотчина («от отца») – наследственное земельное владение феодала.

Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне

На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господские и крестьянские наделы.  Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел

Крестьяне работали на своей земле и земле феодала. Почему? Они были зависимы.

Слайд 5. Скажите, когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю? Для того, чтобы узнать ответ выполните задание.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, на каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей? (Ответы учеников)

Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на этой земле, должны были платить за пользование этой землей. Главными обязанностями (повинностями) были барщина и оброк.

Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 88 , ответить на вопрос и заполнить схему

Поземельная и личная зависимость

за долги

бывшие рабы

под покровительство

захват крестьянской

 земли силой

Слайд 6. Крестьяне должны были нести повинность, в виде барщины и оброка.

Оброк - повинность зависимого крестьянина, заключающаяся в выплате дани помещику. Барщина - повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными крестьянами в пользу землевладельца

Записать в тетрадь определения.

Задание 2: Соотнести примеры  к барщине или оброку

Ремонт моста

Строительство дома

Сало

Мед

Обработка земли

Пряжа

Зерно

Очистка прудов

Ловля рыбы

Десятая часть урожая и дохода

Проверка задания. Куда вы отнесли последний пример – десятая часть урожая и денег?

Слайд 7. Это церковный налог, каждый крестьянин должен содержать 1 монаха, т.е.отдавать церкви одну десятую часть от всего, что у него есть и появляется. Легко ли жилось крестьянам? Конечно нет. Ему приходилось работать с утра и до поздней ночи, без выходных, чтобы прокормить свою семью.

Слайд 8. Примерно так схематически выглядела повинность крестьян.


IV. Физкультминутка. Слайд 9. 

Слайд 10 . Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху Средневековья и самой многочисленной категорией населения – 9/10 от всего населения). На полученных от феодалов наделах крестьяне вели собственное хозяйство. Но земля принадлежала не отдельной семье, а всей общине. 

Задание 3: изучая п. 3 § 11, найдите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

Слайд 11. Причины объединения крестьян в общину:

Крестьянская община

землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями

-помогала беднякам выплачивать налоги

- опекала вдов и сирот

-хранила обычаи

- разыскивала преступников

- ведала хозяйственными делами: делила

- поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции

- помогала бедным выплачивать налоги

-оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ

4. Труд крестьян.

Слайд 12-13   Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко — лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили одежду.

В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

Слайд 14. Прочитав параграф, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. 

 Слайд 15.Записывают в тетрадь: натуральное хозяйство.


V. Подведение итогов урока, рефлексия.

Ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос, что мы сегодня изучили на уроке? Сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили. Совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.

- Хотели бы вы жить в средневековой  деревне?

- Какие новые термины вы сегодня узнали?

Закончите фразу, т.е. вы должны сказать, о том чего раньше не знали о средневековой деревне.

«Оказывается….»

 VI.  Домашнее задание и выставление оценок в журнал

Домашнее задание на доске, запишите в дневник. Домашнее задание.

  1. Прочитать §--------

  2. Выучить новые слова.

Задание на выбор:

  1. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века»

  2. Составить рассказ «Один день из жизни крестьянина»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!