СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока истории в 10 классе на тему "Реформы 60-70 годов XIX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить формирование навыка работы с документами,умений анализировать,находить причинно-следственные связи,высказывать свою точку зрения,давать собственную оценку историческим событиям.Формировать активную жизненную  и гражданскую позицию.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории в 10 классе на тему "Реформы 60-70 годов XIX века"»

План-конспект урока истории в 10 классе

Дата:

Тема урока: Реформы 60—70-х гг. XIX в (либеральные)

Цель урока:

1.Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в, изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии; реформирование начальной и средней школы; введение университетской автономии.

2.Продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.

3. Формировать активную жизненную и гражданскую позицию.

Основные понятия: земство; куриальная система выборов; имущественный ценз; возрастной ценз; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Основные даты: 18 июня 1863 г. — новый Университетский устав; 1 января 1864 г. — «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»; 20 ноября 1864 г. — издание Судебных уставов; 16 июня 1870 г. — Городовое положение; 1 января 1874 г. — Устав о воинской повинности.

Персоналии: Александр II, Д. А. Милютин.

Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация.

План урока:

1. Реформа местного самоуправления.

2. Судебная реформа.

3. Военная реформа.

4. Реформы в области просвещения.

5. Значение либеральных реформ 60-70-х годов XIX в.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка д/з.

Тест

1. Когда впервые Александр II заговорил об отмене крепостного права?

А) 30 марта 1856 г. Б) 15 февраля 1858 года В) 19 января 1560 г.

2. Александр II хотел, чтобы желание освободить крестьян исходило от:

А) самих крестьян Б) губернаторов В) помещиков

3. 3 января 1857 года был(о) обнародован(о):

А) Министерство по земельному делу; Б) Секретный комитет В) Комиссия по разработке законопроекта об отмене крепостного права

4. Кто привёз императору адрес(обращение) от дворян Виленского, Ковенскогои Гродненской губерний?

А) П.И. Игнатьев Б) В.И. Назимов В) Я.И. Ростовцев

5. Письмо монарха к подданному называется:

А) рескрипт Б) манускрипт В) петиция

6. Кто был назначен председателем Главного комитета?

А) великий князь Константин Николаевич Б) Сам Александр II В) Н.А. Милютин

7. Какой государственный орган занимался рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами?

А) министерства Б) Редакционные комиссии В) Государственный совет

8. Я.И. Ростовцев, ставший сторонником отмены крепостного права, предлагал:

А) освободить крестьян без земли Б) освободить крестьян и дать им землю в арендное пользование на 100 лет

В) освободить крестьян с земельным наделом.

9. Кто из ниже перечисленных не занимался разработкой реформы отмены крепостного права?

А) Н.А. Милютин Б) Ю.Ф. Самарин В) С.Ю. Витте

10. Когда был обнародован манифест об отмене крепостного права?

А) 19 февраля1861 года Б) 21 сентября 1861 года В) 13 января 1862 года

11. Какого положения не было в данном документе?

А) крестьяне объявлялись свободными Б) наделялись гражданскими правами

В) получали землю в неограниченно количестве и бесплатно

12. Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после реформы в пользу помещика, если надел превышал установленную норму, называется:

А) прирезок Б) отрезок В) дарственный надел

13. Временнобязанными назывались:

А) помещики, которым крестьяне должны были платить деньги за пользование землёй

Б) крестьяне, которые должны были платить за землю помещику В) солдаты, которые служили в царской армии

14. В течении скольких лет крестьянин должен был рассчитаться с государством за кредит?

А) 50 лет Б) 49 лет В) 45 лет

15. Значение крестьянской реформы заключается в том, что:

А) произошёл переломный моментом, гранью между феодализмом и капитализмом

Б) крестьяне получили

Ответы: ( сл.4) 1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – б, 5 – а, 6 – а, 7 – б, 8 – в, 9 – в, 10 – а, 11 – в, 12 – б, 13 – б, 14 – б, 15 – а.

Критерии оценки: Менее 7 – «2» От 7 до 10 - «3» От 11 до 14 – «4» 15 – «5»

землю и могли теперь её продавать. В) никакого важного значения эта реформа не имела

*работа с индивидуальными карточками

1.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:
А) Во время разработки проектов Крестьянской реформы в 1859-1861 гг. авторы отдельных проектов предлагали разные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости.

По каким основным вопросам проявлялись противоречия при подготовке Крестьянской реформы 1861 года? Как были решены эти вопросы при проведении реформы 1861 года?

2 ).Назовите причины проведения Крестьянской реформы 1861 года?

3).Охарактеризуйте по пунктам историческое значение реформы 1861г.

  • Работа у доски с терминами и датами

Термины: рескрипт, временнообязанный, уставная грамота, отрезок, выкуп, Редакционные комиссии.

Даты: манифест об отмене крепостного права, работа редакционных комиссий, рескрипт Назимову.

  • Опрос по параграфу 20.

-подготовка крестьянской реформы

-основные положения крестьянской реформы

-Значение отмены крепостного права.

  • фронтальный опрос

1.Что даровала реформа 1861 г. крестьянам?

(личную свободу)


2.Какие крестьяне считались временнообязанными?

(не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы)


3.Что такое отрезки?

(часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой)


4.К прогрессивным чертам крестьянской реформы можно отнести :

 (освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю)

3.Изучение нового материала

1.. Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Отмена крепостного права привела к необходимости прове­дения буржуазных реформ и в других областях государствен­ной жизни.



В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления — зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

земства

земское собрание земская управа

(распорядительный (исполнительный орган,

орган, из представи- работал 3 года, избирался

телей всех сословий земским собранием)

в лице депутатов,

работал 3 года).


В ведении земств находились вопросы местного значения:

строительство и содержание дорог на местах;

открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

оказание агрономической помощи крестьянам;

сбор статистических сведений.


Значение создания земств

1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.

2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию.



В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

городское самоуправление



городская дума городская управа

(распорядительный орган, (исполнительный орган)

состоит из выбранных депутатов)


городские думы и управы веда­ли

в основном хозяйственными вопросами:

благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

организация местного здравоохранения, открытие больниц;

забота о народном образовании, открытие школ;

открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

содержание полиции, тюрем;

организация противопожарных мер;

занятие благотворительностью.



Значение создания органов городского самоуправления

1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.



2. Судебная реформа.

По настоянию общественности в 1864 г. правительство про­вело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессив­ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай­ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторых судебных органов.

Были учреждены две системы судов:

мировые — суды, которые рассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;

общие — окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела. Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них — то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали за­конный порядок судопроизводства.

Судебная реформа была наиболее последовательной и про­грессивной из всех реформ этого периода. Большую попу­лярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократ­но судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

Система судов по новым судебным уставам (1864 год)



СЕНАТ

(Высшая судебная инстанция)



Мировой суд Общий суд

( рассматривал мелкие уголовные и

гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата

городах и уездах ;мировой судья (члены данного суда (рассматривала

вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по

стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений

для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и

образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных

ценз). участием 12 присяжных преступлениях

в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).



Новое судопроизводство означало:

одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;

суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), — 12 человек определяли винов­ность или невиновность подсудимого;

меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер­тной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду — это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей.

3.Военная реформа.

Поражение России в Крымской войне показало, что необхо­димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообра­зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про­водилась до 1874 г.

Милютин исходил из принципиального положения о необ­ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи­тельного увеличения во время войны за счет обученных ре­зервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Воен­ная юридическая и Морская академии.

В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж­чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ­бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со­кращен: вместо 25 лет в пехоте — 6 лет, во флоте — 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един­ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имею­щих высшее образование служба составляла полгода, для вы­пускников гимназий — полтора года, для окончивших город­скую школу — до трех лет, для получивших начальное образование — до четырех лет.

Была изменена система военного управления: в России вво­дилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказа­ния, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.

Итог: В результате военной реформы Россия получила мас­совую армию современного типа.



4. Реформы в области просвещения.

            Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).   

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Система образования после 1864 года:

начальное образование среднее образование высшее образование

(начальные школы

различных типов: гимназии

государственные,

земские, церковно-

приходские, воскрес- классические реальные Университеты

ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый

3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,

дежь для пос- личным отраслям который восстановил их

тупления в уни- промышленности автономию).

верситеты). и торговли; доступ

в университеты для

их выпускников был

закрыт).



Принимали детей всех сословий,

но была высокая плата за обучение



5.Значение либеральных реформ 60-70-х годов XIX в.

Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со­циальную стабильность в стране.

Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Рефор­мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосозна­ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм го­сударственности.

4.Обобщение нового материала.

Тестирование:

 1)Какие из названных вопросов входили в число тех, которыми занимались земства?

    а) вопросы сельского благоустройства и медицинского обеспечения;  

    б) законодательная деятельность;  

    в) передел крестьянской земли внутри общины;  

    г) судопроизводство.

2)Что из названного было результатом судебной реформы 1864 г.?

    а) образован единый суд для представителей всех сословий;  

    б) помещики потеряли право суда над крестьянами;  

    в) ограничена состязательность судебного процесса;  

    г) присяжным заседателям передали функции адвокатов.

3).К правлению какого монарха относится понятие «эпоха Великих реформ»?

а) Александра I;  

б) Николая I;  

в) Александра II;  

г) Александра III.

4).Какое название получили выборные органы местного самоуправления, созданные в ходе Великих реформ 60–70-х гг. XIX в.?

а) волости;  

б) магистраты;  

в) земства;  

г) ассамблеи.


5).Что из названного относится к последствиям реформ 1860–1870-х гг.?

    а) ограничение самодержавия;  

    б) укрепление сословного строя;  

    в) развитие рынка вольнонаемного труда;  

    г) разрушение крестьянской общины.


6).Какие из перечисленных положений относятся к содержанию военных реформ 1860–1870-х гг.?
    А) создание рейтарских войск
    Б) деление страны на военные округа
    В) введение всеобщей воинской повинности
    Г) техническое перевооружение армии
    Д) учреждение Военного министерства
    Е) создание Генерального штаба.



5.Домашнее задание: § 21—22 ( до пункта «Претворение реформ в жизнь»).





Список литературы:

1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 19 век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012 г.


2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Поурочные разработки к учебнику История России 19 век. 8 класс». М., Просвещение, 2013 г.


3.Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина История сборник заданий. М., ЭКСМО, 2009 г.


4.Россия. Иллюстрированная энциклопедия. Редактор-составитель к.и.н. Ю. А. Никифоров. М., ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2008 г.


5.История в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов. Издание 2-е. Составитель А. С. Тимофеев. Санкт-Петербург, ООО «Виктория плюс», 2010 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!