СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока истории в 5 классе по теме: "Ассирийская держава"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план-конспект урока составлен в рамках ФГОС. УМК: учебник Вигасин, Годер, Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории в 5 классе по теме: "Ассирийская держава"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 14 г. Феодосии Республики Крым»















Разработка урока истории Древнего мира

по теме:

«Ассирийская держава»

(5 класс)








учителя истории и обществознания

Цикал Натальи Алексеевны













Феодосия-2018



Урок №_______

Дата:__________

План-конспект урока

Истории Древнего мира

5 класс

Тема урока: Ассирийская держава.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии.

Развивающая: Развивать монологическую речь учащихся с опорой на конспект, развивать мыслительные способности учеников.

Воспитательная: воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо. Воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные

Личностные

Метапредметные

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Научатся показывать на карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств и народов с наступлением железного века

Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории Ассирийской державы

Научатся работать по плану, сравнивая армию ассирийцев с другими армиями Древнего Востока

Научатся описывать армию ассирийцев, сопоставляя её вооружение и приёмы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока. Смогут характеризовать самых известных правителей Ассирии, используя текстовые и наглядные источники

Смогут рассказать от имени финикийца или египтянина о Ниневии, отразив в своем рассказе, что могло удивить приезжего в столице Ассирии



Основные понятия: таран

Основные даты: XXIV-VII вв. – существование Ассирийской империи

Персоналии: Ашшурбанапал (668-627 гг. до н.э.)

Оборудование: учебник Вигасин, Годер, Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014. иллюстрации: таран, возвращение войска в Ниневию, атлас.

Тип урока: урок по усвоению новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Технологии обучения: технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Целевая установка

  3. Изучение нового материала

  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия

  5. Подведение итогов урока

План урока.

  1. Освоение железа.

  2. Ассирийское войско.

  3. Завоевания ассирийских царей.

  4. Гибель Ассирийского царства.

Ход урока.

1.Организационный

момент


2.Вводное слово учителя, целевая установка






3.Изучение нового материала


Закрепление

умения

работать с

исторической

картой








запись в тетрадях









рассказ учителя
























Продолжение рассказа учителя



Иллюстрация – таран, работа со словарем







Работа с картой







Иллюстрация – возвращение войска в Ниневию




Сообщение учащегося

















Запись в тетрадь




4.Закрепление пройденного материала.

Развитие моно

логической речи


Закрепление умения работать с лентой времени






Рефлексия.

5.Подведение итогов урока


Взаимное приветствие. Учет посещаемости.



Тигр – это название одной из рек в Двуречье, а «Логово льва» - это перевод названия столицы Древней Ассирии города Ниневии. Сегодня мы с вами совершим туда путешествие.

Запишите число, тему урока, задание на дом: параграф 18 читать, пересказывать, отвечать на вопросы; дополнительно: составить кроссворд по теме.

Учащиеся формулируют цели урока.


В атласе – карта Двуречья.

Посмотрите на карту. Здесь изображены все страны, которые вы уже успели изучить. И если мы с вами с караваном торговцев пойдем вдоль побережья Средиземного моря на северо-восток, то через несколько дней пути окажемся на берегу Евфрат. (Египтяне, правда, почему-то говорили, что это река, которая течет наоборот. Как вы думаете, может ли река течь наоборот? А почему египтяне так говорили? Ответ: Нил течет с юга на север, а Евфрат с севера на юг. Египтяне не знали других рек, кроме Нила).

Но наша цель находится ГОРАЗДО дальше – это верхнее течение реки Тигр. Там и располагалась Древняя Ассирия. Давайте проверим, какие особенности местности здесь имеются.


Какие природные особенности местности вы нашли? Ответ: плодородных земель мало, предгорья и горы, богатые железной рудой.

  1. Освоение железа.

Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. А какие металлы люди уже знали и пользовались ими? Ответ: Это медь и бронза.

Меди в природе гораздо меньше, чем железа, но люди начали ей пользоваться 9 тыс. лет назад, а железом только 3 тыс. лет назад. Как вы думаете почему?

Ответ: медь встречается в природе в виде слитков и не ржавеет, а железо, если его бросить в землю – ржавеет и виде слитков не встречается.

Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь.

В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь. А для чего им это было нужно?

В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать.

  1. Ассирийское войско.

Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны. Цари этой страны создали большое и могучее войско. А для чего им нужно было большое войско? Ответ: собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов.

Из кого войско состояло, и чем было вооружено? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к тексту учебника с. 86.

Ответы: лучники, таран, воины, колесницы, лестницы, стрелы.

Войско было вооружено стальным оружием, которое с легкостью разрубало пополам бронзовые мечи и щиты. Поэтому долгое время ассирийская армия была непобедима.

Физминутка

Ассирийцы первыми начали использовать конницу. Подумайте, какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей? Ответ: ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно.

Конница становится важным родом войск.

Также ассирийские воины умели переплывать реки. Они брали кожаные мешки, надували их воздухом, затем завязывали веревкой отверстие, и на этих мешках переплывали бурные реки.

А ещё ассирийцы изобрели таран. Знакомо ли вам это устройство? Для чего оно? Ответ: это бревно с наконечником, прикрепленное к подвижной деревянной башне. Лучники, стоявшие наверху, пускали стрелы. Другие лучники прятались внутри и были готовы броситься в атаку, как только в городской стене появится брешь.

  1. Завоевания Ассирийских царей.

Посмотрите на карту. Какие известные вам страны завоевала Ассирия? Это Двуречье, Финикия, Иудея, Египет.

Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться.

Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев? Ответ: конечно нет.

А вот как выглядело возвращение Ассирийского царя из похода. Кто изображен в центре картины? Как обращаются с побежденными?

Ответ: это ассирийский царь Ашшурбанапал. В колесницу вместо лошадей запряжены цари завоеванных стран. Какому страшному унижению они подвергаются!!!

Но Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии.

Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххериб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись – «с древнего подлинника списано, а затем проверено». Так впервые в мире была создана библиотека.

  1. Гибель Ассирийской державы.

Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.

Как вы думаете почему?

Ответ: Да! Зло всегда наказуемо! А какие факты из современной жизни вы можете привести в доказательство того, что зло всегда наказуемо?

После смерти Ашшурбанипала от Ассирии отделился Вавилон. Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э.

На этом наше путешествие в Древнюю Ассирию подошло к концу.



расскажите об Ассирийской державе.


Отработка даты. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи любоваться развалинами Ниневии? Докажите!

----------------------------------------------------------------------

1750-612 – 1138 не мог. Хаммурапи умер за 1138 лет до этого события.

- представьте себе, что вы посетили Ниневию за 5 лет до её захвата, какой это год? (ответ: 617 г.)

- вы побывали на развалинах Ниневии спустя 1 год, какой это год? (ответ:611г.)

Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал/научился…

Совместное оценивание работы учащихся за урок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!