План – конспект урока
по профессионально – трудовому обучению
(профиль: Швейное дело 8 класс)
Дата
ТЕМА: Изготовление рабочих рукавиц, с пооперационным разделением труда.
ЦЕЛЬ: Повышение уровня развития и совершенствования практических умений и навыков, обучающихся по выполнению машинных швейных работ в процессе обработки изделий пооперационным разделением труда; развивать речь обучающихся; воспитывать положительную мотивацию к выполнению тренировочных практических работ; стремление к аккуратному выполнению машинных работ; учить взаимопомощи, рефлексии.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Швейные машины, ножницы, скомплектованные части рукавиц, нитки.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: Образец изделия, инструкционно-технологическая карта, слова-опоры терминологии швейных работ.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Приветствие учителя. Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовности к уроку.
2. Вводный инструктаж и постановка цели перед обучающимися.
Сегодня на уроке вам предстоит продолжить работу по изготовлению рабочих рукавиц.
1.Что делали мы на прошлом уроке?
ОТВЕТ: На прошлом уроке мы раскроили детали рукавиц и составили план их пошива.
2.Для чего предназначены рабочие рукавицы?
ОТВЕТ: Рабочие рукавицы предназначены для защиты кожи рук от повреждений и трудно удаляемых загрязнений
Условием нашей сегодняшней практической работы является пооперационное разделение труда. Вспомним нашу экскурсию на швейную фабрику.
3.Как осуществляется пошив изделий на швейной фабрике?
ОТВЕТ: На швейной фабрике каждая швея-мотористка постоянно выполняет определённую часть работы по изготовлению швейного изделия - операцию.
4.Почему работа с пооперационным разделением труда даёт высокие результаты?
ОТВЕТ: От постоянного повторения одного и того - же действия у каждой работницы вырабатывается способность выполнять свою операцию правильно, быстро с высоким качественным и количественным результатом.
5.Применяются ли сметочные работы при такой организации труда? ОТВЕТ: Сметочные работы на фабрике не применяются.
6.Какой экономический эффект это даёт?
ОТВЕТ: При бессмёточном соединении деталей экономится расход ниток и значительно сокращается время на выполнение каждой операции и всего изделия в целом. За одну рабочую смену выходит много готовых изделий.
7.Как осуществляется контроль качества готовой продукции на швейной фабрике?
ОТВЕТ: Готовую продукцию проверяет контролёр ОТК; брак возвращается на исправление. Каждая работница, прежде чем приступить к выполнению своей операции, постоянно обращает внимание на выполнение предыдущей операции. Если допущен брак, то работа возвращается на исправление.
Итак, задача нашей практической работы заключается в том, чтобы раскроенные и скомплектованные детали рукавиц соединить в целые изделия.
Работу по сборке изделий организовать с пооперационным разделением труда. Для этого нужно все операции разделить между вами.
(Внимание учащихся переводится на пооперационную карту).
Соединить наладонник с ладонью.
Соединить палец с ладонью.
Соединить ладонь с тыльной стороной.
Вывернуть изделие на лицо.
Обработать нижний срез.
Скомплектовать парные детали.
Упаковать готовое изделие.
Каждый из вас должен:
Внимательно посмотреть на операционной карте и уточнить ширину шва, место расположения рассечек на своём участке работы;
Ширину шва при шитье контролировать «на глаз»;
Особое внимание уделять качеству своей работы и осуществлять взаимоконтроль;
Экономно расходовать нитки и время за счёт правильной остановки машины в конце каждой отдельной строчки.
Перед работой проверить качество строчки, при необходимости отрегулировать.
Строго соблюдать правила техники безопасности при работе на швейных машинах и с ножницами.
В совместной беседе повторяются правила техники безопасности.
Проводится физминутка - комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения.
Выставляются оценки за устные ответы.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Каждый обучающийся выполняет свою операцию и последовательно передаёт комплект на следующую операцию. С последней операцией вся законченная работа поступает на общий рабочий стол.
Учитель наблюдает за ходом работы:
Следит за правильностью приёмов труда (траектория движения рук и прикладываемых усилий, положения орудия труда, плавность движений, хватка инструмента, рабочая поза и т.п.)
При необходимости оказывает индивидуальную помощь объяснением или показом.
Для сохранения высокой работоспособности и предупреждению переутомления во время работы на уроках проводит физкультурные паузы - комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук, гимнастику для глаз.
Выполнение практической работы закончится за 20-25 минут до звонка.
Незаконченную работу каждая ученица складывает в свободный пакет, подписанный своей фамилией и, до следующего занятия, сдаёт учителю; быстро приводит в порядок своё рабочее место и садится за общий рабочий стол для проведения анализа качества работ и подведения итогов урока.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Какую работу выполнили на уроке?
ОТВЕТ: Соединяли детали рабочих рукавиц.
Как был организован ваш труд?
ОТВЕТ: Мы работали с пооперационным разделением труда.
Кому из вас в ходе взаимоконтроля возвращалась работа на исправление?
ОТВЕТ: Поднимают руки те, кому пришлось устранять свои ошибки.
В чём заключалась ваша ошибка и как вы её исправили?
ОТВЕТ: Поочерёдно дают ответы те, кому пришлось свою работу исправлять.
Посчитайте количество полностью законченных работ?
ОТВЕТ: Считают и сообщают результаты.
Какой вывод можно сделать об организации труда с пооперационным разделением труда?
ОТВЕТ: Работа с пооперационным разделением дала возможность работать гораздо быстрее; постепенно увеличивался темп работы; своевременно устранялись ошибки; работа без смётывания дала возможность экономить нитки и время; в результате полностью оконченных работ получилось много.
Учащиеся проверяют качество готовой работы сначала с изнаночной стороны и передают для контроля учителю. Проверенные учителем работы возвращаются учащимся для того, чтобы каждую работу вывернуть на лицевую сторону, выправить и проверить качество с лицевой стороны.
Оценить работу учащихся (обосновать и прокомментировать), выставить оценки в дневники.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
1.Было интересно…. 2. Я понял(а), что….. 3. Я научилась (лся)… 4. Теперь я могу…. 5. Меня удивило… 6.Я шила бы ещё…. 7.Больше всего мне понравилось…. 8.На сегодня хватит…. 9.Я сегодня узнала…… 10.Я сегодня научилась…. 11.Я смогла помочь….
Молодцы! С заданием справились хорошо.
Урок окончен.
До свиданья.
Приложение
Инструкционно-технологическая карта
«Изготовление рукавиц рабочих»
№ п/п | Наименование операции | Технология выполнения операции | Технические условия | Рисунок |
1. | Обработка внутренних деталей рукавицы | Внутренние верхнюю и нижнюю детали рукавицы сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы большого пальца. Сколоть булавками. Проложить машинную строчку до контрольных линий выполняя закрепки. | 10 мм | |
2. | Соединение внутренней и внешней детали рукавицы | Сложить внутреннюю и внешнюю деталь рукавицы лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы по контуру рукавицы. Сколоть булавками. Проложить машинную строчку до верхнего среза рукавицы выполняя закрепки. | 10 мм | |
3. | Сборка рукавицы | Две заготовки рукавиц сложить, уравнивая верхние срезы, лицевыми сторонами внутрь, совмещая боковые швы. Сколоть булавками. Проложить машинную строчку по верхнему срезу, оставив отверстие для выворачивания, выполняя закрепки. | 10мм 40мм | |
4. | Окончательная отделка рукавицы | Вывернуть рукавицы на лицевую сторону, выправить. Зашить отверстие ручными косыми стежками. Очистить изделие от ниток. Отутюжить готовое изделие. | 2-3 в 10 мм | |
ЗАДАНИЕ: Вставь пропущенные слова.
«Изготовление рукавиц рабочих» |
№ п/п | Наименование операции | Технология выполнения операции | Технические условия | Рисунок |
1. | Обработка внутренних деталей рукавицы | Внутренние верхнюю и нижнюю …………. рукавицы сложить лицевыми сторонами ………………, уравнять срезы большого пальца. Сколоть булавками. Проложить…………. строчку до контрольных линий выполняя …………. | 10 мм | |
2. | Соединение внутренней и внешней детали рукавицы | Сложить внутреннюю и………….. деталь рукавицы ……………….. сторонами внутрь, уравнять…………………. по контуру рукавицы. Сколоть булавками. Проложить машинную ……………….. до верхнего среза рукавицы выполняя закрепки. | 10 мм | |
3. | Сборка рукавицы | Две заготовки …………… сложить, уравнивая верхние ……………, лицевыми сторонами внутрь, совмещая боковые……….. Сколоть булавками. Проложить………………. строчку по верхнему ……….., оставив отверстие для ……………………., выполняя закрепки. | 10мм 40мм | |
4. | Окончательная отделка рукавицы | Вывернуть …………….. на ………….. сторону, выправить. Зашить отверстие ………косыми стежками. Очистить изделие от ниток. Отутюжить …………… изделие. | 2-3 в 10 мм | |
ЗАДАНИЕ: Восстанови технологическую
последовательность.
«Изготовление рукавиц рабочих» |
№ п/п | Наименование операции | Технология выполнения операции | Технические условия | Рисунок |
| Обработка внутренних деталей рукавицы | Внутренние верхнюю и нижнюю детали рукавицы сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы большого пальца. Сколоть булавками. Проложить машинную строчку до контрольных линий выполняя закрепки. | 10 мм | |
| Соединение внутренней и внешней детали рукавицы | Сложить внутреннюю и внешнюю деталь рукавицы лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы по контуру рукавицы. Сколоть булавками. Проложить машинную строчку до верхнего среза рукавицы выполняя закрепки. | 10 мм | |
| Сборка рукавицы | Две заготовки рукавиц сложить, уравнивая верхние срезы, лицевыми сторонами внутрь, совмещая боковые швы. Сколоть булавками. Проложить машинную строчку по верхнему срезу, оставив отверстие для выворачивания, выполняя закрепки. | 10мм 40мм | |
| Окончательная отделка рукавицы | Вывернуть рукавицы на лицевую сторону, выправить. Зашить отверстие ручными косыми стежками. Очистить изделие от ниток. Отутюжить готовое изделие. | 2-3 в 10 мм | |
Задание:
Восстанови технологическую последовательность
изготовления рукавиц рабочих
| | изготовление рукавиц рабочих |
| |
| | изготовление рукавиц рабочих |
| |
Последовательность
изготовления рукавиц
рабочих.
1.Обработать внутренние детали рукавицы.
2.Соединить внутренние и внешние детали
рукавицы.
3.Выполнить сборку
рукавицы.
4.Вывернуть рукавицы на лицевую сторону,
выправить.
5.Зашить отверстие ручными косыми стежками.
Задание:
Восстанови последовательность
изготовления рукавиц рабочих.
Последовательность изготовления рукавиц рабочих. |
разрезать |
Обработать внутренние детали рукавицы. |
разрезать |
Соединить внутренние и внешние детали рукавицы. |
разрезать |
Выполнить сборку рукавицы. |
разрезать |
Вывернуть рукавицы на лицевую сторону, выправить. |
разрезать |
Зашить отверстие ручными косыми стежками |