СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект Урока химии по теме: « Аминокислоты».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект Урока химии по теме: « Аминокислоты».»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»













План-конспект

Урока химии по теме: « Аминокислоты».













Разработала: Севостьянова В.В

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил:

Ермакова Т.И

руководителя практики.




Пос.Комсомолец 2017г.






Тема урока: »Аминокислоты» Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
приобрести в совместном поиске новые знания об аминокислотах как органических амфотерных соединениях.
Задачи урока:
Образовательные:
- дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях;
- рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру;
- изучить основные способы получения и применения аминокислот;
- изучить практическую значимость аминокислот для человека. Развивающие:
- формировать и совершенствовать умения практической работы с химическими реактивами в ходе учебного эксперимента;
- продолжить формирование навыков работы в группе;
- развивать общеучебные и метапредметные умения и навыки, прививая интерес к химии, как учебному предмету.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения через работу в коллективе ученик-ученик, ученик-группа, ученик-учитель;
- воспитывать чувство коллективизма и ответственности;
- формировать навыки исследовательской работы..

План урока:
1)Организационный момент. 2)Опрос домашнего задания

3)Актуализация знаний. Вступительное слово учителя
2) Фронтальная беседа
3) Изучение основных вопросов темы:
- физические свойства
- химические свойства
- номенклатура
- гомологи и изомеры
- получение
4) Изучение применения аминокислот, используя ситуацию.
5) Закрепление материала через самостоятельное выполнение заданий, с последующей самопроверкой.
6) Домашнее задание
7) Итог урока. Рефлексия

Ход урока:

1.Организационный эпап.

2.Опрос домашнего задания. (Тест)

Актуализация

1) Учитель: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.
Эпиграфом нашего урока будут слова А. Эйнштейна «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы» А сегодня будем говорить о том, из чего мы состоим, они для нас необходимы! Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные процессы. Они представляет особенную ценность для активно тренирующихся спортсменов, но также могут быть полезны и всем, кто ведёт активный образ жизни и постоянно выдерживает интенсивные силовые нагрузки. Они очень полезны во время диет с ограничениями в питании. О чём мы с вами сейчас будем говорить?
Ученик: Об аминокислотах
Учитель: В 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Какой тип реакций протекал при этом?
Ученик: Видимо, реакции гидролиза, катализируемые сильной кислотой.
Учитель: Это вещество получило название гликокол, оно долгое время считалось «родственником» углеводов, пока в 1838г. голландский химик Г. Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э.Хорсфорд установил формулу вещества – C2H5O2N. Ученик: Это глицин.
Учитель: Наш организм - очень сложная система, которая работает даже  в состоянии покоя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима 21 аминокислота.  Организм способен самостоятельно синтезировать   12 кислот, а 9-не синтезируется. Как можно получить эти важные аминокислоты?
Ученик: Аминокислоты, которые не синтезируются можно получить только с продуктами питания. Только при этом питание должно быть правильным. Именно правильное питание необходимо для хорошей работы организма 2) Беседа приобретает фронтальный характер:
- Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
- Какими свойствами обладает аминогруппа?
- Какими свойствами обладает карбоксильная группа?
- Какими свойствами будет обладать вещество, сочетающее в себе эти противоположные по свойствам функциональные группы?
- Какие амфотерные неорганические соединения вы знаете?
- Тогда аминокислоты мы назовём … ( органические амфотерные соединения).
3) Учитель: Переходим к изучению свойств аминокислот.
Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие - сладкие (слайд). Химические свойства аминокислот рассмотрим, работая в группах. Необходимо провести опыты и объяснить их протекание всему классу. Записать химические уравнения на доске и в тетрадях. Работа в группах:
Все учащиеся имеют на столах данную карту работы


1 группа

2 группа

3 группа

Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами

Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами

Испытание раствора аминокислоты индикатором

На предметное стекло поместите 1-3 капли соляной кислоты и метилоранжа до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси

На предметное стекло поместите 1-3 капли гидроксида натрия и фенолфталеина до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения окраски реакционной смеси

На предметное стекло поместите 1-3 капли раствора глицина и добавьте метилоранж до изменения окраски

Объясните происходящие изменения. Сделайте вывод

Почему произошло обесцвечивание раствора?

Что наблюдаете?

Вопросы для класса:
- Как называются вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами?
- Запишите уравнения взаимодействия глицина с соляной кислотой и гидроксидом натрия. ( два ученика делают запись у доски, дальнейший контроль по слайду презентации к уроку)1) Реакции с растворами кислот: NH2CH2COOH + HCl (NH3CH2COOH)Cl 2) Реакции с растворами щелочей:

NH2CH2COOH + NaOH NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия)

Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.
3) Запишите самостоятельно реакцию горения аминоуксусной кислоты, уравняйте, проверьте в парах (взаимопроверка).
4NH2CH2COOH + 13O2 8CO2 + 10H2O + 2N2
4) Реакцию поликонденсации аминокислот рассмотрим по учебнику.
Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами. Полиамиды -аминокислот называются пептидами. В зависимости от числа остатков аминокислот различают дипептиды, трипептиды, полипептиды. В таких соединениях группы —CO—NH— называют пептидными группами, а связь C—N - пептидной связью. Учитель: Общая формула молекул аминокислот - NH2—R—COOH, где R - двухвалентный радикал. В твердом состоянии и частично в растворах аминокислоты представляют собой "внутренние соли", то есть состоят из биполярных ионов +NH3—R—COO-, образующихся при обратимом переносе протона (H+) от карбоксильной группы к аминогруппе, например:

молекула
аминоуксусной кислоты


биполярный ион
аминоуксусной кислоты

Общая формула предельных аминокислот с одной карбоксильной и одной аминогруппой - CnH2n+1NO2 (слайд).
Используя таблицу и первоначальные знания детей, познакомимся с особенностями номенклатуры, основными гомологами и изомерами аминокислот (слайд).
(Применяется комментирование, беседа, рассуждение)
Межклассовыми изомерами для аминокислот являются нитросоединения R—NO2.

г

о

м

о

л

о

г

и

NH2—CH2—COOH
аминоэтановая кислота (глицин)


CH3CH2NO2
нитроэтан


2-аминопропановая кислота
-аминопропановая кислота (аланин)

NH2—CH2CH2—COOH
3-аминопропановая кислота
-аминопропановая кислота


CH3CH2CH2—NO2
1-нитропропан


2-аминобутановая кислота
-аминобутановая кислота
2-аминомасляная кислота


3-аминобутановая кислота
-аминобутановая кислота


2-амино-2-метилпропановая кислота

CH3CH2CH2CH2—NO2
1-нитробутан


и з о м е р ы

Получение аминокислот:
Из карбоновых кислот (слайд): CH3—CH2—COOH + Cl2 CH3—CHCl—COOH + HCl
CH3—CHCl—COOH + 2NH3 CH3—CH(NH2)—COOH + NH4Cl
4) Работа в группах:
Сейчас мы поработаем над ситуациями в группах. Для ответов на поставленные вопросы можно использовать учебник, выданный вам дополнительный материал и жизненный опыт. После обсуждения ситуации и изучения материала, группа выбирает выступающего.
1 группа:

- Изучить и объяснить фармакологическое действие глицина, тауфона, метионина, глутаминовой кислоты, используя аннотации к применению этих препаратов.
2 группа: - Изучив состав паштета, используя словарь химических терминов, дайте объяснение применению глутаминовой кислоты и её солей.
3 группа:
- Прочитав данную статью, объясни роль аминокислот в питании культуристов.
Ответы учащихся в группах:
- Глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга: уменьшает напряжение, конфликтность, улучшает настроение, повышает умственную работоспособность. Тауфон – глазные капли, серосодержащая аминокислота, способствует нормализации функций клеточных мембран, стимулирует процессы при заболеваниях тканей глаза, применяют при травмах роговицы. Метионин – незаменимая аминокислота, применяется при лечении печени, для профилактики её токсического поражения. Глутаминовая кислота – заменимая аминокилота, применяется при лечении эпилепсии, депрессии, истощении, задержке психического развития. (слайд)
- Уже давно замечено, что добавление приправы из сушёных водорослей усиливает вкус и аромат пищи. Японский учёный К. Икеда в 1909 году выяснил, что причина такого воздействия приправы – в содержании глутаминовой кислоты и её солей. В качестве пищевой добавки в данном паштете используют глутаминовую кислоту (Е629). По ссылке на этикетке это мы это нашли. Кроме этого используют соли глутаминат натрия (Е621, его часто называют глютаматом натрия) и глутаминаты других металлов (Е622-625). Для этих же целей используют глицин (Е640) и лейцин (Е641). (слайд) - Практически все профессиональные культуристы принимают свободные аминокислоты в капсулах или в виде порошка. Сравните, если они съедят отличный кусок говядины, то аминокислоты поступят в кровь не раньше, чем через 1,5-2 часа. А вот если употребят аминокислоты в свободной форме, то они примут прямое участие в обмене веществ уже через 14-16 минут! Основная ценность свободных аминокислот состоит в том, что организму не надо их переваривать. Благодаря этому аминокислоты быстро попадают из желудка в тонкий кишечник и сразу же поступают в кровь (слайд).( Приводятся допустимые ответы учащихся) 5) Самостоятельная работа учащихся с последующим самоконтролем (слайд):
1) Назовите вещество:

2) Составьте формулу 3 – аминопропановой кислоты

3) С какими из перечисленных веществ не реагирует аминокислота:
а) HCl б) NaOH в) Na г) CH4

4) Как называется способность вещества проявлять кислотные и основные свойства?
Ответы (слайд): 1) 3 – аминобутановая
2) NH2 – CH2 – CH2 - COOH

3) г
4) амфотерность 6) Домашнее задание: Параграф 16, № 3, учебник О.С.Габриелян «Химия 10 класс», М., Дрофа, 2015г.
7) Учитель подводит итог урока, проводит рефлексию урока, отмечает ответы наиболее удачные, даёт рекомендации некоторым учащимся, обсуждаются особенно удавшиеся фрагменты урока.

















Технологическая карта урока


Технология проведения

Деятель- ность

учеников

Деятель- ность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный момент


Учитель приветствует учеников




II.Опрос д/з

Выпол- няют задания на карточках.

Контролирует ученый процесс.



регулятивные

III.Мотивация к учебной деятельности

Заинтересованы интересными фактами; изучают рисунки слайдов; участвуют в беседе;

Излагает познавательный материал; использует мультимедиа; показывает флаконы с препаратами, банку с паштетом, фото культуриста; осуществляет доброжелательный и деловой настрой на урок

Участие в беседе; ответы на вопросы; свои суждения; установление связи между фактами и темой урока


Знать: значимость аминокислот; их открытие и способ получения для нормальной жизнедеятельности человека

Личностные:
уметь отражать личное видение вопроса

Регулятивные:
уметь вставить правильный ответ во время беседы

Коммуникативные:
уметь общаться с учителем во время беседы

Познавательные:
уметь применить во время беседы известные факты

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Ответом на вопрос называют тему; через участие во фронтальной беседе (установление причинно-следственных связей) подходят к постановке цели урока

Используя ситуацию, заинтересовывая ученика, подводит его к формулировке темы; используя логическую последовательность вопросов, подводит ученика к постановке цели урока

Фронтальные вопросы; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи; выдвижение цели

Знать: функциональные группы аминокислот; основный характер аминогруппы; кислотный характер карбоксильной группы; амфотерность как двойственную природу взаимодействия; пример амфотерного неорганического и органического соединения

Личностные:
уметь быстро дать правильный ответ
Регулятивные:
уметь оперативно оценивать ответы (свои и своих одноклассников)
Коммуникативные:
умение работать на всю аудиторию
Познаватель- ные:
узнать факты или дополнить свои знания

IV.

Изучение нового

Работают в группах; делают лабораторные опыты, работая по карте; дают объяснения изменениям; отвечают на вопросы; делают записи в тетради и у доски, смотрят слайды презентации; слушают учителя; пишут самостоятельно уравнения реакции; взаимно проверяют задание (в парах); работают с учебником и дополнительным материалом.

Организует и координирует выполнение лабораторных опытов; задаёт вопросы для перехода к другому виду деятельности; даёт фактический материал, используя слайды (элемент лекции); организует текущий контроль; направляет работу по учебнику; комментируя таблицу, вызывает учащихся на беседу и рассуждения; демонстрирует слайды.

Работать в группах; выполнение лабораторных опытов; объяснить изменения, протекающие в результате взаимодействий; ответить на вопросы; сделать выводы; записать уравнения реакции в тетрадях (у доски индивидуально); проверить реакцию горения в паре; найти в учебнике и изучить реакцию поликонденсации; рассказ учителя поддерживать своими рассуждениями и вступать с ним в диалог; задавать вопросы; уточнять данные; находить решение проблемы; проверить задание в паре.

Знать: физические свойства аминокислот;
химические свойства аминокислот;
их номенклатуру;
гомологи и изомеры;
получение; применение

Личностные:
умение проводить исследование
Регулятивные:
использование самопроверки и взаимопроверки и сравнение с образцом
Коммуникативные:
умение работать в группе и в паре
Познавательные:
умение применять получаемые знания на практике, при выполнении упражнений

VI. Закрепле- ние нового

Вживаются в ситуацию; изучают материал по источнику информации; готовят выступление.


Обеспечивает учащихся дополнительным материалом для изучения ситуации; организует выступления учащихся; проверяет правильность изложения материала; демонстрирует слайды.

Работать в группе; работать с дополнительным материалом; выделять главное существенное; подготовить выступление; выступить с сообщением.

Знать применение аминокислот; некоторые их специфические свойства; биологическую значимость и фармакологическую ценность некоторых аминокислот

Личностные:
умение подготовить сообщение
Регулятивные:
уметь переработать материал в соответствии с поставленными условиями
Коммуникативные:
умение выступить перед классом
Познаватель- ные:
применить материал для данной ситуации

VII. Контроли- рующее задание

Самостоятельная работа по теме урока; работа со слайдом; самопроверка задания

Организует выполнение самостояте-льной работы

Выполнить самостоятельно работу; проверить и оценить её; корректировать свои знания

Знать: номенклатуру соединений ряда аминокислот; их амфотерность и химические свойства; уметь составлять структурные формулы аминокислот; уметь применить на практике

Личностные:
умение понять формулировку задания
Регулятивные:
самопроверка теста
Коммуникативные:
умение признать свои ошибки или адекватно оценить правильный ответ
Познаватель- ные:
умение сконцентрировать своё внимание на заданных вопросах

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Высказывают своё мнение об уроке; слушают оценку своего труда; комментируют ответы других.

Подводит итог работы на уроке; отмечает удачные ответы и не очень; спрашивает мнение учеников; слушает их похвалу или критику.

Выслушать оценку своей работы; высказать своё мнение по предложенному обсуждению; принять адекватно похвалу или критику

Знать: изученный материал в полном объёме; ход урока; деятельность на уроке свою и своих одноклассников; уметь давать оценку различным видам работы

Личностные:
уметь высказывать личное мнение
Регулятивные:
уметь оценивать себя и других
Коммуникативные:
умение вести дискуссию
Познавательные:
уметь видеть в уроке и изучение теории, и этапы его ведения














Самоанализ урока.

Урок «Аминокислоты» является третьим в теме «Азотсодержащие соединения» по программе курса химии для 8-11 О.С.Габриелян «Химия 10 класс», М., Дрофа, 2017г. дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях; урок посвящен общей характеристике строению, классификации, изомерии и номенклатуре;

способам получения и применения аминокислот; практической значимость аминокислот для человека.

Урок является комбинированным, основная часть – это формирование новых знаний и умений.

Цель урока: создать условия для изучения учащимися и применения ими знаний об аминокислотах.

Задачи урока:

Образовательные: - изучить химические свойства аминокислот,

- усвоить понятия: «об аминокислотах как органических амфотерных соединениях;».

- актуализировать знания о приобрести в совместном поиске новые знания об аминокислотах как органических амфотерных соединениях.
составлении формул аминокислот, составлении уравнений и химической реакции в которые вступают аминокислоты;

Развивающие: создать условия для развития УУД:

Познавательных (ПУУД):

знаково-символические действия: написание формул веществ, уравнений реакций;

логические универсальные действия: умения анализировать и отбирать информацию, установления причинно-следственных связей, умения наблюдать и делать выводы на основе эксперимента; умения работать с понятиями;

Личностных (ЛУУД): умений осознания личностно значимой познавательной деятельности;

Коммуникативных (КУУД): умения выражать свои мысли, общаться в паре;

Регулятивных РУУД): умений целеполагания, оценки, контроля в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, рефлексии.

Воспитательные: создать условия для воспитания позитивного отношения к химии.

На уроке используются разнообразные формы работы, направленные на развитие у учащихся умений сопоставлять, анализировать, наблюдать, сравнивать, выбирать нужную информацию. Материал урока соответствует программе, способствует реализации поставленных целей, связан с предыдущим занятием. Выбор форм, методов и приемов обучения обеспечивает направленность деятельности учащихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных.

Целеполагание: с помощью стихотворения стимулирую учащихся к определению темы урока, а использование опорных слов «открыть», «выяснить», «научиться» поможет им составить цели урока, т.о во время этого этапа урока происходит формирование РУУД: умения целеполагания, КУУД: умения выражать свои мысли.

Обеспечение самостоятельности учеников: учащиеся выполняют тест со взаимопроверкой на этапе Актуализации знаний, при этом формируются ПУУД: умения анализировать и отбирать информацию, РУУД: умения оценки, контроля в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона и КУУД: умения выражать свои мысли.

На этапе первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) учащиеся самостоятельно наблюдают химический эксперимент, записывают уравнения химической реакции. Во время данной работы происходит формирование ПУУД: умения наблюдать и делать выводы на основе эксперимента: а также при написании уравнений происходящих реакций формируются ПУУД: знаково-символические действия написания формул веществ, уравнений реакций; КУУД: умения выражать свои мысли, ПУУД: умения работать с понятиями.

На этапе Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков при выполнении задания в парах: Установите соответствие предложенных ниже явлений с названием реакции. Впишите буквы в соответствующие строки, происходит формирование КУУД: умения общаться, ПУУД: умения анализировать и отбирать информацию, РУУД: рефлексия содержания материала.

На этапе контроля за процессом и результатом учебной деятельности школьников: учащиеся самостоятельно выбирают уровень трудности задания, при этом идет формирование ПУУД: умения анализировать и отбирать информацию, РУУД: рефлексия содержания материала.

Формирование поисковой активности происходит при анализе химического эксперимента, разрешении проблемной ситуации, выделении отличительных признаков оксидов, составлении их названий при этом формируются: ПУУД: знаково-символические действия написания формул веществ, уравнений реакций, умения работать с понятиями, умения анализировать и отбирать информацию, установление причинно-следственных связей, установление причинно-следственных связей; КУУД: умения выражать свои мысли.

Реакция на ошибки учащихся: учащимся предлагается на этапе актуализации знаний на следующем уроке еще раз проделать эту работу (выполнить тест).

Формирование рефлексии: происходит на этапах Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков, Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников, Рефлексии

происходит формирование РУУД: рефлексия содержания материала, умений рефлексии.

В итоге для стимулирования и формирования субъектной позиции учащихся на уроке организована индивидуальная деятельность по осмыслению и проработке заданного материала, формируется уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов, что стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.

На этапе урока контроль надпроцессом и результатом учебной деятельности школьников создана ситуация выбора при использовании дидактического материала, варьирующегося для учащихся с разной успеваемостью, при этом формируются ЛУУД: умения осознания личностно значимой познавательной деятельности.

На данном уроке я попыталась обеспечить условия для проявления и развития индивидуальности учащихся, создавая ситуации, позволяющие ребятам проявлять собственные способности и возможности. Урок построен с учетом психофизиологических особенностей учащихся, что позволяет им лучше раскрыть свои способности и показать умения.

Реализация принципов личностно- ориентированного образования на уроке способствует становлению личностного смысла учения: обучение школьников целеполаганию, создание ситуации успеха, помощь в осознании мотивов собственных действий.

Для организации развивающего пространства на уроке я создаю проблемные ситуации и обеспечиваю их разрешение, поощряю активность учащихся, использую разнообразные методы и приемы деятельности. Для формирования эмоционально-ценностного отношения к познанию создаю положительный эмоциональный настрой на работу для всех учеников, в ходе урока способствую формированию стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач.

На уроке прослеживается сотрудничество не только учителя и учеников, но и сотрудничество учеников между собой (в том числе – обеспечение взаимопомощи в ходе парной работы), оптимально используются фронтальные и индивидуальные формы организации учебной деятельности.

В конце урока предоставляется возможность выбора школьниками объема и сложности домашнего задания.

С целью обеспечения обратной связи мною использован прием рефлексии деятельности, который способствует самооценке действий, усилий, результатов. На уроке царит благоприятная морально-психологическая атмосфера комфорта, обеспечивающая успех каждому ученику. Никто не чувствует себя слабым, неуверенным, отстающим. Все учащиеся вовлечены в общую работу класса.

Подведены итоги урока с анализом выполнения поставленных задач.