СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Лексическое значение слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Лексическое значение слова"»

Урок № 26

Класс: 5

Дата: 17.10.2018

Тема: Лексическое значение слова.

Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формирование представления о способах определения лексического значения слова; развитие умения работать с толковым словарём; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас удивительный урок. К нам в гости придет Сказка ! Давайте встретим ее с хорошим настроением! Спасибо!

Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

-Запишите сегодняшнее число, классная работа, тему мы запишем чуть позже.

  1. Актуализация опорных знаний

-А сказка уже на пороге..Внимание, ребята!

Презентация ( слайды 1-7)

Сказка о Слове(звучит мелодия « В гостях у сказки 0,5 минуты)

Выпало из сказки (а из какой – догадайтесь сами)
слово КОЛОБОК и покатилось по дороге. Катится КОЛОБОК, катится, а навстречу ему ФОНЕТИКА.

-Вспомните, что изучает фонетика?

  • Ты кто? – спрашивает.

  • Я слово, - отвечает КОЛОБОК.

- Какое слово?

  • КО-ЛО-БОК!

  • Вот теперь слышу, что ты слово: все твои звуки звучат, как им положено, и ударение на своём месте стоит.

  • Звучи так и впредь! – напутствовала слово ФОНЕТИКА, и КОЛОБОК покатился дальше. … но вскоре дорогу ему преградило СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

- Что изучает словообразование?

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово КОЛОБОК.

- А как ты устроено? И кто твои родственники?

  • Не знаю, - огорчился КОЛОБОК.

- Не огорчайся, это мы сейчас выясним, - проговорило СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и надело очки.

- Так вот, приятель, ты образовано от старого слова КОЛОБ (круглый хлеб) с помощью суффикса -ОК-,

который внёс в твою основу признак «маленький» (как в словах ДЫМОК, ЛЕСОК, ДУБОК). Вот почему ты означаешь «маленький круглый хлебец». Ну а КОЛОБ в свою очередь было образовано когда-то от слова КОЛО (колесо). Теперь тебе понятно, кто твои предки? Обрадовался КОЛОБОК, что у него встарь были такие родственники, и весело продолжил свой путь.

Долго ли, нет он катился, но остановила его…

-Новая героиня. Кто она?

Об этом узнаем чуть позже.

  1. Вхождение в новую тему и создание условий для ее осознанного восприятия. Проблем-ное объяснение нового знания

Прочитайте слова К.Г.Паустовского( слайд 8)

«Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество 
хороших слов и названий

-О чем говорил Паустовский? Вы согласны с его словами? Почему?

Физминутка( 1 мин)Приложение №1

-Откройте учебник на стр. 58, упр.122,выразительно прочитайте 1 абзац.

-Итак, для чего человеку нужны слова?

- Правильно. Слова могут обозначать предметы, понятия, действия, признаки.

Словарно- орфографическая работа. Начертим таблицу, такую, как на слайде ( слайд 9).Я буду диктовать вам уже известные словарные слова, а вы напишите их правильно и распределите по колонкам .В первую- слова, обозначающие предметы, во вторую- понятия, в третью- признаки, в четвертую- действия. Диктую слова ( отражение, желтые, колпак, фонтан, чудесный, объехать, вкусный, объять ,дощечка, варежка, объём).Давайте обменяемся тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка по слайд( слайд 10)

-Какой вывод мы делаем, выполнив это задание?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке и какова его цель? Попробуйте сформулировать.

- Значения слов изучает наука о языке – лексикология. Выясним, что это за наука.

Читаем на стр. 158 словарную статью. Запишите в справочные тетради слово «лексикология» и его значение. В схеме на стр.58 учебника читаем определение.

-Возвратимся в нашу сказку( слайд 11-12)

- Ты кто? – спрашивает.

- Я слово, - гордо отвечает КОЛОБОК.

- У меня есть свой звуковой облик. Вот послушайте, как я красиво звучу: КО-ЛО-БОК!

- Ну ,– улыбнулась ЛЕКСИКОЛОГИЯ , - для слова этого мало.

Например, ло-ко-бок тоже звучит неплохо, но словом это буквосочетание не назовёшь, потому что оно бессмысленно. Слово непременно должно быть наполнено смыслом.

Ты действительно слово, потому что обозначаешь небольшой круглый хлебец (в народных сказках) – ведь так?

  • Так, - согласился КОЛОБОК. – Как же вы догадались?

  • Я много знаю и о тебе, и о других словах; приходи ко мне в гости – расскажу.

Поблагодарил КОЛОБОК ЛЕКСИКОЛОГИЮ и отправился дальше.

-Колобок встретился и с другими героями, с ними мы познакомимся на следующих уроках.

-Так что же изучает лексикология?

-Запишите тему урока в тетрадь: «Лексикология как раздел лингвистики.Лексическое значение слова».

- Читаем теоретический материал на стр.59.

Словарная работа, слово «код».Стр.59.Записываем в тетрадь словарную статью .

  1. Закрепление материала

-О значении слов мы узнаем в толковых словарях. Обращаемся к выставке толковых словарей. Демонстрация словарей. Чтение учителем информации о создателях толковых словарей :В.Дале, С.И.Ожегове, Д.Н.Ушакове ( слайд 13-15)

-Итак, где мы можем познакомиться с лексическим значением слова? Что значит словарная статья?

Физминутка с использованием упражнений для коррекции зрения(1 минута)Приложение №1

Информацию о слове можно получить и другими способами.

-Выполняем упражнение 121

-Итак, информацию мы можем передать с помощью знаков .

-Встречали ли вы подобные символы в жизни?

-Следовательно ,существует не один способ толкования лексического значения слова.Стр.59,рубрика « Советы помощника».

-Выполним упр.123

( 4 человека в это время выполняют индивидуальную работу из рубрики « Лингвистические игры» стр.60),124 устно

-Вместе выполним ,упр.130 письменно ,прочитайте задание.

  1. Итог урока (рефлексия деятельности)

-На какие вопросы мы сможем получить ответы при изучении темы «Лексикология как раздел лингвистики.Лексическое значение слова»?

- Закончите предложение: « Мы узнали о таких способах определения значения слова ,как…»

- Удалось решить поставленную в начале урока задачу?

Рефлексия занятия

- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики разных цветов:

зелёный – материал полностью усвоен мною.

жёлтый – у меня есть отдельные затруднения в овладении новым материалом;

красный – материал урока не понят мною;

  1. Домашнее задание

П. 17 стр. 61 упр. 131