СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Литературное чтение" 4 класс К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "Литературное чтение" 4 класс  К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Литературное чтение" 4 класс К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»»











План – конспект урока

Литературное чтение

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»


4 класс












Выполнила:

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 763

Страмнова Елена Анатольевна













Москва 2021 год

Автор

Страмнова Елена Анатольевна

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Цель и планируемые результаты

Цель:

формировать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.

Задачи:

- формировать активную читательской позиции;

- формировать собственные суждения и высказывания по теме;

- развивать сформированность  умения работать с книгой;

- развивать речь, воображение учащихся;

развивать умения анализировать поступки и характер героев;

- учить вдумчивому, осознанному чтению;

- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия;


Предметные результаты:

  • Продолжить работу по формированию читательских умений; развивать умение анализировать художественное произведение

  • Формировать понятие о нравственности

  • Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения

  • Развивать творческие способности

  • Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества


Метапредметные результаты:

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу класса

Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи.


Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник: Литературное чтение 4 класс. Кубасова О.В.

Карта урока.

Толковый словарь

Ларец (шкатулка)

Корзинка

Листы с разрезанными на 2 части пословицами (по количеству малых групп детей)

Листы с незавершённой фразой (для каждого ученика)


Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Технология и методы обучения:


Технология развития критического мышления

Технология продуктивного чтения

Технология сотрудничества




Ход урока

  1. Оргмомент

Эмоциональ­ная, психоло­гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Начнём урок. Мне приятно видеть вас готовыми к уроку. Сегодня для вас приготовлена карта урока. В карте вы будете выполнять задания

2. Проверка домашнего задания

Учитель:

- Откройте с. 30 учебника

- Кто автор произведений, прочитанных нами на прошлом уроке?

Ученики:

- М. Пришвин

Учитель:

- Что поняли вы о писателе из его рассказов?

Ученики высказывают мнение о доброте писателя, о его внимательности к животным, …..

Учитель:

- В каких словах выражена главная мысль небольшого рассказа «Глоток молока»?

Ученики:

«через доброту и ласку прибавляются силы»

Учитель:

В карте урока отметьте пословицу, отражающую ваше мнение по рассказу.

Ученики самостоятельно отмечают пословицу. (Доброе слово лечит, а злое калечит.)

Проверка.

Учитель просит 1-2 человек вслух прочитать пословицу.

3. Знакомство с новым произведением

Учитель:

- Я назову имя писателя, с произведением которого мы сегодня будем работать.

По своему опыту определите, о чём будет рассказ.

Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ

Ученики:

- О природе, о животных

Учитель:

С какими рассказами Паустовского мы уже встречались?

Ученики:

«Тёплый хлеб», «Барсучий нос», «Стальное колечко»

Учитель:

Рассказчиком Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ

был превосходным. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка учился языку везде - и неустанно учил этому своих многочисленных друзей

Природу он любил как поэт и художник. И сердился на "горожан", которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик.

Он любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу.

- Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…»

Он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия, Крым и Кавказ описаны им во множестве рассказов, новелл, очерков.

Учитель:

-После моего рассказа об авторе вам будет понятнее, чему посвящал свои рассказы Паустовский.

-Откройте с. 31. Прочтите название рассказа.

Ученики:

- «Заячьи лапы»

Учитель:

- Предположите, о ком будем читать.

Ученики высказывают предположения. Например, о зайце, о его внешнем облике, о заячьих повадках,….

Учитель:

-Перелистайте страницы рассказа. На сколько частей он разделён?

По частям и будем читать.

ЧТЕНИЕ 1 ЧАСТИ

Учитель:

-В карте урока написаны слова и выражения, которые встретятся в 1 части.

Прочитаем их. (Предлагает прочитать 1-2 ученикам)

Объясните их значение. (Спрашивает 3-4 учеников)

Ученики дают объяснение прочитанных слов и выражений.

Учитель при необходимости помогает ученикам дать объяснение.

Учитель:

-Приступаем к чтению рассказа.

Эту часть текста читать будем по ролям (Учитель спрашивает заранее подготовленных детей)

Учитель:

- Правильной ли была догадка, о ком рассказ?

- Оцените, правильно ли выбрали интонацию для чтения своих ролей ребята.

Ученики высказывают своё мнение.

Учитель:

- Чем отличается речь Анисьи? Можно ли по её речи догадаться, что она добрый, душевный человек?

Ученики:

- Речь Анисьи отличается простотой, незамысловатостью, она использует простонародные выражения. Анисья – добрый человек. Она обращается к Ване словом «милый», называет его «сердешный». Помогает Ване словом и советом.

Учитель:

- Каким вы представляете зайца из этого рассказа?

- В какую беду попал заяц?

Ученики:

- Заяц больной, грустный. У него невесёлый вид.

- Зайцу при пожаре обожгло лапы.

Учитель:

- Как отнесся к зайцу каждый из персонажей рассказа?

- Запишите свои мысли в карту урока.

- Предлагаю вам разный уровень самостоятельности при выполнения задания

Кому трудно, могут посмотреть на доску и использовать подготовленные фразы.

( На доске запись: внимательно, с сочувствием, равнодушно, с желанием помочь, по-доброму)

Проверка

Учитель просит 1-2 учеников зачитать ответы

Учитель:

- Предположите, будет ли спасён зайчик.

ЧТЕНИЕ 2 ЧАСТИ

Учитель:

- В карте урока написаны слова и выражения, которые встретятся во 2 части.

Прочитаем их. (Предлагает прочитать 1-2 ученикам)

Объясните их значение. (Спрашивает 3-4 учеников)

Ученики дают объяснение прочитанных слов и выражений.

Учитель при необходимости помогает ученикам дать объяснение.

Учитель:

-Приступаем к чтению рассказа.

Учитель руководит чтением, следит за очерёдностью, исправляет ошибки.

Учитель:

- Кто участвовал в спасении зайца?

Ученики называют Ваню, Анисью, аптекаря, деда, Карла Петровича

-Давайте вспомним всех действующих лиц.

Ученики называют Ваню, ветеринара, Анисью, аптекаря, деда, Карла Петровича

Учитель:

Запишите действующих лиц в карту урока в порядке их появления в рассказе.

Ученики записывают в карту урока:

Ваня

Ветеринар

Бабка Анисья

Аптекарь

Дед Ларион

Доктор Карл Петрович

Учитель:

- Какие качества характеризуют каждого героя?

-Выберите из предложенных качества, характерные для каждого героя, запишите.

- Работать будете в парах.

Ученики записывают в карту урока:

Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый;

Бабка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь - нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

Ваня - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед Ларион - отзывчивый, робкий, добрый.)


Проверка

Учитель:

- Объединитесь с соседям в малые группы и обсудите написанные качества

- Кто из героев вызвал осуждение? Почему?

- Кто – одобрение, уважение?

Ученики обсуждают записи.

Учитель:

В рассказе есть еще одно действующее лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.

Учитель:

- Откройте с. 35. Найдите предложение о суховее. Прочитайте. Что хочет сказать природа, о чём напоминает деду?

Ученики:

-О том, что надо помочь зайцу. Напоминает о том, что заяц вывел деда из пожара

Учитель:

-Откройте с. 37. Найдите предложение о том, как природа реагирует на слова Карла Петровича .

Ученики:

- На слова Карла Петровича ворчит гром.

Учитель:

Итак, совместными усилиями, как вы и предполагали, заяц спасён. Всё закончилось хорошо. Но есть ещё и 3 часть.

ЧТЕНИЕ 3 ЧАСТИ

Учитель:

- Как вы думаете, о чём расскажет 3 часть?

Ученики высказывают предположения: о дальнейшей судьбе героев, почему дед спасал зайца, чем дед был обязан зайцу, ….

Учитель предлагает детям чтение по очереди и руководит чтением.

Учитель:

- По мере чтения можно задавать вопросы, если что-то будет неясно.

Учитель:

- Почему дед чувствовал себя виноватым перед зайцем?

Ученики:

- Дед охотился на зайца, а тот вывел его из пожара.


4. Работа над выявлением главной идеи произведения

Учитель:

-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?

Ученики дают определение, руководствуясь собственным опытом: шкатулка, красивая коробка, ящик,..

Учитель:

- Где найти точное толкование слова?

Ученики:

- В толковом словаре.

Учитель вызывает 1 ученика для прочтения толкования слова «ларец»

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Ларе́ц, - искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.

Учитель:

- Что хранят в ларцах?

Ученики:

Драгоценности, ценности.

Учитель:

-Правильно, в них хранят какие-то ценности.

- Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.

- Три ученика из другого класса на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения:

( Учитель поочерёдно достаёт ИЗ ЛАРЦА карточки [2] и зачитывает написанное)

(1ученик. Это рассказ о зайце

2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.)

-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ. Запишите в карту урока.

Ученики записывают в карту урока свои мысли.

Проверка.

Учитель просит 1-2 учеников зачитать вслух ответы

РАБОТА В ГРУППАХ

Учитель:

- Объединившись в группы, вы поработаете с пословицами, части которых перепутаны. [3] Восстановите пословицы.

Ученики в группах читают начало пословицы и находят её конец.

(Доброму человеку и / чужая болезнь к сердцу.

Жизнь дана/ на добрые дела.)

ПРОВЕРКА

Учитель предлагает детям хором прочитать пословицы и просит 1-2 учеников объяснить смысл пословиц.


5. Обобщение

Учитель:

- Какая простая истина вам открылась? Что хотел сказать автор? Чему нас научить?

Ученики:

- Нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..

Учитель:

- Вы нашли истину. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Перелистайте учебник, обратите внимание на иллюстрации. На рисунках центральное место занимает заяц, а не люди? Почему?

Ученики:

- Это из-за зайца разыгрались события. Кто-то не захотел помогать обычному зайцу.

Только добрые люди будут испытывать чувство благодарности к животному и желание его спасать.

Учитель:

-Действительно, больной заяц в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто –то нет.

- Перед нами «корзина мыслей» (Учитель демонстрирует корзинку)

Задание по выбору.

- Каждый из вас выберет фразу [4] по своему усмотрению и допишет предложение. Потом подойдёте и положите лист в корзину.

(На листочке написаны незавершенные фразы.

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко, ….

Быть добрым тяжело, …

Каждый ученик выбирает начало предложения, дописывает и кладёт в корзинку)

Анализ ответов

Учитель (перебирая листы с ответами):

- Ваши мысли о доброте меня радуют. Я поняла, что вы готовы помогать всем нуждающимся в помощи. Даже, если будет тяжело, трудно, вы постараетесь не отступить.

- Совершив добро, наслаждайтесь тем, что окружающим стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа.

Если мы научимся этому, то мы – богатые люди. А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь

6. Итог урока

Учитель:

- В конце нашего урока я предлагаю вам оценить следующие высказывания, представленные в карте урока. С чем вы согласитесь, ту фразу и отметьте.

Ученики читают высказывания в карте урока, отмечают нужное.

(Да, герои поступили совершенно правильно.

Нет, поступок героя, мне кажется, неоправданным, зря только беспокоили людей.)

Учитель:

- Продолжите работу в карте урока. Допишите фразу:

(Рассказ К.Г. Паустовского мне _________________________.

Он научил меня относиться к ________________________________________________

Я хочу / / не хочу прочитать другие произведения этого автора. )

Ученики работают в карте урока.

Учитель:

- Карты урока я соберу, посмотрю вашу работу. Сегодня хорошо читали ………….

На уроке были активны ………. Оценки за урок я выставлю после просмотра карт.


7. Домашнее задание

Учитель:

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить план рассказа и пересказать одну часть по выбору.

- А закончить наш урок я хочу словами Жана Лафонтена

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.»

Спасибо за работу.


Приложения

[1]

КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ_____________________________________

  1. Отметь пословицу:

… Сумел провиниться, сумей и повиниться.

… Семь раз отмерь, один раз отрежь.

… Доброе слово лечит, а злое калечит.



  1. Готовимся к чтению 1 части:

ветеринар старушка прошамкала

вышел в сени пахнет гарью

бревенчатая стена пробежал напрямик

больного выходить


  1. Отношение к лесному жителю

Ваня


Ветеринар


Анисья



  1. Готовимся к чтению 2 части:

вереницы облаков базарная площадь яви милость

рвались вверх, к зениту извозчики фетровая шляпа

взял посох водоразборная будка тряпьё

ветер суховей пенсне


онучи – портянки, обмотки для ног


  1. Характеризуем героев:













Слова для справок: грубый, жалостливая, заботливый, образованный, строгий,

добрый, раздражённый, сердитый, упорный, отзывчивый

  1. Ищем истину:

Это рассказ о зайце. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Это рассказ о пожаре.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


  1. Корзина мыслей

Да, герои поступили совершенно правильно.

Нет, поступок героя мне кажется неоправданным. Зря только людей беспокоили.


Рассказ К.Г. Паустовского мне ____________________________. Он научил меня относиться к _______________________________________________________________________________.

Я хочу/не хочу прочитать другие произведения этого автора.


[2]


1 ученик. Это рассказ о зайце


2 ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре


3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.



[3]


Доброму человеку и

на добрые дела

Жизнь дана

чужая болезнь к сердцу


[4]


Быть добрым –это значит….


Быть добрым легко, ….


Быть добрым тяжело,…..