СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект урока литературного чтения на тему : басня И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения»

ТЕМА УРОКА. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

ЦЕЛИ УРОКА:

познакомить учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками;

содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.



ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басен И.А.Крылова, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, диафильм «Стрекоза и Муравей», пословицы о труде, «крылышки» для Стрекозы, «брёвна» для домика Муравью.

  1. эмоциональный настрой.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

    1. Целеполагание.

- Ребята, взгляните! Солнце закрыло тучами! Давайте развеем их, чтоб нам и нашим гостям стало тепло и светло!


  1. актуализация знаний

2.1. осенний марафон.

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?


Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился


Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?


2.2 Продолжи стих.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Федор Иванович Тютчев


Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее. К.Бальмонт


2.3 Синквейн.

- ребята, а хотелось ли вам, хоть раз, стать поэтом? А давайте попробуем! Я знаю, у вас обязательно получиться!

Дети в парах пишут синквейн на тему «Осень».

  • Структура синквейна.

  • 1) ЧТО?

  • 2) Какая? Какая?

  • 3) Что делает? Что делает? Что делает?

  • 4) Фраза, которая показывает отношение к теме.

  • 5) Синоним первой строки или ваши ассоциации к этому слову. Что?


2.3. «Приметы осени»

3) самоопределение темы урока.

Переход от тёплых дней конца лета к первому снегу зимы совершается постепенно в течение осени. К зиме готовятся все: люди, птицы, звери, насекомые – вся живая и неживая природа.

Отгадав мои загадки вы, узнаете главных героев нашего урока.


3.1 загадки

Маленький вертолет

Летит взад и вперед,

Большие глаза,

Зовут — …

(Стрекоза)

Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга…

(Муравей)



- Как же они готовятся к зиме осенью?

3.2 Сообщения детей о стрекозе и муравье.



У стрекозы четыре крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное тело как руль направляет ее в полете. Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, мухами, жуками. За час стрекоза может съесть 40 мух. Стрекозы активны все лето, а осенью впадают в спячку. Они могут предсказывать погоду. Если она не портится, они ведут себя спокойно, а перед непогодой собираются в стайки и издают громкие звуки , трепеща крыльями.




  • Муравьи живут семьями в больших муравейниках.


  • муравьи произошли от хищников, таких как осы, которые вымерли еще во времени динозавров;

  • ближайшими родственниками муравьев являются тараканы;

  • королева у муравьев живет на протяжении тридцати лет, а вот рабочие особи не существуют более трех лет;

  • муравьи, несмотря на свои незначительные размеры способны переносить предметы в пять тысяч раз тяжелее их самих;

  • муравьи считаются одними из самых умных насекомых, так как их мозг состоит из 250 000 клеток;

  • у каждой колонии муравьев свой характерный запах;

  • муравьиная королева никогда не покидает свое жилище и занимается исключительно только откладыванием яиц;

  • укусы некоторых разновидностей муравьев может быть смертельно опасным для человеческого организма, так как являются очень ядовитыми;

  • - ребята, может вы уже догадались, с какое произведение мы сегодня будем изучать?

  • - Может вы и автора знаете?

4) Работа над новой темой.

А теперь посмотрим , как же эти насекомые встретились в произведении великого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Но для начала определим, что же такое басня и кто такой Иван Андреевич Крылов.

4.1 О Крылове Иване Андреевиче.

Андреевич Крылов - русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки: лень, неряшливость, эгоизм. В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.



4.2 Басня –  в литературе поучительное стихотворение, в котором действуют животные, растения, но подразумеваются люди и их недостатки. Басня их высмеивает, чтобы дать урок, как не следует поступать.

5) Физ.минутка «Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась, («Протираем глазки».)

Потянулась, улыбнулась. (Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх.)

Раз — росой она умылась, («Умываемся».)

Два — изящно покружилась, (Кружимся на месте.)

Три - нагнулась и присела, (Наклонились и присели.)

На четыре — полетела. («Полетели» — машем руками, как крыльями.)

У реки остановилась и тихонько приземлилась.


6) Словарная работа

- В басне нам могут встретиться следующие слова ивыражения:

Зима катит в глаза - неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.


7) Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей».


8) Процесс осмысления текста.

-Обратите внимание, как Стрекоза жила летом, и как с наступлением холодов..

-Кто из героев вам понравился больше и почему?

-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?



9)Анализ литературного произведения.

9.1 Выборочное чтение.

- Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.

-Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.

-Почему она пошла просить о помощи Муравья?

-Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

-Справедливо или нет, поступил Муравей?

-Ребята, а вам жаль Стрекозу?

Мораль басни: «Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

10) Рефлексия.

- Как выдумаете, друзья, какая пословица подошла к нашей басне?

10.1 работа с пословицами в группе.

- Соберите пословицу, которая у вас на столе в конверте.

- Зачитайте.

10.2 Волшебный квадрат.

- Теперь, ребята, нужно будет самостоятельно заполнить «Волшебный квадрат». Определить, что мы запишем в графу КТО? ЧТО ДЕЛАЛИ? ГЛАВНЫЕ СЛОВА. РИСУНОК.

Взаимопроверка с доски.

11)Домашнее задание: написать по выбору синквейн к одному из персонажей басни. Выразительное чтение.

- Вы – большие молодцы! Благодаря вашей слаженной работе солнце наконец-то выглянуло из-за туч! И мы наслаждаемся его теплом и светом! Пусть в вашей душе всегда горит свет любви, добра и взаимопомощи, а лень и неряшливость будут вам неизвестны!!! Спасибо за урок!!