Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Учитель проверяет готовность детей к уроку. Настройка детей на урок литературного чтения. Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердится речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - Подарите улыбки друг другу … - Хорошего настроения вам, дети, на уроке | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. | Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Формулирует задание: -Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». - Как понимаете смысл этих слов? Речевая разминка | Дети предполагают свои версии ответа. Отвечают на вопрос учителя, обсуждая ответ в паре. | Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.) |
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) | Побуждает к высказыванию своего мнения: -Вспомните название раздела, который мы изучаем? -Произведения каких авторов мы читали? Игра « Назови автора». - Соотнеси фамилию автора с названием произведения. -Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация? -А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором? -Найдите неповторяющиеся буквы и сложите из них фамилию писателя. -Какая фамилия у вас получилась? (Драгунский) - Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения? - Что пишет Драгунский? Предположите! - Какие рассказы автора уже читали? - Возникли ли у вас затруднения? В чём проблема? - Чем мы сегодня будем заниматься? - Сформулируйте тему урока. | Вспоминают и отвечают на поставленный вопрос.
Дети высказывают мнения. Отгадывают фамилию писателя
Формулируют тему и цель урока. | Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Познавательные (умение сформулировать проблему) Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.) Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - В детской литературе Драгунский известен, как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы». Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. -Каким был человеком В. Драгунский? Выскажите предположения!
- Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся. Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. ( Шила в мешке не утаишь). - А кто сможет объяснить смысл этой пословицы. - Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным. - Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным». - Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. -Что бы вы хотели узнать? - О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию? - Что значит тайное становится явным? - Чем закончится рассказ? -Решили мы проблему, которая перед нами стояла? | Обучающие работают в паре, высказывают свои предположения в паре, объясняют свой выбор.
Дети высказывают своё мнение, выявляют закономерность. Дети высказывают мнения (весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).
Составляют пословицу, работая в паре.
Дети высказывают свои мнения. Высказывают свои предположения. | Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) Личностные (учиться понимать точку зрения другого.) Личностные (участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.) |
5.Физминутка Цель: снятие напряжения. | Предлагает немного отдохнуть. | Обучающиеся выполняют двигательные упражнения | Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности в группе) |
6. Реализация построенного проекта | Предлагает познакомиться с трудными слова из текста. -Давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе. - Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь) Как им пользоваться? - Что такое тайна? - Назовите синоним к слову тайна (секрет). -Что значит «тайное»? - Явное? - Открытое, откровенное. - Прочитайте выражение «Грановитая палата». -Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным? - Где мы найдём ответ на этот вопрос? -Клевета – что оно означает? -Подберите синонимы к этому слову. Первичное чтение рассказа. 1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»? - Как бы вы ответили на этот вопрос? 2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине». -Как вы думаете, что может произойти дальше? 3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер». -Предположите, что может произойти дальше? 4. Дочитывание рассказа до конца. II. Проверка первичного восприятия. - Понравился вам рассказ? - Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа? - В каких словах выражена главная мысль рассказа? - Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным? - Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему? | Вначале дети высказывают свои мнения, затем обращаются к словарю.
Дети высказывают мнения. Высказывают своё мнение. Высказывают предположения. | Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковый словарь) Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует самостоятельную работу в паре: - Ребята, вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? | Выполняют задание в паре самостоятельно. Взаимопроверка в паре. | Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила) |
8.Выборочное чтение. | Как выглядел дяденька? По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась? Найдите отрывки, которые могли бы прочитать вот эти человечки? | Выполняют задание, работая с текстом самостоятельно. | |
9. Самостоятельная работа с самопроверкой | Организует работу в группе: Какой фрагмент проиллюстрировал художник? - (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть!). - ( Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу) -(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!) - (И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду). - (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный). | Выполняют задание, работая в группе, обсуждая и доказывая свой ответ словами текста. Работают в тетради с печатной основой самостоятельно, осуществляя взаимопроверку. | Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем) Коммуникативные (осуществление совместной познавательной деятельности в парах, в группе, осваивание различных способов взаимной помощи партнёров по общению) |
10.Работа в группе | Организует работу в группе: – Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения. План : «Видеть не могу манную кашу!» «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «Ты должен съесть всё до дна!» «А я остался с кашей наедине». | Расставляют по порядку предложенные пункты плана, работая в группе.
| |
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Какая проблема перед нами стояла? - Смогли мы её решить? -К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? Игра не доводит до добра. Кашу свари, да ещё и в рот положи. Кроткое слово гнев побеждает. Сначала думай, а потом делай. Ветра не удержишь, правды не скроешь. После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд. - Сделайте вывод! - В чём ты преуспел? - В чём ты затруднялся? -Что тебя удивило? - Над чем бы тебе хотелось поработать дома? Учитель предлагает дома пересказать рассказ по плану. Учитель выставляет оценки за урок. | Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат. Определяют меру своего продвижения вперёд. Отвечают на вопросы учителя.
Ответы детей. Делают вывод. Осуществляют самооценку. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.) |