СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ «В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с рассказом В.Драгунского "Тайное становится явным", его идейно-смысловым и художественным содержанием.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ «В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ

«В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»

Шатилова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Южно- Александровская СОШ № 5».

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: В Драгунский «Тайное всегда становится явным».

Цель: Формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Литературное чтение» по теме «И в шутку и всерьёз». создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;

  • формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

  • формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

Воспитательные:

  • воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

  • воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки

  • воспитываем умение сотрудничать в совместном решении проблемы;

  • формируем умение работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.

Развивающие

  • развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;

  • развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;

  • развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер; презентация; портрет писателя; иллюстрации к произведениям; книги В. Драгунского; толковый словарь; смайлики; учебник литературное чтение 2 класс. карточки с цитатным планом.

Структура и ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель проверяет готовность детей к уроку. Настройка детей на урок литературного чтения.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердится речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Подарите улыбки друг другу …

- Хорошего настроения вам, дети, на уроке


Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

Формулирует задание:

-Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

- Как понимаете смысл этих слов?

Речевая разминка



Дети предполагают свои версии ответа.

Отвечают на вопрос учителя, обсуждая ответ в паре.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)


Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

Побуждает к высказыванию своего мнения:

-Вспомните название раздела, который мы изучаем?

-Произведения каких авторов мы читали?

Игра « Назови автора».

- Соотнеси фамилию автора с названием произведения.

-Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация?

-А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?

-Найдите неповторяющиеся буквы и сложите из них фамилию писателя.

-Какая фамилия у вас получилась? (Драгунский)

- Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения?

- Что пишет Драгунский? Предположите!

- Какие рассказы автора уже читали?

- Возникли ли у вас затруднения? В чём проблема?

- Чем мы сегодня будем заниматься?

- Сформулируйте тему урока.

Вспоминают и отвечают на поставленный вопрос.









Дети высказывают мнения.


Отгадывают фамилию писателя









Формулируют тему и цель урока.

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)


Познавательные (умение сформулировать проблему)

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.)










Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)


4. Построение

проекта выхода

из затруднения

- В детской литературе Драгунский известен, как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы». Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской.

-Каким был человеком В. Драгунский? Выскажите предположения!



- Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. ( Шила в мешке не утаишь).

- А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

- Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

- Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».

- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

-Что бы вы хотели узнать?

- О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

- Что значит тайное становится явным?

- Чем закончится рассказ?

-Решили мы проблему, которая перед нами стояла?

Обучающие работают в паре, высказывают свои предположения в паре, объясняют свой выбор.





Дети высказывают своё мнение, выявляют закономерность.

Дети высказывают мнения (весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).



Составляют пословицу, работая в паре.



Дети высказывают свои мнения.



Высказывают свои предположения.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Личностные (учиться понимать точку зрения другого.)






Личностные (участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.)


5.Физминутка

Цель: снятие напряжения.

Предлагает немного отдохнуть.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения

Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности в группе)


6. Реализация

построенного

проекта

Предлагает познакомиться с трудными слова из текста.

-Давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

- Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь)

Как им пользоваться?

- Что такое тайна?

- Назовите синоним к слову тайна (секрет).

-Что значит «тайное»?

- Явное? - Открытое, откровенное.

- Прочитайте выражение «Грановитая палата».

-Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?

- Где мы найдём ответ на этот вопрос?

-Клевета – что оно означает?

-Подберите синонимы к этому слову.

Первичное чтение рассказа.

1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

-Как вы думаете, что может произойти дальше?

3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

-Предположите, что может произойти дальше?

4. Дочитывание рассказа до конца.

II. Проверка первичного восприятия.

- Понравился вам рассказ?

- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

- В каких словах выражена главная мысль рассказа?

- Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

- Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

Вначале дети высказывают свои мнения, затем обращаются к словарю.









Дети высказывают мнения.









Высказывают своё мнение.



Высказывают предположения.













Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковый словарь)

































Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)


7. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи


Организует самостоятельную работу в паре:

- Ребята, вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?

Выполняют задание в паре самостоятельно.


Взаимопроверка в паре.


Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)


8.Выборочное чтение.

  • Как выглядел дяденька?

  • По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

  • Найдите отрывки, которые могли бы прочитать вот эти человечки?


Выполняют задание, работая с текстом самостоятельно.



9. Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует работу в группе:

Какой фрагмент проиллюстрировал художник?

- (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть!).

- ( Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)

-(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!)

- (И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду).

- (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный).

Выполняют задание, работая в группе, обсуждая и доказывая свой ответ словами текста.











Работают в тетради с печатной основой самостоятельно, осуществляя взаимопроверку.

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)



Коммуникативные (осуществление совместной познавательной деятельности в парах, в группе, осваивание различных способов взаимной помощи партнёров по общению)


10.Работа в группе

Организует работу в группе:

– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

План : «Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«Ты должен съесть всё до дна!»

«А я остался с кашей наедине».


Расставляют по порядку предложенные пункты плана, работая в группе.





11. Рефлексия учебной деятельности на уроке



Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая проблема перед нами стояла?

- Смогли мы её решить?

-К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

  • Игра не доводит до добра.

  • Кашу свари, да ещё и в рот положи.

  • Кроткое слово гнев побеждает.

  • Сначала думай, а потом делай.

  • Ветра не удержишь, правды не скроешь.

  • После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

- Сделайте вывод!

- В чём ты преуспел?

- В чём ты затруднялся?

-Что тебя удивило?

- Над чем бы тебе хотелось поработать дома?

Учитель предлагает дома пересказать рассказ по плану.

Учитель выставляет оценки за урок.


Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Определяют меру своего продвижения вперёд.

Отвечают на вопросы учителя.



Ответы детей.







Делают вывод.





Осуществляют самооценку.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)


Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)












Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!