СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы. 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературы (ФГОС).

"Иван-царевич и чудо-юдо"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы. 5 класс»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: познакомиться с текстом произведения, через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.

Задачи:

  • Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.

  • Развивающая: способствовать формированию коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными образами, выразительными свойствами языка.

  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Формируемые УУД:

Личностные: понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умение определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки,

Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста.

Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.

Форма урока: беседа с элементами практической работы

Оборудование: аудиозапись, учебник под ред. В.Я.Коровиной.





Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку.


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность


- Ребята, мы сейчас с вами прослушаем фрагмент одного произведения. Я уверенна, что вы легко определите его жанр .

Звучит фрагмент из русской народной сказки «Варвара-краса, длинная краса» (аудиокнига или видеофрагмент).


- К какому жанру мы отнесем это произведение?

Учащиеся настраиваются на работу, быстро определяют жанр прослушанного произведения (сказка), т.к. на прошлых уроках говорили о жанрах УНТ, читали сказки.






- Это сказка.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.


Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: актуализировать знания о сказках, о Добре и Зле, зафиксировать затруднение в пробном действии.


- Вы легко справились с прошлым заданием, значит, настраиваемся и дальше на успех.

-Какие две стихии борются в сказках?


- Что ценит русский народ в людях и что осуждает?




- Приведите примеры из сказки «Царевна-лягушка».






- Вспомните сказки, которые вы читали. Какие еще качества ценит русский народ в людях, в настоящих мужчинах?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.




- В сказках борются Добро и Зло.


- Русский народ ценит трудолюбие, скромность, красоту души, а осуждает лень, зависть, насилие, жестокость.


- В сказке «Царевна-лягушка» герои ценятся за трудолюбие, мастерство, умение исправлять свои ошибки, жалость к слабым, способность совершать поступки ради любимых.


- В настоящих мужчинах люди ценят смелость, храбрость, отвагу, желание защищать свою Родину.


Познавательные: поиск и выделение информации.


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.


Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.


- Сказка, которую мы будем сегодня читать, называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

- Предположите, о чем будет эта сказка.


Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности




- Итак, что же нам нужно сделать, чтобы узнать, оправдались наши предположения или нет?


- Правильно, нам нужно прочитать сказку. Но читать мы будем не просто так.

- В начале урока мы думали над вопросом: «Какие качества ценит русский народ в людях?» Назовите основную цель сегодняшнего урока.


- Молодцы! Давайте начнем читать сказку и думать над этим вопросом.


Чтение с.28-34

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.


- Нам нужно прочитать сказку и проверить наши предположения.






-Цель урока: определить, какими качествами обладает главный герой сказки.






Учащиеся читают по цепочке сказку.

Регулятивные : составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).


Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: актуализировать знания об истинных качествах человека, ценимых людьми


- Итак, мы прочитали часть сказки. Подумаем над вопросами.


- Кто главный герой сказки?

-Чем понравился вам Иван-крестьянский сын?


- Поначалу в нем трудно признать героя. Почему старшие братья не хотели его брать с собой на битву?


- Какие фразы подсказывают нам, что героем сказки является Иван?


- Понравилась ли вам сказка? Почему?

- Кто из героев понравился больше? Почему?

- Какое известие опечалило жителей некоторого государства?

- Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? - Найдите этот эпизод в сказке

- Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

- Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”)

- Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

- Как ведет себя в дозоре старший брат?

- Как ведет средний брат?

- Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

- Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?


Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.




- Главный герой - Иван-крестьянский сын.



- Они не верили, что младший брат может оказаться сильнее их. Они рассчитывали только на свою силу.


- Иван учит братьев осторожности, а не они его.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).


Познавательные: поиск и выделение информации.



Физкультминутка






6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи


- Поработаем в парах.

- Сравните поведение братьев в течение трех ночей.

Задание по группам:

- Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

- Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”

- Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

- Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

- Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?


Учащиеся работают в парах.

Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.


Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); коррекция (внесение необходимых дополнений).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.


Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.


Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: провести самостоятельную работу над текстом, подготовить выразительное чтение сказки


Ответьте письменно на вопрос: «При помощи каких деталей нагнетается чувство опасности во время третьего боя?»

Игра “Интервью с литературным героем” 

-  Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?

- А чтобы он ответил на этот вопрос?


Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.



Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

8.Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить представление о качествах человека, истинного защитника Родины

- Итак, русский народ ценит в людях силу, смелость.

- А можем мы сказать, что и находчивость ценится народом?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

- Да, Иван проявил находчивость, когда бросил песок в глаза чуду -юду.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.


Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность


- Ребята, любите ли вы читать сказки?

- Только ли ради развлечения мы читаем сказки?

- Какие качества воспитывают они в нас?


- Молодцы! Я рада, что у вас отличное настроение.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.


- Да.

- Нет.



- Сказки учат нас добру, смелости, находчивости.


Учащиеся рисуют смайлики, поднимают их и показывают учителю.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).


Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.


Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

Информация о домашнем задании

Дочитать сказку до конца и определить, какие еще качества раскрываются в образе Ивана - крестьянского сына.

С.27-28 чтение

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!