Личностные: понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умение определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки,
Метапредметные: сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста.
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу. | Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку. | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность - Ребята, мы сейчас с вами прослушаем фрагмент одного произведения. Я уверенна, что вы легко определите его жанр . Звучит фрагмент из русской народной сказки «Варвара-краса, длинная краса» (аудиокнига или видеофрагмент). - К какому жанру мы отнесем это произведение? | Учащиеся настраиваются на работу, быстро определяют жанр прослушанного произведения (сказка), т.к. на прошлых уроках говорили о жанрах УНТ, читали сказки. - Это сказка. | Познавательные: восприятие текстов разных стилей. Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Цель этапа: актуализировать знания о сказках, о Добре и Зле, зафиксировать затруднение в пробном действии. - Вы легко справились с прошлым заданием, значит, настраиваемся и дальше на успех. -Какие две стихии борются в сказках? - Что ценит русский народ в людях и что осуждает? - Приведите примеры из сказки «Царевна-лягушка». - Вспомните сказки, которые вы читали. Какие еще качества ценит русский народ в людях, в настоящих мужчинах? | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - В сказках борются Добро и Зло. - Русский народ ценит трудолюбие, скромность, красоту души, а осуждает лень, зависть, насилие, жестокость. - В сказке «Царевна-лягушка» герои ценятся за трудолюбие, мастерство, умение исправлять свои ошибки, жалость к слабым, способность совершать поступки ради любимых. - В настоящих мужчинах люди ценят смелость, храбрость, отвагу, желание защищать свою Родину. | Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. |
3.Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений. - Сказка, которую мы будем сегодня читать, называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». - Предположите, о чем будет эта сказка. | Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений) |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности - Итак, что же нам нужно сделать, чтобы узнать, оправдались наши предположения или нет? - Правильно, нам нужно прочитать сказку. Но читать мы будем не просто так. - В начале урока мы думали над вопросом: «Какие качества ценит русский народ в людях?» Назовите основную цель сегодняшнего урока. - Молодцы! Давайте начнем читать сказку и думать над этим вопросом. Чтение с.28-34 | Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. - Нам нужно прочитать сказку и проверить наши предположения. -Цель урока: определить, какими качествами обладает главный герой сказки. Учащиеся читают по цепочке сказку. | Регулятивные : составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
5.Реализация построенного проекта | Цель этапа: актуализировать знания об истинных качествах человека, ценимых людьми - Итак, мы прочитали часть сказки. Подумаем над вопросами. - Кто главный герой сказки? -Чем понравился вам Иван-крестьянский сын? - Поначалу в нем трудно признать героя. Почему старшие братья не хотели его брать с собой на битву? - Какие фразы подсказывают нам, что героем сказки является Иван? - Понравилась ли вам сказка? Почему? - Кто из героев понравился больше? Почему? - Какое известие опечалило жителей некоторого государства? - Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? - Найдите этот эпизод в сказке - Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают? - Кто оказывается самым организованным? (Самым бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”) - Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины? - Как ведет себя в дозоре старший брат? - Как ведет средний брат? - Почему же Иван берет всю ответственность на себя? (Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом) - Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре? | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - Главный герой - Иван-крестьянский сын. - Они не верили, что младший брат может оказаться сильнее их. Они рассчитывали только на свою силу. - Иван учит братьев осторожности, а не они его. | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Познавательные: поиск и выделение информации. |
Физкультминутка | | | |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи - Поработаем в парах. - Сравните поведение братьев в течение трех ночей. Задание по группам: - Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах - Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли” - Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему? - Как ведет себя при каждой встрече с чудищем? (В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; Во второй – проявил находчивость, храбрость; В третий раз Иван решителен, неудержим.) - Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него? | Учащиеся работают в парах. Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. | Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); коррекция (внесение необходимых дополнений). Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: провести самостоятельную работу над текстом, подготовить выразительное чтение сказки Ответьте письменно на вопрос: «При помощи каких деталей нагнетается чувство опасности во время третьего боя?» Игра “Интервью с литературным героем” - Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге? - А чтобы он ответил на этот вопрос? | Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений). Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
8.Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить представление о качествах человека, истинного защитника Родины - Итак, русский народ ценит в людях силу, смелость. - А можем мы сказать, что и находчивость ценится народом? | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - Да, Иван проявил находчивость, когда бросил песок в глаза чуду -юду. | Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность - Ребята, любите ли вы читать сказки? - Только ли ради развлечения мы читаем сказки? - Какие качества воспитывают они в нас? - Молодцы! Я рада, что у вас отличное настроение. | Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности. - Да. - Нет. - Сказки учат нас добру, смелости, находчивости. Учащиеся рисуют смайлики, поднимают их и показывают учителю. | Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
Информация о домашнем задании | Дочитать сказку до конца и определить, какие еще качества раскрываются в образе Ивана - крестьянского сына. С.27-28 чтение | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | |