СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Уметь любить человека (Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А. П. Платонова «Юшка)». (урок развития речи)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет углубить представление обучающихся о платоновской "формуле жизни", даёт импульс к размышлениям о необходимости сострадания, доброго отношения к людям, помогает понять, что любой человек достоин самого глубокого уважения и искренней любви.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Уметь любить человека (Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А. П. Платонова «Юшка)». (урок развития речи)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛЕВСКОЙ ЛИЦЕЙ»

КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ











План – конспект

урока литературы в 7 классе по теме:

«Уметь любить человека

(Призыв к состраданию и уважению к

человеку в рассказе

А. П. Платонова «Юшка)».

(урок развития речи)




Выполнила: учитель русского язык и литературы МБОУ «Полевской лицей»

Ларина Татьяна Егоровна












Д. Полевая

План-конспект

урока по литературе в 7 классе по теме:

«Уметь любить человека

(Призыв к состраданию и уважению к

человеку в рассказе А. П. Платонова «Юшка)».

(урок развития речи)


Цель: учиться видеть красоту и искренность произведений Платонова; углубить представление учащихся о платоновской «формуле жизни»; дать импульс к размышлениям о необходимости сострадания; доброго отношения к людям; помочь понять, что любой человек достоин самого глубокого уважения и искренней любви; развивать навыки анализа текста, коммуникативную и информационную компетентность учащихся.


Планируемые результаты

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.


Метапредметные:

Познавательные:

- составлять литературный портрет героя;

- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- находить дополнительную информацию , используя словари и интернет-ресурсы;

- составлять кластер для получения информации и сравнения героев произведения;

-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;

-обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

- воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;

- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования ,приводить убедительные доказательства;

- писать отзыв, пирамидальное письмо, используя полученную информацию.

Регулятивные:

- формулировать целеполагающий вопрос на уроке.


Личностные результаты:

- различать основные нравственно- этические понятия;

- соотносить поступок с моральной нормой;

- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;

- проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре или группе.



Оборудование: портрет А. П. Платонова, рисунки цветка к сказке-были «Неизвестный цветок»; карточки с индивидуальными заданиями; рабочие карты для учащихся.



Так всякое добро приносит и плоды добрые.

Евангелие от Матфея


Ход урока

1. Оргмомент. Индуктор (Мотивация дальнейших действий).

- Сегодня у нас урок-открытие. Открытие, потому что рассказ, над которым мы будем работать — нравственная заповедь, обращённая к нам, потомкам А. П. Платонова. Этот рассказ мы прочитали и прокомментировали на прошлом уроке.

Цель нашего сегодняшнего урока — понять, к чему призывает нас А. П. Платонов; понять заповеди, обращённые к нам.

В процессе урока, анализируя рассказ, вы будете заполнять рабочие карты, которые лежат у вас на партах (работа в парах).

Фамилия, имя учащихся _________________________________________________________

Работа по рассказу А. П. Платонова «Юшка»

1. Вспомните эпизоды из своей жизни, когда вы были свидетелями жестокого обращения по отношению к кому-либо или к вам. Что вы испытывали? Запишите слова и словосочетания. ___________________________________________________________________________________

2. Что нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность? Запишите слова и словосочетания _______________________________________________________________

З. Запишите слова и выражения, передающие душевное состояние и особенности поведения героев.

Юшка

Дети

Взрослые

Какой он? Как относился ко всему?





Какие они? Как относились к Юшке?

Какие они? Как относились к Юшке?

Что значит для него жить?

?Жить - _______________

Что значит для них жить?

?Жить - _______________

Что значит для них жить?

?Жить - _______________

4. Какие нравственные заповеди оставил А. П. Платонов нам, своим потомкам?__________________________________________________________________________


- Трое из вас работают над индивидуальными заданиями.


II. Анализ рассказа. Деконструкция (разъединение избранных для работы материалов).

- С первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор дает подробный литературный портрет Юшки. Прочитаем в тексте.

- Что мы узнали о нем?

(Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла блага, как неостывающие слезы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены.)

— Как вы считаете, что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его. Запишите свои выводы в таблицу п. 3 рабочей карты в колонке «Юшка».

(Слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий. Не обижался, ходил тихо, не серчал).

- Как ощущает себя Юшка в окружающем его мире?

(Не понимал, зачем умирать, он родился жить. Любил живые существа, безответно терпел всякое чужое зло, ожесточение, насмешки. Говорил народ меня любит).

- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как относятся к Юшке дети?

- Заполните колонку «дети» п.3 рабочей карты.

(Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.)

— Как вы понимаете слово терзать. Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.

Записываем в тетрадях: терзать - мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.

- В «Словаре русского языке» С.Ожегова представлены два значения слова терзать: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

- Каково значение этого слова в рассказе?

- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него? Заполните колонку «дети» п. 3 карты.

(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Зло для детей — проявление нормы, более того, источник радости и веселья. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним.)

- А как сам Юшка объясняет поведение детей?

(Юшка верил, что дети любят его, потому что для него несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг к другу.)

(На этот вопрос отвечает ученик, получивший еще в начале урока индивидуальное задание по карточке.

Карточка №1.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Задание: Внимательно прочитайте эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?)


- А что вы думаете по поводу услышанного? Выскажите свою точку зрения.

- Обратимся к п. 1 рабочей карты. Выскажите свои чувства, мысли.

- А как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, как они сами же и считают, люди? Чем объясняет автор их поведение?

- Заполните колонку «Взрослые» п.3 рабочей карты.

(Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: «Лучше бы ты умер!»).

- Посмотрите, ребята, на иллюстрации, сделанные вами к сказке — были «Неизвестный цветок». Рисовали вы один и тот же цветок. Есть ли среди них совершенно одинаковые?

- А почему не получилось одинаковых цветов?

- Действительно, потому, что все вы разные, у каждого из вас свой, особенный, внутренний мир, и вы раскрываете его в рисунке. А люди хотели, чтобы Юшка походил на них. И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость. А как вы понимаете это слово? Давайте к нему подберем синонимы.


Записываем в тетрадях: кротость - беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность.

- В «Словаре русского языка» С.Ожегова: («Кроткий — незлобивый, покорный, смирный»).


- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: “Меня, Даша, народ любит?

- Юшка на возражения Даши ответил: «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое». Вам была предложена творческая работа на эту тему. Тогда вы еще не знали, что она сформулирована словами Юшки: «Сердце в людях бывает слепое». Давайте послушаем ваши размышления (зачитать несколько работ учащихся).

-Вы оказались единодушны в своем понимании «слепого сердца». Если подвести итог, то «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. А как вы понимаете слово сострадание?


Записываем в тетрадях: сострадание, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование.

- В «Словаре русского языка» С.Ожегова: («Сострадание — жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека»)


- Как бы мы ни относились к словам Юшки о том, что на род любит его, сам он верит в это вполне искренне. Мы понимаем, что Юшке живется очень тяжело. Как же ему удалось сохранить доброжелательное, доброе отношение к людям? А есть место, где он вольнее начинает дышать. Это место — природа.


(Ответы на вопросы индивидуального задания по карточке №2

Карточка № 2.

Задание: Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое? Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам».).

(Юшка умеет видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему было несложно найти точку приложения своей любви).

- Мы проанализировали отношение к Юшке детей и взрослых. Почему же они такие жестокие по отношению к герою? Что значит для них и Юшки жить?


Заполнение таблицы п.3 рабочей карты.

- Вернёмся к п.2 рабочей карты. Ответим на вопрос этого пункта.

— Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, - Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению — рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал. Как вы думаете, почему?

(Трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу).

- Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

- Прочитаем по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим.

Вывод: Юшка осознает свою ценность в этом мире («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен...»).


- Читать строки, повествующие о послед них минутах жизни Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация к рассказу.

- Послушаем сочинение — миниатюру по иллюстрации к рассказу.

(Карточка № 3.

Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу «Юшка». Какой эпизод изображен на ней? Напишите сочинение-миниатюру по иллюстрации)

- Выскажите своё мнение о сочинении.


- Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий Юшка самим своим присутствием в мире нарушает привычную картину житейского равновесия («Как смеешь меня самого с собой равнять, юрод негодный!»). И впервые в жизни кроткий, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже значит нельзя». Это его ответ на попытку покушения на саму жизнь, вызванного желанием прохожего по собственному произволу рассудить, кто в этой жизни «годный», а кто «негодный». Андрей Платонов говорит о первозданной ценности человеческой жизни, неповторимости всякого человека (« ... а по надобности все равны»).

- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушел из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись?

- Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Возможно чьё-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго.

- Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки? Найдите строки, где говорится о жизни людей после смерти Юшки.

(Без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки.).

- Что такое глумление?

(Издевательство, надругательство).

— Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя?! Когда и почему вспомнили вновь о Юшке?

(Ребята рассказывают о приемной дочери Юшки, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы она ела его. Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке.)


III. Социализация.

- Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А.Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, — «из смерти работать жизнь». Прошли годы. В городе давно позабыли про Юшку, но все знают добрую докторшу, утоляющую чужое страдание и горе. Её, сироту, Юшка взрастил и выучил, любил больше всего на свете. Какое же последнее упоминание о нём в рассказе?

(Докторшу называют дочерью доброго Юшки.)

- Добро прорастает и даёт свои плоды. «Так всякое добро приносит и плоды добрые». (Евангелие от Матфея).

- Именно благодаря девушке — врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, - Ефим Дмитриевич.

Давайте посмотрим значение имени главного героя.

Юшка — это кровь, животворящая жидкость, значительная потери которой грозит организму смертью.

- А каково назначение Юшки в рассказе? Воплощением чего он был?

(Юшка - это воплощение добра, утрата его губительна для людей. С гибелью Юшки «вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними».).


- Значение имени Ефим — благочестивый, благожелательный, священный. Имя же, Дмитрий восходит к имени деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

- Случайно ли именно это имя выбрал писатель для своего героя?

- Какие же нравственные заповеди оставил А. П. Платонов нам, своим потомкам?

(- Дари окружающим любовь, радость, доброту.

- Относись к ближнему с уважением.

- У каждого своё предназначение на Земле, никто на Земле не лишний.).


IV. Итоги урока. Рефлексия.

- Я уже говорила вам о назначении всего живого на земле по А. Платонову - «из смерти работать жизнь». Жизнь - самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она была бы, наверно, не полна без ощущения того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова.

- А что же общего между главными героями рассказа «Юшка» и сказкой — былью «Неизвестный цветок»?

(1. Оба слабы и непохожи на других (Юшка: «... он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы, «Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему: « Да что, ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?.» Неизвестный цветок: «... цветку не доставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами, «...Даша никогда еще не видела такого цветка... - А отчего ты на других непохожий?.. - Оттого, что мне трудно...»

2.Оба жаждут жизни, держатся за нее изо всех сил (Юшка: «Я тоже всему свету нужен», «- Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь? - Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить». Неизвестный цветок: «Он трудился день и ночь, чтобы пить и не умереть... Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»).

3.Оба продолжают жить после смерти (Юшка: «Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называл дочерью доброго Юшки…» Неизвестный цветок: «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, но только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне»).

- У цветка нет имени. Давайте в память о Юшке подарим его имя тому цветку, который, с вашей точки зрения, несет в себе свет его души.


Выставление оценок за работу на уроке.


V. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»



Литература.

1. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 7 класс: Методическое пособие к учебнику – хрестоматии Коровиной В. Я. и др. «Литература. 7 кл.» - М.: Издательство «Экзамен», 2013

2. Терентьева Н. П. Уметь любить человека. Рассказ «Юшка». 6 класс// Литература в школе, №2, 97

3. Токарева Г. А. «Братсво звёзд, зверей и людей». Урок по сказке – были А. Платонова «Неизвестный цветок».7 класс// Литература в школе, №7, 97

4. Тулаева Е. Б. «Я тоже всему свету нужен». «Юшка» и «Неизвестный цветок» А Платонова. 5 класс// Литература в школе, №7, 98
























Фамилия, имя учащихся ______________________________________________

________________________________________________________________________

Работа по рассказу А. П. Платонова «Юшка»


1. Вспомните эпизоды из своей жизни, когда вы были свидетелями жестокого обращения по отношению к кому-либо или к вам.

Что вы испытывали? Запишите слова и словосочетания _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Что нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность? Запишите слова и словосочетания _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Запишите слова и выражения, передающие душевное состояние и особенности поведения героев.

Юшка

Дети

Взрослые

Какой он? Как относился ко всему?










Какие они? Как относились к Юшке?

Какие они? Как относились к Юшке?

Что значит для него жить?

?Жить - ____________

Что значит для них жить?

?Жить - ____________

Что значит для них жить?

?Жить - ____________


4. Какие нравственные заповеди оставил А. П. Платонов нам, своим потомкам?

- ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

- ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

-____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________




Фамилия, имя учащихся ________________________________________________

________________________________________________________________________


Работа по рассказу А. П. Платонова «Юшка»


1. Вспомните эпизоды из своей жизни, когда вы были свидетелями жестокого обращения по отношению к кому-либо или к вам.

Что вы испытывали? Запишите слова и словосочетания _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Что нужно в отношениях людей, чтобы состоялась взаимная привязанность? Запишите слова и словосочетания __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Запишите слова и выражения, передающие душевное состояние и особенности поведения героев.

Юшка

Дети

Взрослые

Какой он? Как относился ко всему?

Не обижался

Ходил тихо

Не серчал

Не понимал, зачем умирать, он родился жить

«народ меня любит»

Любил живые существа, безответно терпел всякое чужое зло, ожесточение, насмешки


Какие они? Как относились к Юшке?

Удивлялись Юшке

Толкали, кидали комья земли, серчали

Было скучно, можно было делать всё, что хочешь

Какие они? Как относились к Юшке?

Обижали его

Бывало злое горе или обида, били Юшку

Жестокие, потешались, упрекали, терзали

Без Юшки жить им стало хуже

Что значит для него жить?

?Жить - любить

Что значит для них жить?

?Жить - злиться

Что значит для них жить?

?Жить - злиться


4. Какие нравственные заповеди оставил А. П. Платонов нам, своим потомкам?

- Дари окружающим любовь, радость, доброту.

- Относись к ближнему с уважением.

- У каждого своё предназначение на Земле, никто на Земле не лишний.






Карточка № 1

«Дети не слушали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно делать всё, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и потому терзают его.»

Задание. Внимательно прочитайте эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?







Карточка №2

Задание. Подготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как это отрывок помогает вам понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое? Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам»







Карточка №3

Задание. Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу «Юшка». Какой эпизод изображён на ней? Напишите сочинение – миниатюру по иллюстрации.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!