Тема урока. Площадь прямоугольника.
Класс: 5
УМК: Г.К. Муравин, О.К. Муравина
Место урока: первый урок по теме «Площадь прямоугольника»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы.
Предметные: закрепить представление о площади фигуры, актуализировать навыки применения формул вычисления площади и периметра прямоугольника и квадрата, полученные в начальной школе, познакомиться с единицами измерения площади: гектар и ар.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выражать площади фигур в разных единицах измерения, применять формулы площади и периметра прямоугольника и площади квадрата.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, рабочие листы.
Структура и ход урока.
№1. Приветствие учителя. Настрой на активную работу.
№2. Разминка. (устно, фронтальная работа)
№3. Задание. На доске сделаны надписи:
4+4+3+3= 4∙2+3∙2= (4+3) ∙2=
Вопросы учителя классу:
- Что это за надписи? (числовые выражения)
- Что мы умеем делать с числовыми выражениями? (составлять, находить их значения)
Задание. Сравнить значения числовых выражений. (дети приходят к выводу, что значения всех трех выражений одинаковы)
Задание. Придумать задачу геометрического содержания по заданным выражениям. О чем идет речь? (Дети указывают, что все эти выражения используются при вычислении периметра прямоугольника).
Вопрос учителя: А что еще можно найти у прямоугольника (площадь).
Действительно. Длину отрезка можно измерить линейкой, величину угла – транспортиром. Еще одна основная геометрическая величина – это площадь.
Можно ли измерить площадь прямоугольника? В каком случае это возможно? (дети приходят к выводу, что площадь обычно приходится вычислять).
Вопрос учителя: как можно сформулировать тему нашего урока? Чего нам надо добиться? (дети формулируют тему и задачи урока (вместе с учителем)).
Вопрос учителя: А что принято за единицу площади?
№4. Вопрос учителя: А что принято за единицу площади?
Работа с учебником на с. 78.
№5. Задание. На экране и в рабочих листах у каждого ребенка приведены две таблицы с пустыми ячейками. Детям по цепочке предлагается заполнить пропуски. Во время выполнения задания проговаривается, как найти площадь прямоугольника, квадрата, периметр квадрата; как найти одну из сторон прямоугольника (квадрата), если известна площадь, периметр).
Прямоугольник
Длина | 4 | ? | 3 | | ? |
Ширина | 2 | 7 | ? | 4 | ? |
Площадь | ? | 56 | | 28 | 8 |
Периметр | | | 18 | ? | 12 |
Квадрат
Сторона | 7 | 3 | | |
Площадь | | ? | ? | 25 |
Периметр | ? | | 20 | ? |
Последний столбец в каждой таблице вызывает наибольшее затруднение. Дети находят неизвестные величины методом подбора.
№6. Задача. Выполняют в тетрадях и на доске (текст задачи на экране).
Длина прямоугольника 4см 5мм, а ширина на 3см меньше. Найдите площадь квадрата, имеющего такой же периметр, что и у прямоугольника. Найдите площадь прямоугольника.
Вопрос учителя: не решая задачу, можно ли сделать вывод о том, что если у квадрата и прямоугольника одинаковые периметры, то и площади у них будут равны?
В результате разбора алгоритма решения сначала приходят к выводу, что необходимо работать с одинаковыми единицами измерения. Дети переводят единицы измерения в миллиметры:
4см 5мм=45мм, 3см=30мм.
45-30=15(мм) – ширина прямоугольника
(45+15)∙2=120(мм) – периметр прямоугольника (квадрата)
120:4=30(мм) – сторона квадрата
30∙30=900(мм2) – площадь квадрата
45∙15=675(мм2) – площадь прямоугольника
Дети делают вывод: при равных периметрах прямоугольник и квадрат имеют разные площади.
№7. Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз.
Завертелась голова – это два.
Три – руками три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
№8. Учитель: во время решения задачи мы с вами измеряли площадь прямоугольника и квадрата в квадратных миллиметрах. А какими ещё единицами измерения площадей можно пользоваться? Как перевести одну единицу измерения в другую?
На экране представлена схема перевода единиц площади:
Вопросы классу по схеме:
Сколько квадратных миллиметров в одном квадратном сантиметре? (100)
Как из одного квадратного дециметра получить один квадратный метр? (умножить на 100)
Как из одного квадратного километра получить один квадратный метр? (разделить на 10000)
№9. Учитель: ребята, а вы знаете, что в сельском хозяйстве используются другие единицы измерения площади? Я предлагаю вам посмотреть видео, в котором вы найдете ответ на этот вопрос.
(Видеорепортаж про уборку зерновых в Орловской области.)
После просмотра ролика обращаются к учебнику на с. 82, учитель делает записи на доске, а дети в тетрадях:
1а=100м2, 1га=100а=10000м2.
Учитель указывает на то, что приставка «гекто» означает увеличение в 100 раз.
№10. Вопрос учителя: Как можно дополнить схему перевода единиц площади?
На экране новая схема:
Учитель: используя эту схему, давайте выполним упражнение №242 из учебника.
Работают самостоятельно в тетрадях. Два человека работают за доской. Затем выполняют самопроверку с образцом на доске.
№11. Рефлексия и подведение итогов урока.
Учитель задает вопросы классу: что нового мы с вами узнали во время урока?
Что было интересно?
Что было сложно?
Что понравилось?
Учитель оценивает работу детей на уроке и просит дать (отметить цветом на полях: зеленым, синим или красным) оценку своей деятельности во время урока. Благодарит за активную работу на уроке.
№12. Задание на дом: №228 (2,3,4,5)