План-конспект урока
«Колебательное движение. Период колебаний маятника»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя | Джафарова Наталья Федоровна |
Класс | Дата | № урока по КТП |
7 | | 45/1 |
Тема урока | Колебательное движение. Период колебаний маятника» |
Тип урока | Урок изучения нового знания |
Цели урока |
Личностная | Метапредметные | Предметные |
Помочь научиться ставить цели, Формирование готовности к саморазвитию | содействовать развитию умений анализировать изученный материал, диалогической и монологической речи. | Освоение обучающимися основных понятий по теме « Колебательное движение. Период колебаний математического маятника», формирование научного типа мышления развивать способность и умение наблюдать природные явления и процессы |
Задачи |
учителя | ученика |
Создать условия для развития умений ставить цели, предлагать пути решения проблем осуществлять самоконтроль-самооценку - самокоррекцию, обеспечить развитие умений планировать свою деятельность. Создать условия для развития общаться, выражать свои мысли Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Формулирование и определение целей урока, овладеть понятиями: колебательное движение, смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Математический маятник. Период колебаний математического маятника. Научиться применять полученные знания для развития исследовальской деятельности, научиться объяснять полученные результаты и делать выводы. |
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке |
Личностные: самооценка, личностная рефлексия | Познавательные: исследовательские действия — выдвижение гипотез и проверки их | Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника | Регулятивные: постановка учебной цели, планирование деятельности, обсуждают способы решения |
Основные понятия | Колебательное движение. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Математический маятник. Период колебаний математического маятника. |
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, математические маятники-5, пружинный маятник, карточки |
Структурные элементы учебного занятия
Основные этапы организации учебной деятель-ности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуника-тивная | Регулятивная |
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделиро-вание | Фиксация в модели сущест-венных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществ-ляют само-контроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструи-рование нового способа действия. | Построение ориенти-рованной основы нового способа действия | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют само-контроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правиль-ностью выполнения способа действия | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуж-дения, понятные для собеседника Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Само-проверка. Отрабаты-вают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Организационный этап
СЛАЙД
Учитель:
Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого:
Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий,
На ветке паук.
Колеблется воздух
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
Учитель: Какое слово чаще всего упоминается?
Формулируется тема урока
СЛАЙД ТЕМА УРОКА
2.Постановка целей и задач урока
Учитель: Тема урока вам известна. Попытаемся сформулировать цели урока. Что хотели бы вы узнать о колебаниях
Учащиеся: где в природе и технике встречаются колебательные движения. Какие физические величины их характеризуют, условные обозначения этих физических величин, единицы измерения, формулы, научиться решать задачи
Учитель: после беседы с учащимися подводит итог, на доске - цели (использовать проектор)
Добавить- в конце урока вы выполните экспериментальное задание, проанализируете результаты, сделаете вывод.
Формулирование и определение целей урока, овладеть понятиями: колебательное движение, смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Математический маятник. Период колебаний математического маятника. Научиться применять полученные знания для развития исследовательской деятельности и решения задач, научиться объяснять полученные результаты и делать выводы.
СЛАЙД цели, задачи
3.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Вы еще не можете дать определение колебательного движения, но привести свои примеры колебательного движения можете.
Учащиеся приводят примеры колеблющихся тел из демонстраций, которые они наблюдали и из окружающей жизни.
ЦОР №2 примеры колебаний
примеры колебательного движения р.№1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc79a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_1.swf Использовать 2
Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях.
Учащиеся: повторение.
Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения?
Учащиеся: колебания.
Раньше нам был известен только один вид неравномерного движения - равноускоренное. Сегодня мы рассмотрим еще один вид этого движения, с которым встречаемся очень часто в нашей жизни, это как вы видите повторяющееся во времени движение. Называется оно - колебательное движение.
Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются.
СЛАЙД определение
4.Первичное усвоение новых знаний
Учитель:
Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях.
Учащиеся дают ответы.
Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный.
Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника.
Учащимся предлагается привести в колебание математической и пружинный маятники, находящиеся у них на столах.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания?
Учащиеся: подействовали силой.
Учитель: Для того, чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия.
Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему?
Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия.
Учитель: Как вы думаете, как будет ввести себя маятник, если его поместить в масло или глицерин?
Учащиеся: Колебания сразу прекратятся, т.к. возникает большое сопротивление движению.
Учитель: Так, какие условия необходимо создать, чтобы возникали и существовали механические колебания:
колебательная система должна быть выведена из положения равновесия;
необходима сила, направленная к положению равновесия;
силы трения в системе должны быть малы.
ЦОР №4 пружинный маятник
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Учитель: Рассмотрите рис.116 стр.136 учебника
Что изображено на этом рисунке? прокомментируйте его.
ЦОР №5 математический маятник
! Обратить внимание на направление силы
СЛАЙД условие возникновения и существования колебаний
Учитель:
Условия возникновения колебаний (информ.)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc79a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_1.swf
3,4,5
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a3528af-d944-4048-a0f1-9f93157d6f63/9_10.swf
Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амлитуда, смещение
СЛАЙД
Попрошу вас ответить на такие вопросы: тело на нити (!!! математический маятник) за 20с совершает 10 колебаний . 1. Найти время одного полного колебания. 2. Найти число колебаний за одну секунду
После ответа учеников ввести условные определения, обозначения, формулы , единицы измерения для периода, частоты. Проанализировать полученные результаты и установить связь между периодом и частотой.
СЛАЙДЫ ПЕРИОД, ЧАСТОТА, ФОРМУЛЫ
Учитель: Как вы понимаете , что 1) период равен 2с; 5 с; 14с?
2) частота равна 2Гц; 10 Гц; 0,5 Гц?
.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/991f6013-a7ad-42e7-bc73-11f726032054/?from=8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786&interface=catalog&class=51&subject=30
Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины,
характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.
5. Закрепление нового материала.
Решение задач по группам или в парах. Можно 2 учеников вызвать в начале этого этапа к доске по желанию для экономии времени
ЗАДАЧИ.
Определить период и частоту материальной точки, совершающей 50 полных колебаний за 10 с.
Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440 Гц.
Учитель организует работу по анализу решения
6.Экспериментальное задание
Перед классом ставится задача: выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника.
Разбивается класс на 4 группы «экспериментаторов». Каждая группа получает задание по рабочей тетради авторы - Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., задание №232
Экспериментальное задание для групп:
Выясните, как зависит период колебаний груза, подвешенного на нити от длины нити, используя штатив, шарик, подвешенный на нити и секундомер.
Сформулируйте гипотезу о характере зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Какую величину вы будете изменять, проверяя выдвинутую гипотезу?
Какие величины вы будите измерять?
Период колебаний- малая величина. Как следует поступить, чтобы уменьшить абсолютную погрешность измерения периода колебаний маятника?
Запишите последовательность действий, которой вы будете придерживаться при проверке выдвинутой гипотезы.
Выполните измерения и запишите результаты в таблицу с учетом погрешности измерения.
Сделайте вывод о справедливости выдвинутой вами гипотезы.
№ опыта | Длина нити | Число полных колебаний | Время колебаний | Период колебаний |
| | | | |
| | | | |
Учителю организовать работу в группах ( нацелить на распределение ролей) и выступления
Координатор, ответственный за защиту, математик, экспериментаторы
Защита результатов
Задача http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffc977af-09a2-34aa-b344-52cbe31d25cd/00119651173856454.htm Самоконтроль
7.Информация о домашнее задании, инструктаж о его выполнении: $38,39 Задание 28 (1,2)
8. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе
Члены группы, первой выполнивших и защитивших экспериментальное задание, самостоятельно оценивают свою работу по степени участия.
9. Рефлексия.
Учитель раздает карточки для заполнения «ПМИ (плюсы, минусы, интерес)»
Беседа по вопросам:
Учитель:1)Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
-Ответы учеников
2)Достигнута ли наша цель? Прошу вас ответить на следующие вопросы на карточках
Что нового Вы узнали на уроке?
Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?
Отметьте положительные моменты урока.
Что можно было сделать еще лучше?
В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.
Литература:
1. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях. Под ред. Л. С. Зазнобиной. – М.: УЦ «Перспектива», 2000.
2. Горлова Л.А. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике» – М.: «ВАКО», 2006.
3. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
4.Пурышева Н.С. Важеевская Н.Е. Физика 7 класс: учебник-М.; Дрофа,2017
5. Пурышева Н.С. Важеевская Н.Е. Физика 7 класс: рабочая тетрадь-М.; Дрофа,2017