Государственное казенное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«специальная (коррекционная) школа»
ГКОУ С(К)Ш
План – конспект урока музыки в 1 классе по теме:
«Дом, который звучит»
Подготовила: Сергеева Н.В.
учитель музыки, первой
квалификационной категории
г. Выкса
2021г
Конспект урока музыки в 1 классе по теме: «Дом, который звучит»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Музыка и ты»
Тема: «Дом, который звучит»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование обобщенного представления об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о разнообразии музыкальных жанров театра
Задачи урока:
Обучающие: Познакомить обучающихся с особенностью музыкальных жанров театра, фрагментами из музыкальных произведений, опер и балетов, особенностями музыкального языка
Развивающие: расширять представления обучающихся о музыкальном театре, об опере и балете; способствовать формированию и развитию певческих и слушательских навыков.
Воспитывающие: воспитывать музыкальную культуру обучающихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней
Основной метод: объяснительный - иллюстративный
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»;Р.Щедрин «Царь горох», «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок»; М.Красев Хор из оперы «Муха-цокотуха»
Ход урока
1.Оргмомент.
Музыкальное приветствие «Добрый день»
Колокольчик нам поет,
Всех на «Музыку» зовет.
Слышишь тонкий голосок,
Нам пора начать урок.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Введение в тему урока.
У: Сегодня тема нашего урока: «Дом, который звучит» (Слайд№1)
- Ребята, а как вы думаете, что это за дом?
Поможет вам дать правильное название стихотворение С.Маршака
Народу-то! Народу! Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу идет волна ребят.
Сажают их на стулья и просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье, куда залез медведь.
Из длинного колодца - невидимо для глаз –
То флейта засмеется, то рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы, настала тишина,
И впереди за рампой раздвинулась стена.
И увидали дети над морем облака,
Растянутые сети, избушку рыбака.
Внизу запела скрипка писклявым голоском –
Заговорила рыбка на берегу морском.
Все эту сказку знали о рыбке золотой,
Но тихо было в зале, как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал, когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол, ладонью о ладонь.
И занавес трепещет и лампочки дрожат –
Так звонко рукоплещет полтысячи ребят.
Ладоней им не жалко…Но вот пустеет дом,
И только раздевалка кипит еще котлом.
У: Этот дом – детский музыкальный театр – в Москве в 1964 году на Воробьевых горах Натальей Ильиничной Сац (Слайд№2) был создан первый в мире Детский музыкальный театр. Эмблема театра – синяя птица на золотой арфе (скульптор В.Клыков) – символ мечты о счастье (слайд№3)
А в какие музыкальные страны можем мы попасть в этом театре? (опера, балет, симфония). В опере артисты поют. В балете – танцуют (слайд 4; слайд№5)
Музыка объединяет и пение, и танец. Для того, кто умеет различать песню, танец, марш (песенную, танцевальную и маршевую музыку) «открыты двери» в волшебную страну, которая называется «Музыкальный театр».
Ведь герои музыкального театра поют, танцуют, маршируют.
У: Часто героями опер и балетов становятся сказочные персонажи, давайте в вами угадаем, что это за герои.
3. Слушание музыки.
Нас ждет встреча с персонажами опер и балетов. Представьте, что мы пришли в музыкальный театр. Расселись по местам. Гаснет свет. Открывается занавес и перед нами…
Звучит «Марш» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (видео фрагмент)
Беседа по увиденному. Это балет. В балете встретились вместе маршевая и танцевальная музыка (Дети говорят название балета и его автора)
Родион Щедрин написал замечательную музыку к сказке «Конек-Горбунок». Мы услышим с вами фрагмент этого спектакля, который называется «Золотые рыбки». В каком музыкальном спектакле в опере или в балете могла бы звучать такая музыка?
5. Физкультминутка.
Слушание фрагмент балета «Золотые рыбки»
Эта музыка могла бы звучать в балете. У неё танцевальный характер, танцевальный ритм.
Видео фрагмент «Царь Горох» (слайд№6)
Музыка царя Гороха пронизана маршевыми интонациями. Музыка
высмеивает глупого царя.
Отгадайте, кто появится на сцене в этот раз?
(Звучит хор из оперы «Муха-цокотуха» М.Красева)
Кого представили на сцене в этот раз? (Муху-цокотуху)
Какой музыкальный кит помог увидеть эту героиню? (песня)
Как звучала песня? (весело, легко, задорно, танцевально)
Это опера или балет? (опера)
Это действительно опера М.Красева «Муха-цокотуха» (слайд№7)
В ней встретились вместе музыка песенная и танцевальная
6. Вокально-хоровая работа
7. Итог урока.
Сегодня мы побывали в доме, который звучит. Как он называется? (музыкальный театр)
Какие музыкальные спектакли можно увидеть в нем? (оперу и балет)
С персонажами каких музыкальных спектаклей мы встретились?
8. Домашнее задание.
Ребята, нарисуйте дома понравившегося вам персонажа из оперы и балета которые сегодня мы услышали на уроке.
Все молодцы! Урок окончен!