Организационный этап. Этап актуализации знаний. Методы: словесные, метод забегания вперед и возвращения к пройденному. 5 минут. | У.: Добрый день, ребята. На прошлом уроке мы начинали знакомство с особенной музыкой. С какой? Д.: С духовной музыкой, музыкой, звучащей в храмах. У.: Правильно. Как называются произведения, которые вы услышали, кому они посвящены? Д.: Мы слушали молитвы «Аве, Мария» и «Богородица, Дево, радуйся!», посвящены они были образу Богородицы, Матери Бога. У.: Молодцы, вы верно вспомнили. Много на свете произведений, посвященных Богородице. А как вы думаете, есть ли произведения, посвященные маме? Д.: Есть! У.: Вспомните, как они называются. Дети перечисляют известные им произведения о матери (песни, инструментальные пьесы). У.: В последнее воскресенье ноября в России отмечается праздник - день Матери. Вы уже догадались, какой теме будет посвящен сегодняшний урок? Д.: Музыке о матери У.: молодцы. Наша тема – «Древнейшая песнь Материнства». |
Этап освоения знаний. Накопление знаний о духовной музыке, об образе Богородицы в православной и музыкальной культуре. Знакомство с молитвами, посвященными Деве Марии. Методы: наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод анализа, метод сравнения. 25 минут. | У.: В прошлый раз мы с вами знакомились с образом Богоматери на иконе В. Васнецова, а также читали стихи, посвященные этому образу. Когда художник пишет Деву Марию, он пишет икону. Разные названия есть у икон, но в вашем учебнике на странице 44 изображена одна – икона Владимирской Божией Матери. Вспомните икон В. Васнецова. Сравним ее с Владимирской иконой, чем они похожи, чем различны? Обсуждение вопроса. У.: В честь святых и различных праздников в храмах звучат особенные произведения. Называются они тропари. Есть тропарь, посвященный и Владимирской иконе Божией Матери. Послушайте его и подберите слова, которые передают ваши чувства во время прослушивания. Прослушивание тропаря Владимирской иконе Божией Матери. Обсуждение музыкального материала. У.: Именно об иконе Владимирской Божией Матери художник Игорь Грабарь сказал, что она – «Древнейшая песнь материнства». По легенде апостол Лука написал эту икону на доске от стала, за которым обедала Богородица. Ребята, на иконах Богородицу изображают без короны, в небогатой одежде, но все люди зовут ее Царицей Небесной. Как вам кажется, почему? Ответы учеников. У.: Сколько чувств вызывает у нас простое слово «Мама»…Мама – это забота, любовь, защита. Мама всегда приголубит и успокоит, поддержит в трудную минуту. Образу матери художники также посвящали картины. Сравним картины из учебника на страницах 46-47. Какая атмосфера, какое настроение на первой картине? А на второй? Д.: Первая картина более тревожная, мать будто пытается закрыть ото всех ребенка. А на второй атмосфера счастливая, дети улыбаются, мать довольна и радостна, спокойна, и дети тоже спокойны. У.: Молодцы, ребята. Мы послушаем две песни о маме, а вы скажете, какой картине какая песня больше подходит. В чем эти песни похожи, а чем различны? Прослушивание и сравнительный анализ песни «Мама» В. Гаврилина и песни «Мама» Биксио. |
Этап обобщения знаний. Вокально-хоровая деятельность. Методы: словесные, метод анализа. 10 минут. | У.: Итак, ребята, подведем итог урока. О каком образе мы говорили? Д.: Об образе Матери. У.: В каких произведениях вы его увидели? Д.: В картинах нескольких художников, в песнях о маме. У:.: Разные ли были образы или одинаковые? Д.: Разные – по характеру, по темпу, по настроению, по средствам выразительности… У.: молодцы. Завершить наш урок предлагаю разучивание песни о маме. Вокально-хоровая деятельность У.: Урок окончен, до свидания! |