СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки в 3 классе по теме "Настрою гусли на старинный лад...Былина о Садко и Морском царе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - знакомство с образами былинных сказителей в народной и композиторской музыке.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки в 3 классе по теме "Настрою гусли на старинный лад...Былина о Садко и Морском царе"»

Тема: Настрою гусли на старинный лад…Былина о Садко и Морском царе.


Класс: 3

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: знакомство с образами «сказителей» и образом гуслей в русской культуре.

Задачи урока:

1. Знакомство с жанром былины, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов, с особенностями их мелодики и ритмики, с образами былинных сказителей.

2. Совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины.

3. Развитие умения определять интонации музыкальных тем, определять части в произведении, средства музыкальной выразительности, используемых автором для создания нужного образа.

4. Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод сравнения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Оборудование: компьютер, колонки, музыкальный инструмент – фортепиано.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапов

Организационный этап. Актуализация знаний.

У.: Добрый день, ребята. Мы с вами начинаем новый раздел нашего музыкального путешествия. Но прежде ответьте, о какой музыке мы говорили на прошлых уроках?

Д.: О музыке, звучащей в храмах.

У.: правильно. Как называется такая музыка?

Д.: Молитва, песнопения…

У.: Наш новый раздел называется «Гори, гори ясно!». Как вы думаете, о чем он нам расскажет?

Д.: О музыке из народа, о музыке, звучащей на праздниках, зимой, закличках…

У.: Мы узнаем много нового о народной музыке.

И начнем мы с того, что обратимся к известному вам жанру былины. О чем они рассказывают? Какие образы встречаются в них? Какими чертами наделены богатыри? Кто исполнял былины?

Дети отвечают на вопросы, актуализируют знания о жанре былины.

Этап расширения знаний о былинных сказителях, о национальных русских инструментах – гуслях. Знакомство с новым музыкальным материалом: песнями и образом Садко из оперы «Садко». Расширение знаний о значении жанра былины для музыкального искусства. Работа с рабочими тетрадями.

У.: Ребята, а кто исполнял былины?

Д.: Музыканты.

У.: Их так же называли сказителями. Прочитайте текст былины о Добрыне Никитиче. Задание – во время прочтения попытайтесь представить себе музыку, которая звучала бы во время рассказа.

Дети читают текст, выполняют творческое задание.

У.: Характер у текста очень напевный, мелодичный, таковой была и былинная музыка.

Певцами русской старины называли гусляров, сказителей былин. Их образы зачастую использовали многие композиторы. Одним из них был М.И. Глинка. Вспомним, как звучит голос Баяна, сказителя из оперы «Руслан и Людмила». Как звучит его песня? Какие картины она вызывает в вашем воображении?

Прослушивание песни Баяна, обсуждение музыкального материала.

У.: Ребята, нам с вами знаком еще один герой-сказитель. Это путешественник и сказитель, певец, обладавший прекрасным голосом и жаждой открытий. Вспомните, на каком инструменте он играл?

Д.: На гуслях!

У: Посмотрите, как выглядят гусли (показываю картинку). Мы с вами познакомимся с двумя разными фрагментами из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, композитора-сказочника, ответим на вопросы учебника. Первый фрагмент называется «Ой ты, темная дубравушка». Ребята, какое настроение в музыке? Какой темп, о чем она рассказывает нам?

Слушание «Ой ты, темная дубравушка», анализ произведения.

У.: А теперь сравним отрывок «Заиграйте, мои гусельки». Какое здесь настроение, темп, какие инструменты звучали?

Прослушивание фрагмента.

У.: Ребята, давайте ответим на вопрос: Что роднит две мелодии с народными песнями?

Д.: Темп, характер похожи на народные песни, инструменты тоже напоминают звучание народной музыки.

У.: Много путешествовал Садко по морям, и однажды спустился он на дно океана-моря. Встретился он там с Морским царем – очень понравилась царю музыка Садко. Именно этот сюжет лег в основу былины о Садко и Морском царе.

А теперь откроем рабочие тетради и найдем в них нужные нам задания по теме «Былина». Выполним их.

Выполнение заданий.

Этап обобщения знаний. Вокально-хоровая работа.

У.: Ребята, подведем итог нашего урока. С каким жанром вы познакомились? Какое музыкальное произведение слушали? О чем нам рассказали музыкальные фрагменты? На каком музыкальном инструменте играл Садко? Как звучала былинная музыка и какой инструмент ее сопровождал?

Ответы на вопросы.

У.: Завершим урок исполнением песни «В сыром бору тропина». Сядьте прямо, спины прямые. Распеваемся с помощью звукоряда и скороговорок.

Вокально-хоровая деятельность.

У.: Урок окончен, до свидания!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!