Организационный этап. Актуализация знаний. | У.: Добрый день, ребята. Мы с вами начинаем новый раздел нашего музыкального путешествия. Но прежде ответьте, о какой музыке мы говорили на прошлых уроках? Д.: О музыке, звучащей в храмах. У.: правильно. Как называется такая музыка? Д.: Молитва, песнопения… У.: Наш новый раздел называется «Гори, гори ясно!». Как вы думаете, о чем он нам расскажет? Д.: О музыке из народа, о музыке, звучащей на праздниках, зимой, закличках… У.: Мы узнаем много нового о народной музыке. И начнем мы с того, что обратимся к известному вам жанру былины. О чем они рассказывают? Какие образы встречаются в них? Какими чертами наделены богатыри? Кто исполнял былины? Дети отвечают на вопросы, актуализируют знания о жанре былины. |
Этап расширения знаний о былинных сказителях, о национальных русских инструментах – гуслях. Знакомство с новым музыкальным материалом: песнями и образом Садко из оперы «Садко». Расширение знаний о значении жанра былины для музыкального искусства. Работа с рабочими тетрадями. | У.: Ребята, а кто исполнял былины? Д.: Музыканты. У.: Их так же называли сказителями. Прочитайте текст былины о Добрыне Никитиче. Задание – во время прочтения попытайтесь представить себе музыку, которая звучала бы во время рассказа. Дети читают текст, выполняют творческое задание. У.: Характер у текста очень напевный, мелодичный, таковой была и былинная музыка. Певцами русской старины называли гусляров, сказителей былин. Их образы зачастую использовали многие композиторы. Одним из них был М.И. Глинка. Вспомним, как звучит голос Баяна, сказителя из оперы «Руслан и Людмила». Как звучит его песня? Какие картины она вызывает в вашем воображении? Прослушивание песни Баяна, обсуждение музыкального материала. У.: Ребята, нам с вами знаком еще один герой-сказитель. Это путешественник и сказитель, певец, обладавший прекрасным голосом и жаждой открытий. Вспомните, на каком инструменте он играл? Д.: На гуслях! У: Посмотрите, как выглядят гусли (показываю картинку). Мы с вами познакомимся с двумя разными фрагментами из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, композитора-сказочника, ответим на вопросы учебника. Первый фрагмент называется «Ой ты, темная дубравушка». Ребята, какое настроение в музыке? Какой темп, о чем она рассказывает нам? Слушание «Ой ты, темная дубравушка», анализ произведения. У.: А теперь сравним отрывок «Заиграйте, мои гусельки». Какое здесь настроение, темп, какие инструменты звучали? Прослушивание фрагмента. У.: Ребята, давайте ответим на вопрос: Что роднит две мелодии с народными песнями? Д.: Темп, характер похожи на народные песни, инструменты тоже напоминают звучание народной музыки. У.: Много путешествовал Садко по морям, и однажды спустился он на дно океана-моря. Встретился он там с Морским царем – очень понравилась царю музыка Садко. Именно этот сюжет лег в основу былины о Садко и Морском царе. А теперь откроем рабочие тетради и найдем в них нужные нам задания по теме «Былина». Выполним их. Выполнение заданий. |
Этап обобщения знаний. Вокально-хоровая работа. | У.: Ребята, подведем итог нашего урока. С каким жанром вы познакомились? Какое музыкальное произведение слушали? О чем нам рассказали музыкальные фрагменты? На каком музыкальном инструменте играл Садко? Как звучала былинная музыка и какой инструмент ее сопровождал? Ответы на вопросы. У.: Завершим урок исполнением песни «В сыром бору тропина». Сядьте прямо, спины прямые. Распеваемся с помощью звукоряда и скороговорок. Вокально-хоровая деятельность. У.: Урок окончен, до свидания! |