Государственное казенное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«специальная (коррекционная) школа»
ГКОУ С(К)Ш
План – конспект урока музыки в 4 классе по теме:
«Прелюдия. Исповедь души»
Подготовила: Сергеева Н.В.
учитель музыки, первой
квалификационной категории
г. Выкса
2021г
Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Прелюдия. Исповедь души»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Тема: «Прелюдия. Исповедь души»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование представления о понятии «Прелюдия», осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе анализа произведений С.Рахманинова и Ф.Шопена
Задачи урока:
Обучающие: учить понимать музыку, рассуждать о ней; учить чувствовать стиль композитора
Развивающие: развивать творческую инициативу и самостоятельность детей; развивать музыкальную память, восприимчивость, эмоциональность;
Воспитывающие: воспитывать музыкальную культуру обучающихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней
Основной метод: объяснительный - иллюстративный
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация
Ход урока
1.Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тут затеи и рисунки
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
2. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, тема нашего урока «Прелюдия. Исповедь души»
(Запишите в тетрадь число и тему урока)
На уроке мы узнаем, что такое прелюдия? И выражение «Исповедь души»
3. Основная часть урока.
Прелюдия – предназначена для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введения в какое-либо действие.«Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения» - в этом С.Рахманинов видел назначение своей Прелюдии.
Что такое исповедь души? (Разговор о чем-то сокровенном)
С.В.Рахманинов – замечательный русский композитор. Когда в 1917 году его пригласили в скандинавские страны, он уехал туда вместе с семьей и больше не вернулся. С.Рахманинов покинул Родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество. Он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять, лишившись Родины, я потерял самого себя»
Прелюдия до-диез минор.Это удивительная пьеса! Звучит она меньше трех минут, а сыграть ее может только очень хороший пианист. Однако главная интонация запоминается каждым. В ней всего три звука: ля, соль-диез, до-диез.
4. Слушание
О чем тебе говорит этот музыкальный мотив?
(Дети слушают)
Ответы детей: об отчаянии, угрозе, боли, гневе.
Ему противостоит другой мотив, другая интонация. Что слышится в ней?
(Дети слушают) Ответы детей: радость, надежда, порыв.
Сочинил эту пьесу композитор в 19 лет. Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству С. Рахманинова. Эту музыку называют «маленькой трагедией», «схваткой человека с судьбой».
5. Физкультминутка.
6. Основная часть урока.
Продолжая знакомиться с жанром прелюдии, послушаем Прелюдию Шопена№7. Какие чувства вызывает эта музыка? Ответы детей.
Ф.Шопен – польский композитор и пианист. Основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку. Друзья называли его «душа фортепиано», он написал множество сочинений для фортепиано. Долгие годы провел на чужбине. Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста. Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды.
Строки из письма Ф.Шопена:
«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находится вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?»
Как вы думаете, к кому могут быть обращены слова композитора?
Слушаем прелюдию№20.
(Ответы детей)
Прочитаем письмо до конца:
«Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»
Совпадают ли ваши высказывания о чувствах, вызванных этой музыкой, с теми чувствами о которых мы узнали из письма Шопена?
(Ответы детей)
Читаем страницу 112 учебника. «Каждое произведение Шопена-это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Прикоснись и ты бережно к этим музыкальным записям.»
7. Вокально-хоровая работа
Исполнение песни «Лесной марш»
8. Итог урока. Рефлексия.
Музыку, каких композиторов мы сегодня послушали на уроке?
В чем сходство судеб этих двух композиторов С.Рахманинова и Ф.Шопена?
Какими чувствами проникнута музыка этих композиторов?
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина» Выбрать один ответ, записать в тетрадь
Чемодан – информация мне пригодится
Мясорубка – всю информацию переработаю
Корзина – всю информацию выброшу
9. Домашнее задание.
Ребята, дома в тетради запишите мини-сочинение «Что для тебя значит слово Родина»
Выставление оценок.
Все молодцы! Урок окончен!