СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Русский Восток. Восточные мотивы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: В концертном зале

Тема: "Русский Восток. Восточные мотивы"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Русский Восток. Восточные мотивы"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«специальная (коррекционная) школа»

ГКОУ С(К)Ш















План – конспект урока музыки в 4 классе по теме:

«Русский Восток. Восточные мотивы»














Подготовила: Сергеева Н.В.

учитель музыки, первой

квалификационной категории








г. Выкса

2021г

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Русский Восток. Восточные мотивы»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С

Раздел: «В концертном зале»

Тема: «Русский Восток. Восточные мотивы»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить с особенностями восточных интонаций в произведениях русских композиторов.

Задачи урока:

Обучающая: Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;

расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;


Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;

Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;

Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой;

Развивать внимание, память.

Воспитательная: Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся слушать и анализировать музыкальные фрагменты из оперы - М. И.Глинки « Руслан и Людмила» «Персидский хор»;

- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».

Получат возможность познакомиться с особенностями восточных интонаций.

Получат возможность развивать вокальные и исполнительские возможности (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).

Метапредметные:

Познавательные: внимательно слушают, формируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Коммуникативные: Осваивают различные способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки.

Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: Развивают образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Музыкальный материал:

- М. И.Глинка. Опера « Руслан и Людмила» «Персидский хор»;

- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».

Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация


Ход урока

1.Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тут затеи и рисунки

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!

2. Введение в тему урока

Русские композиторы в своих произведениях использовали не только западную и русскую народную музыку, но и восточные мелодии.

- В чем особенность восточных интонаций?

- Что нам надо узнать на уроке?

В чем же особенности восточной интонации?

В волшебном замке Наины из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» звучит хор девушек. В его основе - восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Отсюда и название – «Персидский хор».

Слушание «Персидский хор».

– Кто исполняет этот хор? (восточные девушки в замке злой волшебницы Наины)

Зачем? (персидские девы манят путников пленительным пением) Как восточным красавицам это удается?

- В чем особенность их пения?

– Тембр голоса завораживающий, нежный,

– многочисленные распевы,

– убаюкивающий ритмический рисунок,

– мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.

- Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)

Творческое задание: импровизация подходящих к музыке движений.

-Представьте, что вы находитесь в волшебном замке Наины и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника.

Придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки свои движения – в этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия ( повторное слушание “Персидского хора” – дети двигаются, далее совместно выбирают наиболее подходящие движения, составляя “танец персидских дев”).

- Получился замечательный восточный танец!

3. Углубление в тему

– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток.

- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Русский Восток”

– Объясните, почему именно так назвали эти образы? (ответы детей) То есть за основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами.

4. Работа по теме урока.

– Восток в музыке русских композиторов загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…

Презентация «Дивный Восток»

Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства.

– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)

– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)

5. Физкультминутка.

– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…

– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.

– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки “Тысяча и одна ночь”)

– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.

В симфонической сюите “Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока.

Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Слушание музыки из музыкальной сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада».

– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)

– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)

– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)

– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная, тонкая, мягкая, задумчивая, мечтательная, пленительная.…)

– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)

– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)

– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.

6. Итог урока. Рефлекия.

- Назовите тему урока.

- Какие произведения слушали?

В чем же особенности восточной интонации?

– Теперь, прослушав восточные темы и сделав их анализ, подумайте, в чем же особенности восточной интонации.

– многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;

– мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент;

– часто встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;

– характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.

– Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного Шахриара вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма.

– Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано? (придают волшебство, загадочность, контраст…)

– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? (Образ Востока – музыка, архитектура, быт, культура)

- Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?

- Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток? (ответы детей).

– Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность “входить в образ”, “вживаться” в явления других национальных культур.

7. Вокально-хоровая работа.

Музыкальные упражнения, распевание.

Слушание, разбор, разучивание «Веселая песенка» А.Ермолова.

Выставление оценок.

Урок окончен.

До свидания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!