Организационный этап, включающий постановку темы урока и актуализацию известных и необходимых для урока понятий. | У.: Здравствуйте, ребята! Вспомним, чему была посвящена наша предыдущая тема. Д.: мы говорили о литературных произведениях, посвященных музыке и музыкантам. У.: С творчеством каких писателей и музыкантов вы познакомились? Д.: С творчеством Ф. Шопена, Г. Свиридова, В.А. Моцарта и А.С. Пушкина. У.: правильно, ребята. Какое произведение вы изучали на прошлом уроке? Д.: «Реквием» В.А. Моцарта. У.: что такое реквием? Д.: Реквием – это заупокойная траурная месса. У.: Правильно. Сегодня от столь печальной темы мы переходим к новой теме, которая вам уже отчасти знакома по предыдущим классам. Мы отправимся в путешествие в музыкальный театр, оперу. |
Этап усвоения нового материала. Развитие основной темы урока, закрепление изученных понятий, выделение новых понятий. Методы: беседа, наглядно-иллюстративный метод, наглядно-слуховой метод, метод анализа. | У.: Ребята, что для вас театр? Расскажите, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас при слове «театр». Дети высказываются У.: А знаете ли вы, где зародился театр? Театр – это очень древний вид искусства. Рождение театра как вида искусства произошло в Древней Греции. Покровителем театра считался бог виноделия и веселья Дионис (также Вакх, Бахус), а вакханалией называли его свиту (в переводе, те, кто веселятся). Театры постепенно развивались по всему миру – в Японии, Китае, а затем и в России. Раньше все роли в театрах исполняли мужчины, и лишь в 17 веке женщинам разрешили выходить на сцену. Но сегодня мы поговорим не о театре, а об опере.Запишем определение в тетрадь. Опера (от итальянского opera- действие, сочинение, произведение) – это синтетический вид искусства, объединяющий в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец. Опера возникла в Италии в конце XVI века. Первым спектаклем была опера о борьбе бога Апполона со змеем Пифоном, и поставлен спектакль был в 1594 году. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа (итал. seria- серьёзная) - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Следующее понятие, ребята, либретто. Либретто – это краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. В переводе с итальянского либретто означает книжечка. Ребята, вглядитесь в изображения на страницах 48-49 учебника. Какие герои изображены здесь? Какие литературные произведения лежат в основе опер? Дети отвечают. У.: А теперь давайте разберемся в оперной терминологии. Кто объяснит значение слов «увертюра», «ария», «речитатив», «хор», «ансамбль», «сцена из оперы»? Приведите примеры. Дети отвечают на вопросы. Д.: А теперь посмотрим на фотографии в учебниках. Здесь изображены сцены из оперы и оперные артисты, дирижер Е. Светланов. Послушаем фрагмент из знакомого вам хора. Вспомните его название. Прослушивание хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин». |
Этап закрепления полученных знаний. Проверка усвоения новой темы. Сообщение домашнего задания. Методы: беседа, рефлексия. | У.: Ребята, с какими понятиями вы познакомились на уроке? Что нового узнали об оперном спектакле, и героев каких опер вспомнили, узнали? Рефлексия по итогам урока. У.: В качестве завершения урока я предлагаю исполнить песню «Школьный корабль». Вспомним о характере и настроении, в котором нам нужно исполнять эту песню, а также о важных, опорных словах. Вокально-хоровая деятельность. У.: Урок окончен до свидания! |