СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему "Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему "Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком."»

Предмет: Технология. Технологии ведения дома

Класс: 6

Тема: «Декоративно – прикладное творчество. Вязание крючком».

Цель урока: освоение обучающимися техники вязания крючком, и исполнение в этой технике небольшого элемента.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Декоративно – прикладное творчество. Вязание крючком», ознакомить учащихся с материалами, инструментами и приспособлениями для вязания крючком, организацией рабочего места, условными обозначениями, схемами для вывязывания узоров, технологией вязания крючком; сформировать умения вывязывать крючком основных петель и полотна.

  • Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.

  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность и своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.

  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.

  • Предметные: общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях для вязания крючком; формирование умений вывязывать полотно столбиками без накида несколькими способами , умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.

Тип урока: комбинированный

Методы ведения урока: ИКТрассказ; беседа; индивидуальная практическая работа; демонстрация наглядных пособий, работа с учебником, тетрадью.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.

Средства обучения:

  • Оборудование: телевизор, ноутбук

  • Презентация: «Вязание крючком».

Наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи; таблицы с рисунками основных видов петель; таблица условных обозначений основных видов петель; образцы схем, инструкционная карта. 




Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

(2 минуты)


- Организует начало учебной деятельности;

- проверяет готовность учащихся к уроку;

- создает эмоциональный настрой на совместную работу

- Готовятся к уроку.

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок;

- самомотивация, самоорганизация.

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке

2. Актуализация

знаний

(10 минут)


- Организует диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала.

Проведение: На слайде 2 появляються вопросы на которые отвечают учащиеся дополняя ответы друг друга .

Ответьте на вопросы:

- Что такое декоративно – прикладное творчество, и на какие виды оно делится?

- Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства? (слайд 2)

- Какое впечатление производит на вас тот или иной предмет народного творчества?

- Формулирует вместе с учащимися тему и цель урока.

- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока.

- Определяют тематику новых знаний.



Личностные:

- Активное погружение в тему;

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;

- мотивация к учебной деятельности;

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель.

- определять тематику новых знаний.

Познавательные:

- Умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи.

Коммуникативные:

- Умение выражать свои мысли в устной форме.

Предметные:

- Закрепление знаний по предыдущим темам.

3. Введение новых

знаний

(20 минут)


- Сообщает новые знания;

Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Вязание даёт возможность создавать индивидуальные вещи из простого клубка пряжи,ниток. ( слайд 3 )

Вязание крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка (слайд 4) Крючком можно вязать свитера, безрукавки, платья, костюмы, шали, шарфы, чулки, шляпы – панамы, кепки, сумки, шапочки, варежки, перчатки - придают облику романтичность. (слайд 5)

- Даёт слово учащимся

Для работы потребуются только крючок и пряжа. (слайд 6 ).

- Организует работу в группах.

- мотивирует учащихся на совместную деятельность;

- нацеливает на активную работу всех учащихся;

- формулирует задание.

- предлагает проанализировать информационные источники;

- контролирует и подтверждает правильность выводов;

- обобщает полученные результаты.

Инструменты для вязания.


Виды крючков, в зависимости от материалов изготовления (слайд 7).
  • Пластмассовые крючки – это, наверное, самый бюджетный и легкий вид крючков, а также они наиболее распространенные. Очень удобны в использовании, но намагничивают шерстяной и полушерстяной вид пряжи. Когда вы будете выбирать крючок в магазине из этой серии, то обратите внимание на его гибкость, слишком гибкий быстро сломается.

  • Деревянные крючки – это вид крючков наименее распространенный в использовании.  Они, как и предыдущие, обладают легкостью также как и первый вид электролизуют пряжу. Еще такой вид крючков быстро изнашивается, покрываясь заусенцами и зазубринами, что препятствует скольжению нити.

  • Алюминиевые крючки – этот вид крючков очень удобен в обращении, очень экономичные, также легкие, не намагничивают пряжу, чаще используются. Имеет такой вид крючков всего два недостатка: со временем алюминий окисляется, что способствует при вязании смене цвета нити, на более светлой пряже это заметнее, чем на темной, а также алюминий мягкий металл, поэтому крючки из него легко гнуться.

  • Стальные крючки – это самый практичный вид крючков, а также самый удобный. Применяют их при вязании из пряжи любого вида. У них нет никаких недостатков и срок их службы многолетен.

  • Костяные крючки -  редко используемый вид крючков в вязании. Очень удобен при выполнении изделий из шерстяной пряжи и других видов пряжи с толстой нитью. К сожалению, такой вид крючков обладает значительным изъяном – хрупкостью. Очень дорогой.

  • Комбинированные виды крючков – состоят из комбинации материалов, в большинстве случаев ручка деревянная или пластмассовая, а основание металлическое. Благодаря наличию ручки, пользоваться таким крючком удобнее всего. Но при выборе таких крючков в магазине обратите внимание на места крепления основания и ручки, место крепления должно быть узким и крепко спаяно, иначе он сломается.

Какой диаметр крючка выбрать? (слайд 8)

Здесь дело обстоит проще.  Крючки, как и спицы имеют нумерацию, зависящую от диаметра стержня, от 0,5 до 8 мм. Для того чтобы научиться вязать вам пригодятся крючки под номерами 2 и 3.

В арсенале вязальщиц должны быть все возможные номера крючков и спиц, так как для каждого изделия нужны определенные крючки, с необходимым диаметром. Например, для вязания кружев, салфеток – нужны более тонкие крючки, а для изделий из пряжи с толстой нитью – крючки большего диаметра.


Организация рабочего места и ТБ.

Инструкция по охране труда при вязании крючком

I. Общие требования безопасности

1.     Вязальные крючки должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.

2.     Во время работы следует быть внимательными и аккуратными.

3.     При вязании крючком возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:

·         прокалывание пальцев рук острым крючком;

·         поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка;

·         травмирование рядом сидящего человека;

·         снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением.

4.     При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить учителю.

II. Требования безопасности перед началом работы

1.     Убрать волосы под косынку.

2.     Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным. Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева.

3.     Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

III. Требования безопасности во время работы

1.     Вязальные крючки использовать только по назначению.

2.     Нельзя делать резких движений рукой с крючком  в направлении рядом сидящего человека.

3.     Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным крючком.

4.     Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1.     При плохом самочувствии сообщить учителю.

2.     При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

V. Требования безопасности по окончании работы

1.     По окончании работ снять спецодежду.

2.     Привести рабочее место в порядок.


Основные виды петель при вязании крючком.

Воздушная петля (слайд 9)

Перекидываем нитку, так чтобы получилась петелька. Короткая часть нити должна быть сверху.
Вставляем крючок снизу в петлю. Держать крючок можно двумя способами: как обычно держим ручки при письме и так как держим столовый нож. Можно пользоваться обоими способами, меняя положение при необходимости.
Перекрещиваем короткую и длинную части нитки. Теперь коротенький кончик опускаем вниз, а длинный поднимаем вверх. Длинный конец держим указательным пальцем. Нитка должна быть как бы накинута на палец и немного натянута, чтобы петли не получались слишком большими.
Захватываем нитку крючком. Место перекрещивания ниток придерживаем большим и средним пальцами.
Протаскиваем захваченную крючком ниточку через петельку.

Слегка затягиваем петельку, потянув за короткий хвостик нитки. У нас получилась первая воздушная петелька. Чем уже будут петли, тем плотнее будет полотно, которое будем вязать.
(слайд 10)

Столбик без накида

Чтобы связать данный образец необходимо набрать цепочку из воздушных петель нужной длины плюс 2 петли подъема (заменяют один СБН). Таким образом, начиная вязать 1-ый ряд крючок необходимо ввести в 3-ью петлю. Последующие ряды начинаются с 1-ой петли подъема, крючок нужно вводить во 2-ую петлю. 
Вставьте крючок под обе стенки нашей воздушной петли. Ее называют основанием столбика без накида. 
Подцепите рабочую нить и протяните ее под петлей.

Теперь снова подцепите рабочую нить и протяните ее через две петли, находящиеся на крючке. 

- Отвечают на вопросы

-Слушаю задание учителя




Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме;

- умение выступать перед аудиторией.

Предметные:

- умение давать определения новым понятиям темы;



4. Первичное закрепление нового материала

(5 минут)


- Актуализирует полученные на уроке новые знания;

- предлагает ответить на вопросы:

1. Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?

2. Покажите, как можно схематично изобразить рисунок вязки простейшей прихватки, выполненной столбиками без накида.

3. Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства?

- Слушают учителя;

- обобщают новые знания.


Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи.


6. Практическая работа (35 минут)

- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

- напоминает о правильной организации рабочего места и ТБ;

- Сообщает учащимся название практической работы;

- Разъясняет задачи практической работы;

- Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы.

- Акцентирует внимание на технологических картах

В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

-Осуществляет контроль правильности выполнения приемов;

- Осуществляет контроль выполнения объема и качество работы,

- Осуществляет контроль соблюдения правил безопасной работы;

- оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

2. - Проводит заключительный инструктаж. (5 минут)

3. - Анализирует выполнение самостоятельной работы. (3 минуты)

Целью нашего урока было освоение вами техники вязания крючком, и исполнение в этой технике небольшого элемента. Представленные работы показывают, что большинство из вас отлично справились с заданием, несмотря на то, что сегодня впервые взяли крючок в руки.

Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно, с нужной плотностью.

3. Выставление оценок.

(2 минуты)

- Организуют рабочее место;

- повторяют правила безопасной работы;

- выполняют цепочку из воздушных петель

- готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;

- выполняют практическую работу: «Технология выполнения воздушных петель, столбиков без накида и столбиков с накидом».

- Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения.

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- мотивация на творческую деятельность;

- осознание ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату.


Познавательные:

- умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;

- умение соблюдать трудовую дисциплину;

- умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

- умение обосновывать критерии качества конечного результата.

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- закрепление полученных знаний на уроке;

- применение новых знаний на практике.


7. Рефлексия

(3 минуты)


- Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;

Мне понравилось на уроке…

- Мне не понравилось на уроке…

- Легко ли для вас давалось освоение техники вязания крючком?

- Что ещё хотелось бы узнать?

- дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

- Проводят самооценку – выставка работ учащихся;

- оценивают работу одноклассников.


Личностные:

- умение провести самооценку.


Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.


Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников.


8. Домашнее

задание

(2 минуты)


- Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:

- Связанные образцы прикрепить в альбом и подписать.

- Принести нитки, крючок,

Рекомендация учителя: в свободное время отработайте еще несколько раз приемы вязания. Когда ваши руки будут уверено держать крючок, то вы сможете вязать ровные и аккуратные образцы. И это занятие будет приносить вам огромное удовлетворение.


- Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;

- записывают домашнее задание в дневник.