СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему :"Музыкальные краски осени"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему :"Музыкальные краски осени"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

г. Иваново


Конспект разработала:

Тарасова Надежда Николаевна

Должность: Учитель музыки



Урок №5 «Музыка осени»

Цели: Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.


Задачи:

- формировать любовь к красоте родного края  через творчество композиторов, поэтов и художников.

- развивать вокально-хоровые навыки,  чувства ритма;

- развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

- воспитывать музыкально-художественный вкус;

- развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений. 



Повторение:

  • Что мы делали на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)

  • Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)

  • В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)

  • Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)

  • Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)

  • Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)

Новый материал.

  • А о чём мы сегодня поговорим? Как называется наш урок?

Муза нам хочет загадать загадку, а в ней – ответ на вопрос! Слушайте внимательно!

Читаю: Слайд №2

«Вот художник так художник, все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим – кто художник этот?» (дети хором - осень!)


Правильно, наш урок сегодня называется «Музыка осени».

  • А что у нас сейчас за окном? (ответы - осень)


Я вам сейчас прочитаю стихотворение поэта А.Плещеева. А вы ответите после прослушивания на вопросы:

  • Каким настроением пронизано стихотворение?

  • Почему?

Слайд № 3 «Скучная картина, тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца!» (ответы детей: грустное, печальное, тоскливое)


А сейчас прозвучит ещё одно стихотворение. Определите его настроение.

Слайд №4 «Осень, осень, в гости просим!

Осень, осень, погости неделек восемь.

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём» (ответы детей: радостное)

Молодцы!


Ребята, а знаете ли вы, что бывает три осени? (дети отвечают – нет!)

  1. Приходится на сентябрь и называется - первоосенье.

  2. Приходится на октябрь и называется – глубокая осень.

  3. Приходится на ноябрь и называется – предзимняя осень.

  • А у нас какая сейчас осень из этих трёх? (ответы: октябрь – глубокая осень началась)

  • Назовите характерные признаки осени: какая она бывает? (ответы)

  • За что вы её любите? (ответы)

  • И почему грустите? (ответы)

  • А что делает А.С.Пушкин в своём стихотворении про осень: грустит или восхищается? Попробуйте определить!

Читаю строки: Слайд №5

«Унылая пора (читаю грустно)….Очей очарованье (читаю с восхищением)!

Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса». (ответы разные: и грустит, и восхищается красотой осенней природы)

Очень хорошо!

А сейчас мы послушаем музыку осени. Интересно:

  • Как композиторы рисовали осень?

  • Какие чувства переданы в их осенних произведениях?

Мы послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.

Звучит «Осень» Г.Свиридова Слайд №6

(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)


  • А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка) – доп.слайд №6

  • Какое из тех двух стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы? (ответы – первое, про скучную картину)

Молодцы, ребята!


Мы с вами послушали стихи про осень, музыку.

А сейчас давайте посмотрим на картины художников.

(Показ №1) Слайд №7

  • Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное)

  • Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)

Посмотрите на другую картину.

(Показ №2) Слайд №8

  • Какое настроение передал в ней художник? (радостное, солнечное)

  • Какие краски он выбрал для создания этой картины? (яркие , светлые)


  • Художники рисуют чем? (красками).

А у музыкантов тоже есть краски, только они музыкальные. Слайд №9.

Если композитор хочет выразить грусть – он воспользуется минорной краской – МИНОР (+картинка на стенде).

Если хочет выразить радость – воспользуется мажорной краской – МАЖОР (+картинка на стенде).

  • Так какой же краской нарисовал Г. Свиридов свою осеннюю пьесу? (минорной)

Правильно!


А сейчас мы послушаем песню «Скворушка прощается». Слайд №10

  • Определите настроение песни?

  • Какая краска здесь использована?

Звучит песня в исполнении детского хора «Скворушка прощается»Тамары Попатенко.

(ответы - грустное, печальное, тоскливое, минорная краска).

  • Понравилась вам песня?

Давайте разучим эту красивую песню. Слайд №11

Разучивание песни «Скворушка прощается» Т.Попатенко (под фортепиано и МИНУС)


Итог урока:

Как и всегда за вами сегодня наблюдала Муза.

  • А как вы думаете, Муза сегодня в каком образе появится у нас на уроке? (разные ответы).

  • В каком цвете она будет? (ответы – в осеннем, и т.д.) Слайд №12

  • А какое у неё настроение? (ответы)

  • Как вы думаете, какое произведение ей понравилось больше всего? Почему?

(ребята выражают своё мнение)

  • А какое произведение понравилось больше вам и почему? (ответы ребят)

  • О чём мы сегодня говорили? (об осени)

  • Кто посвящал осени свои произведения? (художники, поэты, композиторы)

  • Какой была осень на нашем уроке? (разной: мрачной и светлой, тёплой и холодной)

  • Какие две краски есть у композиторов? (мажор и минор)

  • Какое настроение они передают? (мажор – радость, минор – грусть).

Вы сегодня молодцы! Слайд № 13. Самые активные ребята получают «пятёрки»!







Литература, которую я использовала при составлении урока:

Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.

Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.

Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса.

Музыкальный диск 1 класс.


Ссылки на изображения в презентации:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/804/38804958_4401.jpg Муза

http://www.stihi.ru/pics/2008/09/24/1799.jpg осень

http://www.fresher.ru/manager_content/images/zolotaya-osen-na-bajkale/2.jpg осень

http://www.artlib.ru/objects/gallery_36/artlib_gallery-18033-b.jpg осень

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/Kiprensky_Pushkin.jpg/250px-Kiprensky_Pushkin.jpg А.С.Пушкин

http://content.foto.mail.ru/mail/eirlineage/_answers/i-27.jpg Свиридов Г.

http://krichevsky.info/wp-content/uploads/2013/04/114.jpg скрипка

http://samsebeemu.ru/wp-content/uploads/2011/04/179cd4a0f0b8547d7317fe4d98a35ed9.jpg скворцы

http://vadimtrunov.35photo.ru/photos/20101026/189753.jpg хмурая осень

http://www.pikipedia.ru/wp-content/uploads/1316141818_76799479_large_a11.jpg солнечная осень




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!