СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему "Однородные члены предложения"(5класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему "Однородные члены предложения"(5класс)»

Семенова Оксана Юрьевна


Урок

ТЕМА. Предложения с однородными членами.

Цель: расширить и углубить знания учащихся об однородных членах, способах его выражения;дать понятие об однородных членах предложения;развивать навыки синтаксического разбора.


Оборудование: схемы, таблицы, листы с рабочими материалами для учащихся.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний.

1.Орфоэпическая работа.

Ногтя,кремы,туфля,танцовщица.

2.Объяснительный диктант.

Прекрасный,ружье,колышет,наслаждаться,упустишь.


  1. Опрос с элементами проверки домашнего задания.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится:

1. СУЩ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Шестью шесть тридцать шесть.

3.СУЩ. + числ.

Длина Волги3688 километров

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

5. СУЩ. + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + СУЩ.

Ходить босиком — большое удовольствие

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Бедность не порок

2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно

Глаза будто вишни.

3. Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

4. Перед сказуемым стоит вводное слово

Собака, известно, друг человека

2) Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

Цифровая проверка. Укажите номера предложений, в которых ставится тире.

1. Амур самая длинна река России.

2. Небо высоко и прозрачно.

3. Пословица мудрость народа.

4. Июль макушка лета.

5. Друзья познаются в беде.

6. Хороши большие и глазастые ромашки.

Взаимопроверка: 1,3,4.

3. Работа в группах (на группу раздаются карточки с заданием). Андерсен великий датский сказочник. Герда и Кай герои его сказки «Снежная королева». Герда смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

1 группа: задание: объясните почему стоит тире?

2 группа: задание: подумайте в каких предложениях вы поставите тире между подлежащим и сказуемым? Что для решения этого вопроса нужно сделать с предложением?

Андерсен - великий датский сказочник. Герда и Кай - герои его сказки «Снежная королева». Герда - смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

3 группа: объясните графически постановку тире (Схемы)

4 группа: Составить предложения, используя данные слова

Андерсен, от Снежной королевы, Кая, датский, Герда, его сказки, Герда, смелая, и, великий, Спасла, сказочник, герои, Она, девочка, «Снежная королева», и Кай, добрая , злых чар

4. Сформулируй задание и выполни его. (Работа с карточками)

Подсолнух - _________________________________________________ .

Хорошая книга - _____________________________________________ .

Любовь к своей земле – это ____________________________________ .

Зимний лес – это _____________________________________________ .

Слова для справок: волшебная сказка; солнышко на ножке; любовь к своей стране; ценнейшее качество человека; верный друг и хороший собеседник.

III Работа над темой урока

  1. Беседа, работа с таблицей.

Предложения с однородными членами.

Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми членами предложения. Однородными могут быть все члены предложения, главные и второстепенные:

При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, которые называют более широкое понятие по сравнению с однородными членами, называющими понятия узкие. Обобщающие слова в предложении являются тем же членом предложения, что и однородные. После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие:

Запятая ставится между однородными членами предложения, если они не соединены союзами или соединены союзами а, но :

Запятая не ставится между однородными членами предложения, если они соединены неповторяющимися союзами и , или . 

Запятая ставится между однородными членами, соединёнными  

Повторяющимися союзами:

2. Проверьте себя

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

Михаил Исаковский

Задание 1

1. Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает?

2. Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы.

3. Что необычного в этом стихотворении?

4. Какую грамматическую основу предложения вы выписали?

5. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

6. На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

7. С какой интонацией они читаются?

8. Как называются подобные члены предложения?

З адание 2

- Сформулируйте признаки однородных членов.




Задание 3

- Найти в тексте основные признаки однородных членов.


- Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания. Последовательность выполнения задания:

1. Сначала каждый из вас прорабатывает свой вариант устно.

2. И лишь потом записывает свой ответ в тетрадь.


Физкультминутка (см. задания)

Условие выполнения:

Если прозвучит предложение с однородными членами, вы поднимаете руки вверх и тянетесь к солнышку.

Если услышите предложение без однородных членов, приседаете.


3-4. Работа с карточками + Проверьте себя

1 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его.


Зимой солнце светит редко.

Птицы ищут корм.

Утром прилетали синицы и клевали пшено.


2 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания


Наступила долгожданная зима.

Птицы летят в тёплые края стаями.

В наших лесах живут медведи лисы волки.


3 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.


Наступила зима и ударили сильные морозы.

Мы очень спешили к поезду но опоздали.

Мы любим зиму.


Задание 4

- Выполняя 3 задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание?

- А почему так?


IV. Систематизация и обобщение знаний и умений 1. Рассмотрите таблицу «Соединение и разделения однородных членов предложения» и сформулируйте правила постановки знаков препинания в простом предложении и приведите примеры, а для этого вы можете использовать материал учебника и записать 1- 2 примера.

-Расставьте знаки в схемах однородных членов.

Расставьте знаки Проверь себя


О О О О и О О и О О и О и О О а О О но О О, О, О О и О, О и О О и О, и О О, а О О, но О

2. Подчеркните все однородные члены в загадке. Расставьте знаки препинания. (Закат.)

За деревьями кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло пробежало.

Нет ни дыма ни пожара.

3. Продолжите предложения:

Однородные члены предложения отвечают… на один и тот же вопрос.

Однородные члены предложения являются… одним и тем же членом предложения

Однородные члены предложения выражены… одной и той же частью речи

Однородные члены предложения относятся… к одному члену предложения.

Однородные члены предложения произносятся… с перечислительной интонацией


V. Рефлексия

- Итак, что узнали на уроке нового?

- Сегодняшний урок помог вам получить новые знания?

- Было ли вам трудно?

- Давайте сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»


 Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

На столах у вас – ладошка, внутри которой написано:

- Сегодняшний урок для меня – это….

- Запишите свои ощущения, используя существительные (отдых, сплошные трудности, открытие, новые знания, скука, удовольствие)


VI. Домашнее задание.

  1. Выучить правило.

  2. Выполнить задание.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!