урок 1 8 Тема: «Цветок и плод».
Цели: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов; продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, делать выводы.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Особенности строения и функционирования околоцветника и главных частей цветка.
3. Особенности строения и значения плодов в жизни растения.
4. Обобщение. Закрепление. Итоги урока.
Оборудование: живые цветущие растения, гербарные экземпляры растений, таблица «Органы растений», модель «Цветок вишни», «Цветок картофеля», «Цветок капусты», коллекции плодов и семян, рисунки в учебнике.
Ход урока
1. - Индивидуальный опрос учащихся у доски.
– Биологический диктант.
1. Побегом называют стебель с расположенными на нем… листьями и почками
2. На верхушке побега обычно имеется… верхушечная почка
3. Почки бывают вегетативными и…генеративными.
– Сегодня мы поговорим об еще одном видоизменении побега. Запишите тему урока: «Цветок м плод».
2. Цветок – это тоже видоизмененный побег, служащий для семенного размножения растений.
Цветок
(побег)

Стеблевая часть Листовая часть
а) цветоножка а) чашечка б) венчик
б) цветоложе в) тычинки г) пестики
– Как всякий побег, цветок развивается из почки (генеративной).
– Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинка и пестик – это видоизмененные листья.


– Цветок состоит из околоцветника, который может быть простым и двойным, и главных частей – пестиков и тычинок.
– Цветки очень различны по своей форме, окраске, размерам.
Цветки

однополые Обоеполые
(огурец) (вишня)
Цветки

однодомные двудомные
(огурец) (облепиха)
Цветки

одиночные соцветия
– щиток
– корзинка
– колос
– зонтик
– кисть
и др.

– Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.
– Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения и максимально соответствуют успешному протеканию этих процессов.
– Размножение растений, где главная роль принадлежит цветку, тесно связано с опылением, а оно – со строением цветка и некоторыми иными особенностями.

– крупные размеры цветка или наличие соцветия; – аромат; – нектар; – яркая окраска | – мелкие размеры цветков, собранных в соцветия; – много мелкой сухой пыльцы; – раннее цветение; – скопление растений |
3. – Конечным этапом развития цветка как генеративного органа является образование плода.
– По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это «зрелый цветок».
– Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.
– В образовании плода часто принимают участие не только завязь, но и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и др.
– Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Иногда они образуют соплодия. Но главная их функция – это защита семян и их распространение.
Классификация плодов
Типы плодов | Название плодов | Примеры растений |
I | II |
Сухие | Односемянные | Семянка Орех Зерновка | Подсолнечник Орешник Злаки |
Сухие | Многосемянные | Боб Стручок Коробочка | Фасоль Капуста Мак |
Сочные | Односемянные | Костянка | Вишня |
Сочные | Многосемянные | Ягода | Смородина |
4. – Проведем закрепление изученного материала..
1. Цветок – приспособлен для опыления. Да
2. Главная часть цветка – лепестки венчика. Нет
3. У тюльпана цветки собраны в соцветия. Нет.
4. Тополь – двудомное растение. Да.
5. Цветок – видоизмененный побег. Да.
Домашнее задание. изучить часть текста, в которой говорится о цветке и плоде. Ответить на вопросы учебника.
Лабораторная работа № 6.
«Строение цветка»
Цель: изучить особенности цветка как органа размножения растения, ознакомиться с разнообразием цветков.
Ход работы.
Рассмотрите цветок. Найдите стеблевую часть (цветоножку и цветоложе) и листовую часть (чашечку, венчик, тычинки и пестик).
Рассмотрите околоцветник (простой: венчик, двойной: венчик и чашечка) и главные части (пестик: рыльце, столбик, завязь; тычинки: пыльник, тычиночная нить).
Среди выданных цветов найдите однополые (огурец), обоеполые (вишня); одиночные и соцветия; насекомоопыляемые и ветроопыляемые.
Сделайте соответствующие рисунки и подписи к ним.