План-конспект урока истории в 7 классе.
Тема: Национально-освободительное движение в Нидерландах.
Цель: Сформировать представление о революции в Нидерландах, рассмотреть причины, результаты и значение революции, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, донести до учащихся понимание гражданского подвига жителей Нидерландов, сумевших отстоять независимость своей страны.
Планируемые результаты:
Предметные: определять термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.
Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставить и формулировать цель урока, создавать алгоритм действия при достижении цели.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свою точку зрения).
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Целеполагание.
(Слайд 1)
С каким понятием связаны слова:
-
Изменения
-
Борьба
-
Народ
-
Переворот
-
Восстание
-
Свержение
Сколько революций было в нашей стране?
Первая революция в мире произошла в маленькой стране, которую можно объехать на автомобиле за 6 часов - Нидерландах. Некоторые историки считают этой революцией освободительную войну.
Записываем тему в тетрадях (слайд 2).
Что мы должны узнать, изучая освободительную войну в Нидерландах?
Изучение нового материала.
Революция-это резкое коренное изменение, затрагивающее все сферы общественной жизни и приводящее к смене строя. Буржуазная революция приводит к смене феодального строя на капиталистический. (слайд 3)
Работа с картой (цветная вклейка в учебнике, слайд 4).
Сделайте вывод о том, выгодно ли географическое положение Нидерландов? В чём заключались положительные и отрицательные черты их развития?
Заполните таблицу (слайд 5).
Развитие Нидерландов.
Положительные черты | Отрицательные черты |
Выход к морю | Под властью Испании |
Соседство с европейскими странами | Раздробленность |
Крупные реки-Маас, Шельда, Рейн. | Угроза затопления из-за того, что находятся ниже уровня моря |
Объясните пословицу: «Бог создал море, а голландцы-берега».
Работа с рисунком в учебнике (стр. 152).
Что на рисунке свидетельствует о развитии капитализма в Нидерландах?
(строительство кораблей, развитие торговли).
Учащиеся выписывают в тетради понятие «верфь».
Беседа по вопоросам.
1.Какой тип предприятий развивается при капитализме? На мануфактурах Нидерландов производили сукно. Сырьё закупали в Англии.
2.Как владычество Испании в Нидерландах могло помешать производству сукна? (испанцы запретили Нидерландам торговать с Англией, т. к. находились с ней во враждебных отношениях).
3.Сделайте вывод о том, что было главной причиной войны (стремление освободиться от владычества Испании). Нидерланды были развитыми и богатыми, Испания-отсталой, феодальной.
Работа с документом.
Прослушайте высказывание испанского короля Филиппа II и сделайте выводы о его политике в отношении Нидерландов. (слайд 6).
«Сын мой, -говорил мне отец,-чем больше мы тянем с народа, тем сильнее он нас любит. В Нидерландах я обрёк на смерть по обвинению в ереси 50 тысяч самых доблестных мужчин и самых хорошеньких девушек. Не считая конфискаций, я выкачал денег оттуда больше, нежели из Вест-Индии и Перу. Они постоянно чувствуют на себе мою властную руку, я искореняю ересь не потому, что она противоречит римско-католической вере, а потому, что в Нидерландах она расшатывает устои нашей власти»
(отношение к Нидерландам было как к колонии).
Работа с учебником (стр.146-149)
Заполнить таблицу «Причины войны». (слайд 7)
Сделайте выводы, чем были недовольны:
Стр. 149-с чего началась революция?
Для подавления революции Филипп II послал в Нидерланды войско во главе с герцогом Альбой, которого прозвали «кровавым герцогом».
Альба говорил: «Каждого нужно заставить жить в постоянном страхе, что крыша может обрушиться на его голову».
Какую политику проводил Альба? (политику террора)
Стр. 150-подтвердите это фактами (Альба создал «Совет по делам о мятежах», который не рассматривал на судах доказательства невиновности. Один из членов совета, услышав, что приговорённый к казни невиновен, заявил: «Тем лучше, значит, он с честью предстанет перед Богом»..
Стр. 151 Какое движение возникло в ответ на жестокость испанцев? Каковы 2 значения термина «гёзы»?
Работа с учебником (стр. 151-153).
Испано-нидерландская война (стр.151-153)
Расположите события в хронологической последовательности:
О каких качествах защитников Лейдена свидетельствовали их слова:
«Пока вы слышите в этих стенах лай собак и мяуканье кошек, знайте, что город держится. Каждый из нас готов съесть свою левую руку, чтобы правой защищать свою свободу».
Герцог Альба говорил: «Это самая кровавая война, какой давно уже не было. Рост числа этих изменников –это настоящее чудо! Особеннос сбивает меня с толку, когда я вижу, с каким трудом вы, ваше величество, достаёте новые подкрепления и с какой лёгкостью люди отдают свою жизнь и своё имущество в распоряжение этих мятежников.»
Чем Альба объяснял свои трудности в борьбе с восставшими?
Вскоре север страны был освобождён от испанцев.
Работая с учебником (стр. 153), учащиеся изучают сущность Утрехтской унии (слайд 11), и отвечают на вопросы:
Сколько лет после Утрехтской унии продолжалась война? Почему?
Сделайте выводы об итогах войны, используя опорные слова. (слайд 12)
Итоги войны.
-
Создано независимое государство на севере
-
Развитие экономики и капитализма
-
Достигнута свобода вероисповедания
-
Южные Нидерланды остались под властью Испании.
Беседа по вопросам.
-
Победила ли Реформация в Нидерландах?
-
Почему события в Нидерландах считаются революцией?
Закрепление нового материала
Работа с заданиями.
1. Закончите составление задания на установление соответствия и решите его
-
? | а) нидерландские кальвинисты |
-
Революция | б)королевский наместник в Нидерландах |
-
Штатгальтер | в) союз, объединение под властью одного монарха |
-
? | г) предприятие по производству и ремонту кораблей |
-
Верфь | д)переворот в жизни общества, ведущий к смене строя |
2.Верны ли утверждения?
1).Причиной революции стал террор герцога Альбы (нет)
2).Начало войне положило иконоборческое движение(да)
3).В результате революции на юге Нидерландов создано независимое государство(нет)
4).Сигналом к восстанию в северных провинциях стал захват г.Лейдена(нет)
5).В результате революции в Нидерландах созданы условия для развития капитализма (да)
6).Подавление восстания возглавил герцог Альба (да)
Подведение итогов урока.
Беседа по вопросам.
-
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
-
Почему событие, о котором мы сегодня узнали, важно для изучения всеобщей истории?
Домашнее задание §11.