СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока: "Общественное движение при Николае I"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока: "Общественное движение при Николае I"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: "Общественное движение при Николае I"»

Тема: «Общественное движение при Николае 1». Часть1

Цели: характеризовать основные события общественной жизни второй четверти 19 в.; сформировать представление об основных идейно-политических течениях; выявить сходство и различия между взглядами славянофилов и западников; показать влияние политических событий в Европе на общественно-политическую жизнь России.

Планируемые результаты: предметные применять исторические понятия: теория официальной народности, славянофилы, западники; давать сравнительную характеристику различных общественно-политических течений; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом;3) познавательные: работать с учебной информацией; собирать и фиксировать информацию, выделять главную и второстепенную; личностные УУД: формировать и развивать устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей.

Оборудование: учебник, таблицы к уроку.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

  1. Оганизационный момент

  2. Актуализация знаний

Как вы помните из курса всеобщей истории, в странах Запада в первой половине 19 в. Сложились основные идейно-политические течения.

Вопрос к классу:

Какие это течения и каковы их основные черты?

(ответы учеников)

Общественно-политическая мысль развивалась в том же направлении, но имела свои особенности.

  1. Мотивационно-целевой этап

На странице 76 учебника помещена картина Б.М. Кустодиева «В Московской гостиной 40х годов 19в». Среди людей, изображенных здесь деятели основных идейных направлений середины 19в. Это славянофилы, западники и радикальные демократы.

Каковы были взгляды этих людей? Ответим на этот вопрос.

План урока

  1. Консервативное направление

  2. Либеральное направление

  1. Работа по теме урока

  1. Консервативное направление

Официальная идеология при Николае 1 была разработана министром просвещения Уваровым С.С. и называлась «теория официальной народности». В основе ее была триада православие, самодержавие, народность, что явилось базой консервативной идеологии России.

- П1,⸹ 12. Сформулируйте основные положения теории официальной народности, представьте их в виде схемы.

самодержавие-

основа российской государственности

Народность-

Единение царя с народом и отсутствие сословных противоречий

Православие-

Духовно-нравственная основа русского народа и государства











Опасность- влияние западных идей рационализма, конституционализма, либерализма





Нет необходимости отмены крепостного права









Идеи консерватизма пропагандировали издания:

«Северная пчела», «Москвитянин».

  1. Либеральное направление

Либеральное направление в 1830-40-х гг разделилось на два лагеря отличающихся взглядами на путь исторического развития России. Споры на эту тему началь после публикации в журнале «Телескоп» отрывка произведения Чаадаева «Философские письма». В нем он высказал мнение, что главная причина застоя и отсталости России в том. Что она оторвана от западного пути развития.

В обществе эти взгляды вызвали бурную дискуссию. Позже оформившуюся в два идейных направления: славянофилов и западников.

Реакция властей - журнал был закрыт, Чаадаев помещен под домашний арест.

- П.2 ⸹ 12 заполните сравнительную таблицу

Славянофилы и западники

Параметры

сравнения

славянофилы

западники

идеологи

А.С. Хомяков, А.П. и В.П. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы

Т.Н. Грановский, П.Я. Чаадаев, С.Н. Соловьев

Исторический путь развития России

Самобытность пути России (соборность и православие).

Идеализация допетровской эпохи

Уверенность в том, что развитие России и Западной Европы должно идти по одному историческому пути

Государственный строй России

Самодержавие должно сочетаться с созывом Земских Соборов

Россия должна стать конституционной монархией, гарантирующей права и свободы граждан

? о крепостном праве

Признание необходимости отмены крепостного права



Названия идейных направлений не были придуманы их приверженцами. А были даны в насмешку соперниками. В последствии они стали употребляться сторонниками этих течений.

Задание для самостоятельной работы: Прочитайте отрывок из статьи А.С. Хомякова на с. 76 учебника и укажите за что славянофилы получили свое название.

(ответы учеников)

V Подведение итогов урока

Вернемся к картине «В московской гостиной»

О чем могли разговаривать люди, сидящие за столом и стоящие рядом с ними?

Сторонники каких взглядов в большинстве в этой гостиной?

(ответы учеников)

Домашнее задание:

Прочитать ⸹ 12, С. 79 вопросы2,3,4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!