Тема: «Общественное движение при Николае 1». Часть1
Цели: характеризовать основные события общественной жизни второй четверти 19 в.; сформировать представление об основных идейно-политических течениях; выявить сходство и различия между взглядами славянофилов и западников; показать влияние политических событий в Европе на общественно-политическую жизнь России.
Планируемые результаты: предметные применять исторические понятия: теория официальной народности, славянофилы, западники; давать сравнительную характеристику различных общественно-политических течений; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом;3) познавательные: работать с учебной информацией; собирать и фиксировать информацию, выделять главную и второстепенную; личностные УУД: формировать и развивать устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей.
Оборудование: учебник, таблицы к уроку.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
Оганизационный момент
Актуализация знаний
Как вы помните из курса всеобщей истории, в странах Запада в первой половине 19 в. Сложились основные идейно-политические течения.
Вопрос к классу:
Какие это течения и каковы их основные черты?
(ответы учеников)
Общественно-политическая мысль развивалась в том же направлении, но имела свои особенности.
Мотивационно-целевой этап
На странице 76 учебника помещена картина Б.М. Кустодиева «В Московской гостиной 40х годов 19в». Среди людей, изображенных здесь деятели основных идейных направлений середины 19в. Это славянофилы, западники и радикальные демократы.
Каковы были взгляды этих людей? Ответим на этот вопрос.
План урока
Консервативное направление
Либеральное направление
Работа по теме урока
Консервативное направление
Официальная идеология при Николае 1 была разработана министром просвещения Уваровым С.С. и называлась «теория официальной народности». В основе ее была триада православие, самодержавие, народность, что явилось базой консервативной идеологии России.
- П1,⸹ 12. Сформулируйте основные положения теории официальной народности, представьте их в виде схемы.
самодержавие-
основа российской государственности
Народность-
Единение царя с народом и отсутствие сословных противоречий
Православие-
Духовно-нравственная основа русского народа и государства
Опасность- влияние западных идей рационализма, конституционализма, либерализма
Нет необходимости отмены крепостного права
Идеи консерватизма пропагандировали издания:
«Северная пчела», «Москвитянин».
Либеральное направление
Либеральное направление в 1830-40-х гг разделилось на два лагеря отличающихся взглядами на путь исторического развития России. Споры на эту тему началь после публикации в журнале «Телескоп» отрывка произведения Чаадаева «Философские письма». В нем он высказал мнение, что главная причина застоя и отсталости России в том. Что она оторвана от западного пути развития.
В обществе эти взгляды вызвали бурную дискуссию. Позже оформившуюся в два идейных направления: славянофилов и западников.
Реакция властей - журнал был закрыт, Чаадаев помещен под домашний арест.
- П.2 ⸹ 12 заполните сравнительную таблицу
Славянофилы и западники
Параметры сравнения | славянофилы | западники |
идеологи | А.С. Хомяков, А.П. и В.П. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы | Т.Н. Грановский, П.Я. Чаадаев, С.Н. Соловьев |
Исторический путь развития России | Самобытность пути России (соборность и православие). Идеализация допетровской эпохи | Уверенность в том, что развитие России и Западной Европы должно идти по одному историческому пути |
Государственный строй России | Самодержавие должно сочетаться с созывом Земских Соборов | Россия должна стать конституционной монархией, гарантирующей права и свободы граждан |
? о крепостном праве | Признание необходимости отмены крепостного права |
Названия идейных направлений не были придуманы их приверженцами. А были даны в насмешку соперниками. В последствии они стали употребляться сторонниками этих течений.
Задание для самостоятельной работы: Прочитайте отрывок из статьи А.С. Хомякова на с. 76 учебника и укажите за что славянофилы получили свое название.
(ответы учеников)
V Подведение итогов урока
Вернемся к картине «В московской гостиной»
О чем могли разговаривать люди, сидящие за столом и стоящие рядом с ними?
Сторонники каких взглядов в большинстве в этой гостиной?
(ответы учеников)
Домашнее задание:
Прочитать ⸹ 12, С. 79 вопросы2,3,4