План-конспект урока окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". (Программа "Начальная школа XXI века")
Тема урока: «Октябрь уж наступил…»
Цели урока: продолжить наблюдение явлений наступившей осени; уточнить и обобщить представление учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаём о наступлении осени; развивать речь, воображение, наблюдательность, умение сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты :
Предметные: научиться различать понятия живая природа, неживая природа, кратко характеризовать сезонные изменения, описывать наиболее характерные признаки, по которым человек узнает о наступлении осени; устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью.
Познавательные: осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; уточнить и обобщить представления о наиболее характерных признаках, по которым человек узнает о наступлении осени; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе;узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.
Личностные: проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», 1 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.
Используемая литература:
1. Уроки Кирилла и Мефодия «Окружающий мир»,
2.Методическое пособие «Школа физкультминуток».
Ход урока
I.Орг. момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II.Повторение пройденного.
-Что мы называем природой?(Ответы детей)
-Назовите, какие объекты природы вы знаете?(Ответы детей) На какие группы можно их разделить?(Ответы детей)
-Заполните схему:(Слайд1)
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
РАСТЕНИЯ ЧЕЛОВЕК
ГРИБЫ
ЖИВОТНЫЕ
-Как связаны между собой живая и неживая природа?(Размышления детей)
Вывод: Все изменения, которые происходят в неживой природе в различные сезоны(времена года), влияют и на представителей живой природы .
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)(Слайд 2)
Актуализация знаний.
а) Работа с приметами. (Слайд 3)
-Какие приметы осени вы знаете?(Ответы детей)
-Попробуем стать поэтами и поиграем в игру
б) «Доскажи словечко» (Слайд 4)
Листьям время… (опадать)
Птицам время… (улетать)
Грибникам… (искать грибы)
Ветру… (сильно завывать)
Солнцу… (стынуть)
Тучам… (литься)
А ребятам всем… (учиться)
IV. Изучение нового материала.
1.Установка изменений, произошедших в природе после экскурсии.
Всё мрачней лицо природы: почернели огороды,
Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)(Слайд 5)
- Что изменилось в природе с наступлением октября?(Ответы детей)
- Назовите приметы октября.(Ответы детей по плану)(Слайд 6)
П
лан
1). Небо.
2). Солнце.
3). Осадки.
4). Температура воздуха.
- Вот как об октябре пишет А.Плещеев (Чтение отрывка учителем в учебнике, стр. 35)
- Какие приметы осени описаны в стихотворении?(Ответы детей)
2. Рассказ учителя.
– Октябрь уже полностью осенний месяц; его называют «грязник», «ни колеса, ни полоза не любит». О чём идёт речь?(Ответы детей)
- Ещё октябрь зовут листопадником, позимником, свадебником. Подумайте, почему?(Размышления детей)
– С середины октября воздух становится холоднее. Световой день убывает. Рано опускаются сумерки, но и засветло уже занимаются седые туманы. Ночи пока безморозные, но скоро зачастят дожди со снегом. Всё чаще по утрам лужи покрываются тоненьким ледком. Ветры-листодёры срывают листву.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревёт и льёт, и снизу метёт. А то вдруг солнышко выглянет, и станут дни тёплые, тихие. И тогда кажется: неожиданно вернулось лето.
3.Обсуждение народных примет.
-Послушайте народные приметы и скажите, о какой природе идёт в них речь -живой или неживой:
Поздний листопад- к суровой и продолжительной зиме.
Осенний иней – к сухой, солнечной погоде.
Гуси полетели – скоро выпадет снег.
Физкультминутка
Мы листики осенние
(плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
(руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(присели)
Ветер снова набежал
И на землю снова сели.
(плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели
И на землю снова сели
(дети садятся по местам)
4.Беседа о подготовке зверей к зиме.
-Меняется ли жизнь животных с приходом осени? (Ответы детей)
-Давайте прочитаем текст в учебнике на стр.38.(Чтение текста одним из читающих детей)
-Что узнали нового?
-Что уже было известно? (Ответы детей)
-С приходом осени некоторые животные, например, белка, заяц, лиса, волк, линяют. (Слайд 7)
- Почему так происходит? (Размышления детей)
V. Закрепление изученного материала.
Задание «Сочинялки».
– Закончите рассказ (с. 39).
«Собрались как-то раз на лесное собрание разные животные и стали рассказывать о том, кто как к зиме готовится и собирается зиму зимовать.
Ёж сказал…
Пчёлы зажужжали…
Белка быстро проговорила…
Похвалялся медведь…»
VI. Итог урока.
– О чём мы с вами говорили сегодня на уроке? Что самое важное необходимо запомнить?
– О чём бы вы хотели рассказать сегодня дома? Какими знаниями хотели бы поделиться?
VII. Домашнее задание: рабочая тетрадь с. 20; учебник с. 38, пересказ
VIII. Рефлексия («Смайлики»)
Используемая литература:
Уроки Кирилла и Мефодия «Окружающий мир».
Методическое пособие «Школа физкультминуток».