СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Организм – открытая живая система. Примитивные организмы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План  - конспект урока "Организм - открытая живая система. Примитивные организмы" разработан для учащихся 9 класса по ФГОС. Вместе с презентацией помогает усвоить учащимся понятие организм - открытая система и примитивные организмы: вирусы и бактерии.

 

 

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Организм – открытая живая система. Примитивные организмы.»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Организм – открытая живая система.

Примитивные организмы. (2 часа)


Пономарёва И.Н. Биология: 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. И.Н.Пономарёвой. – 6-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2017.


Автор-составитель Гаджиева Жанета Романовна
учитель биологии МБОУ СОШ № 31» г.Владикавказ


Цели и задачи урока

рассмотреть организм как открытую систему; расширить понятия «нуклеиновые кислоты», «ДНК», «РНК ;

Образовательные:

Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами; продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями

познакомить учащихся с историей открытия вирусов; изучить строение и классификацию вирусов и бактерий, особенности жизнедеятельности;

Развивающие:

Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги;

Воспитательные:

Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности; формирования культуры здоровья для профилактики вирусных и бактериальных заболеваний; Воспитание культуры общения учащихся, желание глубже познавать окружающую природу.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Овладение умениями самостоятельно моделировать, выделять существенные признаки биосистемы, связь с окружающей средой и на этой основе получать новые знания.

Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Предметные

Уметь доказывать: организм – живая система, взаимодействие компонентов системы, обеспечивающих целостность биосистемы; выделять существенные признаки бактерий, вирусов.

Знать: регуляцию процессов в биосистеме. разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные, неклеточные; разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные, неклеточные

Личностные:

Овладение методами профилактики заболеваний, вызванных бактериями и вирусами. Формирование познавательных интересов к изучению биологии.

Тип урока

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Методы урока

фронтальная беседа, частично – поисковый, анализ, сравнение, самостоятельная работа с учебником.

Средства обучения

Мультимедийные проектор, компьютер, таблицы с изображением бактерий, вирусов; влажный препарат клубеньковых бактерий.

Основные понятия

организм – открытая система, бактерии, фототрофы, хемотрофы, вирусы, вирион, бактериофаг, вирусные и бактериальные заболевания, аэробы, анаэробы, брожение, микробиология, вирусология.

Структура и ход урока

1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение новой темы.

4. Закрепление. 5. Домашнее задание.





I.

Организацио-нный момент

Настрой учащихся на работу. Проверка школьных принадлежностей.

Приветствие, подготовка к уроку

II.


Актуализация знаний учащихся

1. Анализ самостоятельной работы по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне».


III


Мотивация уч-ся на изучение темы

Как вы думаете, почему считают организм элементарной структурной единицей жизни?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «Примитивные организмы»?

- Что вы знаете о бактериях и вирусах?

- Что нового вы ожидаете узнать на уроке?

IY

Изучение нового материала

1. Организм - живое существо.

Организм – элементарная структурная единица жизни.

Вопрос к классу:

- Почему организм – элементарная структурная единица жизни.

- Назовите важные свойства живого

№ пары

Свойство и признак живого

Характеристика

1

Клеточное строение

Все живые организмы состоят из клеток, исключение – вирусы.

2

Обмен веществ (метаболизм)

Совокупность всех химических изменений и всех видов превращений веществ и энергии в организмах.

3

Саморегуляция

Способность реагировать на внешние и внутренние раздражители.

4

Раздражимость

Поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).


В многоклеточном организме органы работают согласовано и дополняют друг друга.

Организм – это совокупность взаимодействующих органов, тесно связанных друг с другом.

Организм – биосистема открытого типа.

Из внешней среды поступает кислород, пищи, энергия и во внешнюю среду удаляются ненужные продукты жизнедеятельности.

Важнейшие свойства организма:

1) самоподдержание – способность сохранять свое существование в течение определенного срока, свойственного данному организму.

2) саморегуляция физиологических процессов.

У одноклеточных – это обмен химическими веществами между внешней и внутренней средой

У многоклеточных – это гуморальная и нервная регуляция

У растений – фитогормоны и продукты обмена веществ.

3) Гомеостаз – постоянство внутренней среды, позволяет противостоять изменениям процессов под воздействием факторов среды.

2. Три формы организмов: неклеточные, одноклеточные (прокариоты и эукариоты), многоклеточные

3. Бактерии. Строение, форма, свойства и образ жизни. Значение бактерий.

4. Вирусы. Строение, особенности. Значение.

Открыты в 1882 г. русским ученым Д.И. Ивановским.

- Вирусы представляют собой переходную форму между живой и неживой природой.

- Проявляют признаки, характерные для живых организмов только во время паразитирования в клетках других организмов, т.е. это внутриклеточные паразиты, которые не питаются не растут, а только воспроизводят себе подобных.

Новая терминология:

Ви́рус (лат. virus — яд) — неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток.

Вирио́н — полноценная вирусная частица, состоящая из нуклеиновой кислоты и капсида (оболочки, состоящей из белка и, реже, липидов) и находящаяся вне живой клетки.

Бактериофа́ги или фа́ги (от др.-греч. φᾰγω «пожираю») — вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки. (запись в тетрадь)

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов


Специфические черты


1) Способность к

размножению.

2) Наследственность

3) Изменчивость.

4)Приспособляются

к меняющимся

условиям среды.

1) Во внешней среде имеют форму кристаллов

2) Не питаются

3) Не растут

4) Нет обмена веществ

5) Не вырабатывают энергию

6) Имеют неклеточное строение

1) Очень мелкие размеры

2) Простая организация

3) Высокая скорость

размножения

4) Имеют промежуточное

положение между живой и неживой природой


Y.

Закрепление

1. Вставьте пропущенные слова

А. Способность биосистемы "организм" к саморегулированию обеспечивает __________ организма, т.е. постоянство состава и свойств его внутренне среды.

Б. Способность биосистем сохранять своё существование в течение какого-то определенного срока, свойственного данному виду организмов называется ___________.

В. Важным свойством биосистемы служит __________ их физиологических процессов.

Ответы: 1 – фитогормоны 2 - гуморальная регуляция 3 - самоподдержание (самосохранение)

4 – биосистема 5 – гомеостаз 6 – саморегуляция

А

Б

В

гомеостаз

самоподдержание

саморегуляция

2. 1. В чем сходства и различия вирусов и бактерий? (вирусы в отличие от бактерий представляют собой неклеточную форму жизни)

3. На слайде выполнить тест и ответить на вопросы


YI.

Рефлексия

- учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности.

Как изменился ваш взгляд на фотосинтез?

YIII

Дом задание

Изучить § 14, 15 Подготовить сообщение "Вирусные заболевания", "Бактериальные заболевания"



Литература


1.Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Чернова Н. М. «Основы общей биологии. 9 класс», –М.: Вентана-Граф, 2018

2. Заяц Р.Г. В.Б. Бутвиловский Биология в таблицах, схемах и рисунках. / –Ростов;Феникс, 2010

3. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема, И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2009.

4. Гуреев А., Бутакова О. Звездные войны вирусов - Нижний Новгород, 2003.

5. Зильбергер Л.Я. Вирусы и вирусные заболевания – Л.: Медицина, 1978.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!