СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Особенности обработки твердых пород древесины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Особенности обработки твердых пород древесины"»

Тема урока: «Особенности обработки твердых пород древесины»

Цель урока: Ознакомить учащихся с особенностями обработки твердых пород древесины. Выполнить практические упражнения операций по обработке древесины твердых пород.

Задачи урока:

Образовательные: дать определение свойствам твердых пород; объяснить особенности обработки твердых пород древесины; выполнить практические упражнения по обработке.

Коррекционно – развивающие: способствовать развитию навыков самоорганизации и самоконтроля; учить сравнивать результаты обработки мягких и твердых пород древесины; создавать условия для безопасной работы учащихся.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать бережное отношение к инструменту.

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии: ИКТ, проблемное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесбережение.

Материально – техническое оснащение: мультимедийная презентация, образцы твердых пород древесины, карточки, заготовки из твердых(ясень, дуб) и мягких(сосна, липа) пород древесины, пилы, рубанок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Особенности обработки твердых пород древесины». Чтобы определить цели нашего урока я предлагаю вам самостоятельно заполнить таблицу с 2-мя графами - «по этой теме мне известно», «по этой теме на уроке я хочу знать» (проблемное обучение. Таким образом, при заполнении таблицы учащиеся формируют цель, которая уточняется учителем)



По этой теме мне известно

По этой теме на уроке я хочу знать





  1. Актуализация опорных знаний и мотивация познавательной деятельности.

Знания, полученные на уроке, помогут в дальнейшей работе с древесиной и при выполнении последующей практической работы «Изготовление ручки для молотка».

Постановка вопросов для повторения.(разноуровневое обучение- вопросы для сильного и работа по карточкам для слабого ученика)

  1. Назовите основные части дерева.

  2. На какие группы делятся древесные породы.

  3. Какие породы древесины относятся к твердым.

  4. Определите по образцу и назовите твердые лиственные породы.

  5. Назовите основные свойства твердых пород древесины.

Работа по карточке для слабого ученика.



  1. Подчеркни лиственные породы.

- сосна, липа, ель.

- береза, акация.

- кедр, дуб, ясень.



  1. Подчеркни свойства твердых пород.

- прочная, гибкая, тяжелая, пористая, плотная,
легкая, вязкая.














  1. Объяснение нового материала.

Работа ведется с помощью презентации на интерактивной доске.

Ребята, мы с вами знаем, что к твердым породам древесины относятся – дуб, ясень, бук, клен, орех, груша, граб, рябина. Давайте рассмотрим, какими свойствами обладают твердые породы древесины и в чем же заключается сложность обработки.

Как определить что перед нами твердая порода? Прежде всего, по весу. И доска, и заготовка будут тяжелыми. Это зависит от плотности древесины. Плотность древесины зависит от ее влажности: с увеличением влажности плотность древесины возрастает. Существует тесная связь между плотностью и прочностью древесины. Более тяжелая древесина, как правило, является более прочной. Прочностью древесины называют ее способность сопротивляться разрушению под действием механических нагрузок.



Твердостью называют способность древесины сопротивляться внедрению в нее более твердых тел.





«Твердые породы дерева не всегда позволят вбить в себя гвоздь»



Для того чтобы определить твердость древесины применяют метод Бринелля.р

Метод Бринелля заключается в следующем. Берется стальной шарик диаметром 10 мм и вдавливается в поверхность с определенной силой и продолжительностью. На основе глубины получившейся вмятины и рассчитывается твердость по Бринеллю. Чем меньше след от шарика, тем выше твердость дерева и показатель на шкале Бринелля.

Графическая схема измерения твердости древесины по:

а)Бринеллю; б) Роквеллю; в) Виккерсу.





Давайте рассмотрим, где применяются наиболее распространенные твердые породы древесины.



Ясень – тяжелая и твердая древесина схожа с дубовой. Применяют для изготовления мебели, спортивного инвентаря – лыжи, теннисные ракетки, весла.

Граб – имеет высокую твердость, не поддается ударным нагрузкам. Используют для изготовления ручек для инструментов, клюшек для гольфа, разделочные доски, детали пианино, мебели.

Клен – плотная, прочная, тяжелая древесина. Используется для изготовления лестниц, лыжи, весла, рукоятки инструмента, изготовление шпона.

Орех – вязкая и тяжелая древесина. Часто используют как шпон, а так же для изготовления эксклюзивных элементов.

Дуб – используют для изготовления мебели, лестниц, паркета, применяют в строительстве.

Бук – используется для изготовления лестниц, различной мебели, строганного шпона, бочек- из-за своей хорошей способности к гнутью.



Самое твердое дерево в России – береза Шмидта. Растет на Дальнем Востоке.

Эта береза – один из представителей, так называемых железных деревьев. Из-за чрезвычайной твердости древесины, пули от нее отскакивают, она моментально тонет в воде, не гниет и превышает по прочности в 1,5 раза чугун. Железная береза достигает высоту 25м., но крона начинается на высоте 8м. Эти деревья считаются долгожителями, в среднем 350 лет. Свое название получила в честь открывшего ее ботаника по фамилии Шмидт. Она настолько прочна, что из нее можно делать даже гвозди и подшипники для машин.

Физкультминутка «Клены»

(здоровьесбережение)

Под окошком возле сада

Клены выстроились в ряд (встают)

Ветер кленами играет (махи поднятыми руками)

Клены листьями шуршат (круговые движения руками)

Ветер не кончается

Клены наклоняются (наклоны вперед)



Твердость древесины имеет существенное значение при обработке ее режущими инструментами.

Для обработки древесины твердых пород используют все инструменты нашей столярной мастерской. Но есть и некоторые особенности. Сложность обработки из-за повышенной прочности. На обработку тратится больше времени, физических усилий, чаще приходится затачивать инструмент. Например, для резания приходится затрачивать больше усилия, чем при обработке древесины мягких пород, и работа продвигается медленнее. Поэтому надо чаще затачивать инструмент, снимать очень тонкую стружку. В этом случае для пиления применяют инструменты с мелким зубом и малым разводом.

Угол заточки ножей строгального инструмента (рубанок, фуганок и т.д.) и стамесок делают равным 30 градусов. Причем желательно брать режущие инструменты, изготовленные из наиболее качественной стали.

Запомните: Древесина твердых пород легко обрабатывается только остро наточенным и правильно отрегулированным инструментом. Припуск на строгание заготовок из древесины твердых пород оставляют не более 2-3 мм, чтобы меньше тратить усилий на обработку.

  1. Выполнение практического упражнения.

(разноуровневое обучение. Помогать слабому, уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех)

  1. Пробное пиление заготовок одинакового размера из древесины мягких и твердых пород, сравнить результаты.

Строгое соблюдение техники безопасности при пилении(здоровьсбережение)

  • Пользоваться можно только исправными, хорошо заточенными пилами, с правильно разведенными зубьями.

  • Необходимо прочно зажимать обрабатываемый материал в тисках верстака или другими способами.

  • Соблюдать правильную позицию и правильно держать инструмент; быть внимательным и аккуратным в работе.

  • Наиболее опасным при пилении является момент, когда полотно пилы направляется по риске при помощи большого пальца; нельзя допускать рывков пилы, особенно вперед, при запиле.

  • Аккуратно вести пиление без рывков и изгибов пильного полотна в пропиле.

  1. Пробное строгание заготовок из древесины мягких и твердых пород, сравнить результаты. Строгое соблюдение техники безопасности при строгании(здоровьесбережение)

  • Перед строганием заготовку необходимо прочно закрепить в зажиме верстака.

  • Работать можно только правильно настроенным и исправным инструментом.

  • Не ставить строгальный инструмент на подошву, чтобы не повредить лезвие, а класть его на бок подошвой от себя.

  • Строгать деталь можно только вдоль верстака.

  • Переносить рубанок с места на место только в опущенной руке.

  • При строгании деталей с сучками надо соблюдать особую осторожность, лезвие инструмента выпускать очень незначительно.

  1. Закрепление новой темы.

  1. Из древесины каких пород можно изготовить ручки к столярным инструментам?

  2. Как подбирают инструмент для обработки древесины из твердых пород?

  3. Почему припуск на обработку заготовок из твердых пород древесины нужно делать очень небольшим?

  4. Почему при обработке заготовок из твердых пород древесины нужно чаще затачивать инструмент?

Рефлексия:

- что нового вы узнали?

- с какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения?

- что давалось легко?

- вы довольны своей работой?

7.Подведение итогов урока.

- уборка рабочих мест;

- выставление оценок.













Слайды к презентации «Особенности обработки твердых пород древесины»







































МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»









Особенности обработки твердых пород древесины

План - конспект урока











Мастер производственного обучения

Группа № 41 «Столяр строительный»

Токмакова С.В.