Тема урока: Части речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, местоимении, глаголе).
Задачи:
Продолжить обучать учащихся различать части речи, учить школьников применять теоретический материал на практике.
Продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь.
Воспитывать интерес к различным видам спорта, здоровому образу жизни.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Древняя пословица права.
Да, язык – великое богатство.
Только надо записать слова,
А не то бесследно разлетятся.
- Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен. К.Г.Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».
- Что нужно знать и уметь, чтобы овладеть русским языком в совершенстве?
(Любить русский язык, знать правила грамматики и орфографии)
- Проверим, как вы дружите с правилами.
II. Экспресс – опрос (карточки «да», «нет»):
Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение – части речи.
Не с глаголами пишется слитно.
Корень, суффикс, приставка, окончание – части слова.
Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и существительное, с которым оно согласуется.
Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.
В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
Спорт, спортивный, спортсмен – родственные слова.
III. Словарная работа:
трен..ер
трен..ровать
- Что объединяет эти слова? (однокоренные, родственные слова).
- В чём разница? (разные части речи – существительное и глагол).
- Какой части речи не хватает? (прилагательное и местоимение).
- Придумайте имя прилагательное (тренировочный)
- Замените существительное местоимением (он).
IV. Работа по теме урока:
- Тема нашего урока «ЧАСТИ РЕЧИ». Сегодня мы повторим все, что мы знаем о частях речи.
- Скажите, как отличить одну часть речи от другой? (Надо поставить вопрос и определить, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие предмета).
- Какие части речи мы знаем?
- Сейчас мы заполним карточки о частях речи.
Часть речи | Значение | Вопросы |
Имя существительное | | |
Имя прилагательное | | |
Глагол | | |
Местоимение | | |
Часть речи | Значение | Вопросы |
Имя существительное | Называет предмет | кто? что? |
Имя прилагательное | Называет признак предмета | какой? какая? какое? какие? |
Глагол | Называет действие предмета | что делать? что сделать? |
Местоимение | Указывает на предмет | кто? что? |
Имя существительное
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому существительное - самая древняя часть речи.
- Выпиши из предложений все имена существительные:
Индия, Китай, Вьетнам – это страны, в которых основным транспортным средством является велосипед. У него много поклонников и в России. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья.
Индия, Китай, Вьетнам, страны, средство, велосипед, поклонники, Россия, укрепление, здоровье.
- Назовите одушевлённое имя существительное.
- Назовите собственные имена существительные.
- Назовите имя существительное, которое стоит во мн.ч.
- Определите род и склонение имён существительных.
Имя прилагательное
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Ученикам раздаются карточки. Задание: вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, выделить окончания прилагательных.
Плавание – вид спорта очень __________ и ___________ . К тому же это __________ и одновременно __________ вид спорта.
Слова для справок: красивый, увлекательный, полезный, приятный.
Плавание – вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это полезный и одновременно приятный вид спорта.
- С чем согласуется имя прилагательное в речи? (с сущ. в роде, числе, падеже)
- В каком роде стоят данные прилагательные? Поставьте данные прилагательные в ж.р., ср.р.
Глагол
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб растет.
Задание: в тексте найти и подчеркнуть подлежащие и сказуемые.
В современном мире люди всё меньше и меньше двигаются. Организм не получает достаточную нагрузку, становится менее подвижным и покрывается жиром. Быстро приходит усталость.
- Какой частью речи являются сказуемые? (глаголы)
- Как пишется частица не с глаголами? Найдите пример в тексте, приведите свои примеры.
- Объясните правописание глаголов с -тся.
Местоимение
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.
Местоимение работает за имя существительное.
- Замените в тексте часто повторяющиеся слова на личные местоимения.
Особенно важен спорт для ребёнка. Спорт помогает развитию всего организма. Если дети находятся в хорошей физической форме, то дети не устают на уроках, реже болеют.
(Особенно важен спорт для ребёнка. Он помогает развитию всего организма. Если дети находятся в хорошей физической форме, то они не устают на уроках, реже болеют).
- В каком лице и числе стоят местоимения в тексте?
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- Определите и докажите, к какой части речи относятся выделенные в предложениях слова:
1) На то и печь, чтобы хлеб в ней печь.
2) Снежное покрывало все поле покрывало.
3) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
4) В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал: «Не плачь».
5) Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.
- Посмотрите, какой интересный русский язык! Одно и то же слово имеет разное значение.
V. Итог урока:
- Итак, давайте обобщим свои знания о частях речи. А поможет нам в этом блиц – турнир.
1. Имя существительное – это…
2. Имя прилагательное – это…
3. Глагол – это…
4. Местоимение – указывает на предмет, но не называет его.
VI. Домашнее задание.
6