Тема урока: «Плодовые овощные растения»
Класс: 6
Тип урока: комбинированный.
Цель:
дать обучающимся общее представление о плодовых овощных растениях, морфологических и биологических особенностях плодовых овощных растений, их значении, формировать умения различать плодовые овощные растения.
Задачи:
Образовательные: рассказать о значении плодовых овощных растениях; дать общее представление о плодовых овощных растениях, морфологических и биологических особенностях плодовых овощных растений, познакомить с видами плодовых овощных растений.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, умение поддерживать беседу, оперировать терминами и понятиями, выработать практические навыки различать плодовых овощных растения.
Воспитательные: воспитывать интерес к урокам сельскохозяйственного труда через демонстрацию практической значимости; воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности, развитие способности к самооценке.
Метапредметные:
овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией; осуществлять самооценку; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные - определять тему урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое мнение, предположение.
Познавательные - извлекать информацию из различных источников; находить ответы на вопросы в дидактическом материале и презентации, делать выводы;
Комуникативные - оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уважать мнения одноклассников.
Предметные:
Базовый уровень
Овладение системой знаний по теме: знать понятия «плодовые овощные растения», «зеленцы», «завязь», «полегающий стебель», «цветочные кисти», называть виды овощей;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: ПК, мультимедийная презентация, методическое обеспечение; дидактический материал;.
УМК: «Технология. Сельскохозяйственный труд» Е.А.Ковалёва, 6 класс
Словарь: зеленцы, завязь, полегающий стебель, цветочные кисти.
Ход урока:
1.Организационный момент. Обработка рук. Мотивация
Здравствуйте ребята!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И урок скорей начнем. (https://multiurok.ru/blog/nachalo-uroka-stikhi-1-chast.html)
2.Актуализация знаний.
Я предлагаю вам поиграть.
Игра с Незнайкой «Во саду ли, в огороде».
Разделите растения на 2 категории по месту возделывания. Учитель передаёт (кидает) мягкую игрушку (щенок Незнайка) обучающемуся, называя растение. А ребёнок передаёт (перекидывает) мягкую игрушку учителю, называя место для выращивания растения «сад» / «огород».
лук
вишня
чеснок
абрикос
морковь
слива
свёкла
яблоня
груша
огурец
малина
помидор
смородина
перец
укроп
баклажан
петрушка
Для проверки |
сад | огород |
вишня абрикос слива яблоня груша малина смородина | лук чеснок морковь свёкла огурец помидор перец укроп баклажан петрушка |
Ответим на вопросы Незнайки по предыдущим темам
Перечислите овощные культуры, выращиваемые в Приморском крае?
Какие из их растут на вашем приусадебном участке или даче?
На какие группы делятся овощные культуры? (капустные, зеленные. луковые, плодовые, корнеплоды)
3. Открытие нового знания.
Вопросы с отсроченным ответом в конце урока: Приходилось ли вам есть недозрелые овощи? золотые яблоки, волчьи персики? зелёную паприку? синенькие, демьянки, сумасшедшие яблоки или яблоки бешенства?
Отгадайте загадки и выскажите свои предположения о теме нашего урока.
В пупырышках весь,
Зелёный, но вкусный,
На грядках растёт
Овощ культурный! (Огурец)
(https://2karandasha.ru/zagadki-dlya-detey/ovoshchi-i-frukty/ovoshchi/ogurec)
Висит на веточке сеньор –
Розовощёкий …(Помидор)
(https://2karandasha.ru/zagadki-dlya-detey/ovoshchi-i-frukty/ovoshchi/pomidor)
Его добавляют
В салаты, борщи.
Он сладкий и горький.
Как звать, подскажи! (Перец)
(https://2karandasha.ru/zagadki-dlya-detey/ovoshchi-i-frukty/ovoshchi/perec)
Он из Индии пришёл,
Ягодой считается,
В фиолетовой тужурке,
На свет появляется! (Баклажан)
(https://2karandasha.ru/zagadki-dlya-detey/ovoshchi-i-frukty/ovoshchi/baklajan)
Ответ: Плодовые овощные растения
А теперь разомнем пальчики и кисти рук. (НЕЙРОГИМНАСТИКА 2 мин.)
Запишем тему нашего урока и познакомимся с планом урока.
План:
Виды плодовых овощных растений: огурцы, помидоры, баклажаны, перцы.
Морфологические особенности плодовых овощных растений.
Биологические особенности плодовых овощных растений.
Значение плодовых овощных растений.
Ребята, как вы думаете зачем необходимо изучать овощи?
Объяснение учителя с помощью мультимедийной презентации.
1.Плодовые овощные растения – огурец, томат, перец, баклажан. В пищу идут сочные плоды этих растений. Плодами называются органы растений, которые образуются из цветков после цветения. Внутри плодов находятся семена.
Работа в тетради.
Записать определение в тетрадь.
2.Остановимся подробнее на плодовых овощах. И вернемся к вопросам, которые остались без ответов.
Приходилось ли вам есть недозрелые овощи?
Огурцы
Слово «огурец» произошло от древнего слова «огур», что значит «недозрелый», «неспелый». В отличии от своих родичей арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не созрели. Так как при полном созревании кожура огурца желтеет и становится грубой, кожура семян одревесневает, а мякоть становится невкусной.
Строение растения огурца.
Стебель длинный, стелющийся, ветвистый. Листья простые, черешковые. Цветы жёлтые, расположены у снования листьев. В пищу используют недозрелые плоды огурца- зеленцы.
Приходилось ли вам есть золотые яблоки, волчьи персики?
Помидоры (томаты)
Слово «помидор» произошло от итальянского словосочетания «pomi d'oro» - «золотые яблоки». Тома́т, помидор (Solanum lycopersicum - «волчий персик»), вид травянистых растений семейства паслёновые. В культуре томат используют как однолетнее растение, но при благоприятных условиях томат может расти и плодоносить в течение двух и более лет. Томат занимает ведущее место среди овощных культур в большинстве стран мира благодаря высокой урожайности, хорошего вкусового качества, пищевой ценности, многообразия способов переработки и применения плодов.
Строение растения томата.
Стебель прямой у некоторых сортов полегающий, ветвистый. Листья сложные. Цветы жёлтые, мелкие, собраны в соцветие завиток, которое чаще всего называют кистью. Плоды используют в пищу на разных стадиях созревания.
Приходилось ли вам есть зелёную паприку?
Перец сладкий и острый (горький)
Сладкого перца в природе не существует. Тот, что растёт в диком виде - всегда острый. Родиной такого перца стала Америка, а уже оттуда он распространился по всему миру. Исправить положение решились в 1928 году селекционеры из Венгрии. Они заявили, что создали новый сорт перца, и теперь это не горькие стручки небольшого размера, а толстостенные сладкие плоды. Так появились первые сладкие сорта перца, который полюбился всем и каждому. Постепенно селекционеры многих стран мира создали свои собственные сорта сладкого перца. В том числе и Болгария. И первые сладкие перцы, которые попали в Россию оказались именно болгарского происхождения. К тому же именно болгарские селекционеры добились того, что сладкий перец получил разные цвета – зелёный, красный, жёлтый. Причём болгарским сладкий перец называют только в России и в некоторых странах, которые раньше входили в состав СССР. Американцы называют это растение просто pepper, иногда добавляют цвет - red pepper (красный) или green pepper (зелёный).
В Австралии, Малайзии и Новой Зеландии это растение называется capsicum, в Европе - paprika.
Приходилось ли вам есть синенькие, демьянки, сумасшедшие яблоки или яблоки бешенства?
Баклажаны
«Синенькие», «демьянки», «сумасшедшие яблоки» или «яблоки бешенства» всё это названия одного и того же растения - баклажана. Многие сорта баклажанов имеют фиолетовый и темно-синий окрас плодов, отсюда и название «синенькие». Демьянками баклажаны называют потому что созревание плодов совпадало с в день памяти святого Демьяна. Первыми из европейцев с баклажанами познакомились воины Александра Македонского во время персидского и индийского походов в 331—325 годах до н. э. Дикий баклажан, от которого произошли современные культурные формы, растет в Индии, а его мелкоплодный родственник найден и в Китае. Как культура баклажан возник в этих странах в глубокой древности и уже оттуда распространился по всему миру. Первое время европейцы не умели обращаться с этими экзотическими плодами. При определенных условиях выращивания в них накапливались ядовитые вещества, которые вызывали отравление, сопровождавшееся буйным поведением или галлюцинациями. Это и дало повод назвать баклажан «безумным яблоком» и утверждать, что блюда, приготовленные из этих странных на вид плодов, делают человека безумным. И вплоть до начала XIX века европейцы опасались есть этот вкусный и полезный овощ.
Строение растения баклажан.
Стебель прямой, ветвистый. Листья простые, черешковые. Цветы белые. Плоды грушевидные, шарообразные или вытянутые. Окраска плодов чаще всего темно-фиолетовая. В пищу употребляется только в переработанном виде.
3.Плодовые овощи однолетние теплолюбивые и светолюбивые растения, любят плодородные и рыхлые почвы, отзывчивы на полив.
4. В плодах овощей содержится много витаминов, клетчатки и других полезных для человека веществ. Поэтому они являются очень ценными продуктами питания.
4.Физкультминутка (фермерская зарядка)
5.Закрепление (Контроль. Саморегуляция. Предоценка. Оценка. Корекция)
Теперь поработаем самостоятельно и запишем словарные слова на странице 100.
Словарь: зеленцы, завязь, полегающий стебель, цветочные кисти.
- 6. Групповая работа у доски (2 человека) и индивидуальная карточки-задания. Из предложенного списка распределите растения по группам капустные, зеленные. луковые, плодовые, корнеплоды
лук
чеснок
морковь
свёкла
огурец
помидор
перец
укроп
баклажан
петрушка
редис
репа
капуста
брокколи
салат
Задания для Карева и Верхозина: раскрасьте на рисунке только плодовые овощные культуры
https://i.pinimg.com/originals/15/6d/a8/156da842f5eddbd6eb9c6f8ab5eddeb4.jpg
6.Домашнее задание: узнать у родителей какие овощи они выращивают
7. Итог урока. Рефлексия
(эмоциональная) -Что нового и интересного удалось узнать тебе на уроке?
Продолжите фразу:
- Я узнал (а)…
- Я научился(лась) …
- Я запомнил (а)…
- Мне понравилось\ не понравилось
Какой вывод можно сделать из полученной информации?
Зачем необходимо изучать особенности растений и способы их выращивания?
Где могут пригодиться эти знания?
- Спасибо за работу, вы все активно работали. Урок окончен. До свидания