План-конспект урока по алгебре
Тема урока: Разложение многочлена на множители
Предмет: алгебра
Класс: 7 класс
Автор: Еремина Дарья Алексеевна, МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка
Методы: технологии проблемного обучения
Цели:
Образовательные: - обобщить знания по теме «Способы разложения многочлена на множители».
Воспитательные: - воспитание ответственности, умения работать в коллективе;
- воспитание самостоятельности.
Развивающие: - развивать логическое мышление.
Задачи: Проверить и откорректировать знания учащихся по данной теме, вызвать интерес, активность и самостоятельность учащихся, укрепить дружеские отношения.
Тип урока: урок-игра «Математическое ралли».
Формы работы учащихся: групповая ( в парах), фронтальная.
Оборудование: компьютер с проектором, карточки с заданиями, учебник «» , дидактические материалы.
План урока:
Организационный момент - 1 мин
Этапы:
Проверка местности - 5 мин
Составление карты гонки - 5 мин
Гонка по пересеченной местности - 7 мин
Внезапная остановка – авария - 5 мин
Привал - 7 мин
Финиш - 7 мин
Итоги урока - 2 мин
Домашнее задание - 1 мин
Ход урока
1. Урок - математическое ралли.
Класс-это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия экипаж сможет, если он достаточно хорошо знает способы разложения многочлена.
2. 1 этап ралли – Проверка местности.
На данном этапе вспоминаем способы разложения многочлена на множители. Фронтально с классом вспоминаем способы разложения на множители, в это время по карточкам выполняют задания 3 человека.
Карточка №1
Разложите на множители:
а) 3х2 – 75 а2
б) а2 – 8аb + 16b2
в) х3 + 2х2 + х
Карточка №2
Разложите на множители:
а) ах2 – 4 а
б) -6а2 + 12аb - 6b2
в) ах2 - 2аху + ау2
Карточка №3
Разложите на множители:
а) 5х2 – 45
б) ах2 – 4ах + 4а
в) -2х2 - 8х - 8
Вопросы для проверки:
Что значит разложить многочлен на множители?
Какие способы разложения многочлена вы знаете?
Какие формулы сокращенного умножения вы знаете?
Каков алгоритм разложения многочлена на множители?
3. 2 этап ралли – Составление карты гонки
На каждой парте лежит по 1 экземпляру домино. Учащиеся должны его разложить, чтобы получилась «цепочка» формул. Домино считается разложенным, если все карточки использованы, причем крайние половинки первой и последней карточки должны быть пустыми. Если же использованы не все карточки, это означает, что допущена ошибка.
Если все разложено верно, то перевернув карточки, можно прочитать зашифрованную фразу : « Знания – сила».
З
Н
А
( 9 - с )( 9 + с ) | ( - с + 9а )2 |
Н
81 а2 - 18ас + с2 | ( - с - 9а )2 |
И
с2 + 18ас + 81а2 | ( - с2 + 9а )2 |
Я
81 а2 - 18ас2 + с4 | ( - с2 + 3а )( с2 + 3а ) |
-
С
( с + 9а )( с2 - 9ас + 81а2) | 729с3 - а3 |
И
(9с - а )( 81с2 + 9ас + а2) | (-9а + с )( с2 + 9ас + 81а2) |
Л
А
Как Вы понимаете смысл полученной фразы?
Для тех, кто быстро разложил домино, на экране расположены задания:
Замените знак * одночленом так, чтобы получившийся трехчлен можно было представить в виде квадрата двучлена (последнее задание попробуйте выполнить разными способами
16х2 + * + у2 25 – 10а + *
49р2 – 14р + * * – 36аb + *
Физкультминутка.
1) Упражнения для шеи
2) Упражнения для кистей рук
3) Упражнения для глаз
4. 3 этап ралли - Гонка по пересеченной местности. Выполняются задания из учебника Алимов Ш.А., Алгебра 7 класс: № 414(2), 415(2, 4), 417(1, 6)
№ 414 2) Доказать, что при любых значениях х, у верно равенство:
( х – 2у )( х + 2у )( х2 + 4у2 ) = х4 -16у4
№ 415 Разложите на множители на многочлен:
2) mn – kn – m2 + 2mk – k2
4) c2 – 2c + 1 – d2 -2de – e2
№ 417 Решите уравнения:
1) ( 3х – 1 )2 – (3х – 2 )2 = 0
2) (3х + 2)( 3х - 2) – (3х – 4 )2 = 28
5. 4 этап ралли. Поскольку в ралли случаются внезапные остановки, у нас тоже небольшая авария – необходимо устранить неисправность нашего автомобиля.
На экране проектора приведены решения примеров, но в них допущены ошибки. Учащиеся должны их найти и объяснить, почему они допущены.
1)
m6 -
n12 = (
m3 -
n6)(
m3 -
n6)
2) ( 4а5 + b )( 16a10 – 4a5b + b2 ) = 64a15 - b3
3) ( 7c + 3d4 )2 = 7c2 + 21cd4 + 9d8
4) 16 a8b3 - 24a5b7 + 8a2b = 8a2b ( 2a4b2 - 3a3b6 )
5) ( 5x2 – 0,02y3)( 5x2 + 0,02y3) = 25 x2 – 0,004y6
6) 64 m9 - 8 n12 = ( 4 m3 – 2 n4 )( 16 m6 - 8 m3 n4 + 4 n8 )
7) ( 3p – 2q )3 = 27p3 – 54p2q – 18pq2 + 8q3
6. 5 этап ралли. Сделаем привал: отдохнем на поляне и нарвем цветов. Но цветы необыкновенные. Каждый лепесток цветка – это задание на составление и разложение многочлена по формулам сокращенного умножения, используя выражения, находящиеся в центре цветка.
7. 6 этап ралли - Финиш
Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому члену экипажа необходимо выполнить самостоятельно из дидактических материалов на стр. 90 № 1 (в) , № 3 (а)
№ 1. Разложите на множители:
в) 18с – 2р2с
№ 3 . Разложите на множители:
а) ( с + 5)с2 – ( с + 5 )2с + ( с + 5 )
После выполнения задания один ученик зачитывает свое решение и ответ. Каждый из учащихся проверяет решение соседа по парте, ставит оценку.
8. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок за работу в классе.
9. Домашнее задание: № 414 (1) , 415 (1, 3) , 416