СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по биологии в 11 классе «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

план

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по биологии в 11 классе «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология»»

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология

Цели урока:

1) Раскрыть сущность понятий селекция, сорт, порода и штамм; определить цели и задачи науки селекции; охарактеризовать основные методы селекции; сформировать знания о биотехнологии, клеточной и генной инженерии.

2) продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, готовить сообщения, работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

3) воспитывать гордость за отечественных и мировых ученых-селекционеров.

Основные понятия: селекция, сорт, порода, штамм, аутбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия, генная инженерия; гибридизация близкородственная (инбридинг), неродственная и отдаленная(аутбридинг).

Оборудование: компьютерная презентация, таблицы, иллюстрирующие различные методы селекции, породы животных и сорта растений.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Что такое изменчивость? Дайте определение.

2. Назовите основные формы изменчивости.

3. Что такое модификационная изменчивость? Дайте определение.

4. Что такое норма реакции? Дайте определение. Расскажите об её особенностях.

5. Что такое наследственная изменчивость? Дайте определение.

6. Расскажите о комбинативной изменчивости.

7. Расскажите о мутационной изменчивости.

8. Расскажите о видах хромосомных мутаций.

9. Расскажите о геномных мутациях.

10. Расскажите о мутационной теории.

11. Расскажите о мутагенных факторах.

II. Изучение нового материала

Учитель рассказывает с элементами беседы о теме урока. Учащиеся записывают следующее:

  • Доместикация – одомашнивание животных, и превращение диких растений в культурные.

  • Доместикацией занимаются ещё и муравьи: разводят тлей, выращивают грибы.

  • Селекция – наука о выведении новых и совершенствовании старых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами.

  • Сорта, породы, штаммы – искусственно созданные человеком популяции с определённым генофондом, где наследственно закреплены внешние и внутренние признаки, уровень и характер продуктивности.

  • Теоретическая база селекции – генетика, а также эволюционная и молекулярная биология, биохимия и т.д.

  • Гибридизация – процесс получения потомства с новыми наследственными свойствами от двух родителей, размножающихся половым путём.

  • Искусственный отбор – выборочное сохранение и размножение особей с ценными для человека свойствами.

    • Гетерозис – явление, когда гибриды разных сортов одного вида часто отличаются особой плодовитостью и устойчивостью к неблагоприятным факторам.

    • Инбридинг – близкородственное скрещивание.

      • Инбредная депрессия – уменьшение урожайности растений, измельчании животных, а также возникновении аномалий и уродств.

    • Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом в клетках, путём применения колхицина – вещества, разрушающего веретено деления в мейозе у растений.

  • Мутагенез – действие на организм различных мутагенов (радиация и др.) с целью увеличения скорости мутационного процесса.

  • Клеточная инженерия – культивирование отдельных клеток или тканей на искусственных питательных средах.

  • Генная инженерия – целенаправленный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой, часто очень далёкий по своему происхождению.

  • Клонирование – образование идентичных потомков (клонов) путём бесполого размножения. Получаются организмы с одинаковым генотипом.

  • Изготовление синтетических организмов – его геном создан искусственно синтезом генов самых разных организмов.

  • Биотехнология – направление биологии, изучающее возможности использования живых организмов для решения технологических задач (создание и хранение пищи, лекарств и т.д.).

III. Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

IV. Домашнее задание

Учить § 9 и записи в тетради.

Повторить § 1-8. Подготовка к самостоятельной работе.

Сдать тетрадь на проверку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!