СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект урока по биологии в 7 классе по теме: «Класс Брюхоногие моллюски».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по биологии в 7 классе по теме: «Класс Брюхоногие моллюски».»

План – конспект урока по биологии в 7 классе по теме:

«Класс Брюхоногие моллюски».

Тип урока: урок изучения нового материала с применением мультимедийной презентации.

Цели урока: 

Образовательные:

  • познакомить учащихся с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков;

  • рассмотреть причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток;

  • показать особенности строения систем органов в связи с их выполняемой функцией

Развивающие:

  • развитие умений внимательно слушать и анализировать информацию; работать с рисунками, схемами и таблицами;

  • способствовать развитию познавательного интереса к животному миру.

Воспитательные:

  • продолжить работу по формированию экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе;


Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебники.






Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учеников


1.Организационный этап – 2-5 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

Проверим отсутствующих. Кого сегодня нет в классе?

Здороваются с учителем, готовятся к уроку и садятся.

Называют отсутствующих.

2.Этап проверки пройденного материала – 15 мин

На прошлом уроке вы начали изучение следующего типа из царства Животные – Моллюски.

Где обитают моллюски?




Какие части тела можно выделить у моллюсков?

Чем представлены органы выделения у моллюсков?

Кровеносная система, какого типа?

Какие органы дыхания у моллюсков?

Какая симметрия тела у большинства моллюсков?

А чем представлена система пищеварения?


Учащиеся отвечают на вопросы и записывают в таблицу.

Обитают они преимущественно в морях, пресных водоемах, реже — во влажной наземной среде.

Голова, туловище, нога

Почки

Незамкнутая

Легкие или Жабры

В основном двусторонняя симметрия.

Рот-глотка-пищевод-желудок-кишечник-анальное отверстие

3.Этап подготовки к новому материалу – 3 мин

- Какие классы входят в тип Моллюски?

А сейчас открывайте ваши учебники и тетради, мы приступаем к изучению класса Брюхоногие.

Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски

4.Этап усвоения новых знаний – 15 мин

Взгляните на рисунок « внешнее строение»

Представители этого класса встречаются почти повсеместно и являются нашими спутниками: на озерах, прудах, заводях – большой прудовик, в лесной подстилке, лугах, садах и огородах – голый слизень. Но, не смотря на большое разнообразие, можно выделить общие черты


Большинство Брюхоногих моллюсков имеют спирально закрученную раковину. У некоторых раковина недоразвита или полностью отсутствует (например, у голых слизней).

Как думаете, какой тип симметрии будет характерен для них? Именно потому, что раковина имеет спиралевидную форму, тело, например, прудовика также завито в спираль.

Отделы тела такие же, как у всех моллюсков, какие?

На голове расположены одна или две пары длинных мягких щупалец и пара глаз.

В туловище — внутренние органы.

Нога брюхоногих приспособлена к ползанию и представляет собой мускулистый вырост брюшной части тела (отсюда и название класса). А обильная слизь, выделяемая кожными железами ноги, облегчает плавное скольжение.

Сверху тело моллюсков покрыто особой складкой кожи - мантией. Скажите, а можно ли выделить отдельный класс только на основе внешнего строения, что ещё нужно знать?

Рассмотрим пищеварительную систему.

В ротовой полости брюхоногих моллюсков находится мускулистый язык с хитиновыми зубами, образующими «тёрку» (или радулу). У растительноядных моллюсков тёрка (радула) служит для соскабливания растительной пищи, у хищных — помогает удерживать добычу.

В ротовую полость обычно открываются слюнные железы. Ротовая полость переходит в глотку, а затем — в пищевод, который ведёт в желудок и кишечник. В него впадают протоки пищеварительной железы. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через анальное отверстие.


Нервная система

Нервная система (на рисунке показана жёлтым цветом) состоит из нескольких пар хорошо развитых нервных узлов, расположенных в разных частях тела, и отходящих от них нервов.

У Брюхоногих моллюсков развиты органы чувств, они расположены в основном на голове: глаза, щупальца — органы осязания, органы равновесия.  У брюхоногих хорошо развиты органы обоняния — они могут распознавать запахи.


Кровеносная система

Брюхоногие моллюски имеют незамкнутую кровеносную систему, состоящую из сердца и сосудов. Сердце состоит из двух камер: желудочка и предсердия. От сердца отходит крупный сосуд – аорта, которая разветвляется на артерии.


Дыхание

Дыхание у моллюсков, живущих в воде, осуществляется жабрами, а у наземных — с помощью лёгкого.

В мантийной полости у большинства водных брюхоногих моллюсков имеются одна или, реже, две жабры.

У прудовиков, катушек, виноградных улиток мантийная полость выполняет роль лёгкого. Кислород из атмосферного воздуха, заполняющего «лёгкое», проникает через стенку мантии в разветвлённые в ней кровеносные сосуды, а углекислый газ из кровеносных сосудов поступает в полость «лёгкого» и выходит наружу.


Выделительная система

Органы выделения моллюсков — одна или две почки. Ненужные для организма продукты обмена веществ поступают из крови в почку, проток от которой открывается в мантийную полость.

Освобождение крови от углекислого газа и обогащение кислородом происходит в органах дыхания (жабрах или в лёгком).


Размножение

Моллюски размножаются только половым путём.

Прудовики, катушки, слизни — гермафродиты.

Оплодотворённые яйца они обычно откладывают на листья растений и различные водные предметы или между комочками почвы. Из яиц выходят маленькие улитки. Многие морские Брюхоногие — раздельнополые животные, они развиваются с личиночной стадией — парусником.


Значение

Брюхоногие могут служить промежуточными хозяевами плоских паразитических червей (малый прудовик служит промежуточным хозяином для печёночного сосальщика).

Многие моллюски служат кормом для рыб и птиц. Наземных брюхоногих поедают земноводные, кроты, ежи. Некоторые виды брюхоногих употребляет в пищу и человек.

Среди брюхоногих есть вредители садов и огородов — слизни, виноградная улитка и др.



Учащиеся смотрят на рисунок в учебнике или на интерактивной доске, называют общие признаки класса Брюхоногих




В процессе объяснения учащиеся заполняют таблицу, которая распечатана на листе



Ассиметричная симметрия




Голова, нога и мешковидное туловище











Внутреннее строение







Ученики рассматривают картинку на слайде, заполняют таблицу






Учащиеся заполняют таблицу









Учащиеся заполняют таблицу










.Учащиеся заполняют таблицу








Учащиеся заполняют таблицу














Учащиеся заполняют таблицу











Учащиеся заполняют таблицу


5.Этап закрепления знаний – 5 мин

Почему брюхоногих так назвали?

Каково значение брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека?


6.Этап информации учащихся о домашнем задании – 2-3 мин

Открываем дневники и записываем домашнее задание:

Изучить § 20

Записывают домашнее задание

7. Подведение итогов – 1 мин

Всем спасибо! Все свободны!

До свидания!

Прощаются и уходят.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!